Ускоренное проведение значимых Шкода», пиво «Плзенский праздрой» или «Крушовице», радио- и электрооборудование фирмы «Тесла», электротехнические изделия концерна ЧКД и т.п. С другой стороны, эти предприятия благодаря широким торгово-экономическим и логистическим возможностям новых владельцев получают возможность выхода на новые европейские и мировые рынки, которые еще 15—20 лет назад были для них, как правило, недосягаемы. Таким образом, сращивание иностранного капитала с капиталом отечественным создает реальные условия для все более активного включения Чехии в мировую экономическую систему.
Важным является и то обстоятельство, что на предприятиях, контролируемых иностранным капиталом, среднемесячная зарплата в прошлом году составила 28500 крон (около 1500 долл.), что на 6% больше, чем по промышленности в целом. Причем, несмотря на ожидания, даже в условиях финансового и экономического кризиса иностранные фирмы не стремятся возвращать производство в свои страны, в полной мере используя преимущества более дешевой рабочей силы в Чешской Республике.
Инвестиционная активность фирм, находящихся под иностранным контролем, намного выше, чем отечественных предприятий (на одного работающего в фирмах с иностранным капиталом приходится в 2,5 раза больше инвестиций). Этот источник инвестиций в современных условиях является решающим для чешской экономики. В 2008 году в ЧР поступило свыше 110 млрд. крон (почти 7 млрд. долл.) прямых иностранных инвестиций, в кризисном 2009-м — 52 млрд. крон (около 3,5 млрд. долл.).
При министерстве промышленности и торговли ЧР функционирует Агентство по поддержке предпринимательства и инвестиций CzechInvest, которое, кроме прочего, реализует программу «пост-
помощи» (AfterCare) инвесторам, уже утвердившимся на чешском рынке. Речь идет, в частности, о поддержке реинвестиций, содействии при поиске соответствующих промышленных зон и предпринимательской недвижимости, консультациях по софинансированию проектов из структурных фондов ЕС, развитии сотрудничества с научно-исследовательскими структурами и высшими учебными заведениями, посредничестве при переговорах с органами местного самоуправления и т.п. За границей работают девять центров агентства. Расходы на его содержание частично финансируются за счет государственного бюджета.
Наконец, необходимо отметить чрезвычайно важную политическую составляющую функционирования иностранного капитала в ЧР. Речь идет о том, что бизнес достаточно четко отделен от политики, собственники и высший менеджмент не стремятся каким-либо образом влиять на работу центральных органов политической и исполнительной власти страны или же принимать в этой работе непосредственное участие. Поэтому в Чехии, по сути, нет особой общественной группы, известной в посткоммунистических странах Восточной Европы как «олигархи». В свою очередь, это в значительной степени способствует развитию и эффективному функционированию стандартной европейской политической и экономической систем.
Вместе с тем необходимо отметить следующее. Если для чешского общественного мнения проблематика функционирования иностранного капитала в ЧР уже утратила свою актуальность, то в профессиональной среде дискуссии не прекращаются до сих пор. Основным аргументом критиков официального курса является то, что, по их оценке, Чехия, в сущности, теряет собственный капитал (средства производства, собственные технологии, знания), получая взамен только «мешок денег», который при любых условиях так и останется таковым и предназначен исключительно для покрытия различных затрат и повышения уровня потребления.
Приводятся также и другие аргументы:
— иностранные инвесторы вкладывают средства не в страну-
хозяйку, а только «в себя» — на территории и в пространстве этой страны;
— сравнительно дешевая рабочая сила в стране используется для снижения расходов и цен для иностранного потребителя. Так, 80% продукции, производимой в Чехии, экспортируется в европейские страны;
— возникновение местной сети предприятий по производству сопутствующей продукции лишь усиливает степень зависимости, углубляет потерю автономии, усиливает монокультурность сравнительно небольшой экономики (удельный вес контролируемого немецким «Фольксвагеном» концерна «Шкода» в общем экспорте страны составляет около 25%);
— важные функции принятия стратегических решений остаются в руках иностранного владельца, страна-хозяйка чрезмерно зависит от него;
— часть накоплений, которые могли бы приумножить национальное богатство, расширить возможности капиталовложений в экономику, вывозится из страны в виде дивидендов.
Но участники упомянутых дискуссий, в итоге, не в состоянии ответить на главный вопрос: существуют ли альтернативные пути проведения быстрой и эффективной трансформации национальной экономики в современных условиях интернационализации производства? Один из самых последовательных критиков официальной концепции, авторитетный чешский экономист, профессор одного из университетов Нью-Йорка М.Зелени отмечает: «Что дальше? Какова стратегия государства в этой ситуации? Что будут делать? За что купят капитал? Где найдут капиталистов? Как может государство функционировать за счет постоянно растущих поступлений иностранных инвестиций? Не знаю».
Вместе с тем никто не может отрицать того, что на сегодняшний день экономика Чехии развивается динамично, во многих ее отраслях продолжается процесс инновационного перевооружения, значительно повышаются квалификация и уровень жизни населения.
Так или иначе, чешский опыт трансформирования экономики заслуживает внимания, поскольку в течение довольно короткого срока удалось осуществить реструктуризацию национального хозяйства, переориентировать его на производство современной продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечить полномасштабное включение страны в систему европейского и мирового разделения труда. Ведущая роль в этом деле принадлежала и принадлежит иностранному капиталу.