ПО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«...Лучше б я умер вчера»
Помните анекдотический случай, рассказанный М.Задорновым о горячем гостеприимстве русского севера? Он цитировал запись иностранца: «Вечером пил с русскими. Чуть не умер. Утром с русским похмелялся. Лучше б я умер вчера...» Скорее всего, именно такая мысль пришла в головы представителей тех предприятий с иностранными инвестициями, которые имели неосторожность обратиться в Конституционный суд Украины за защитой своих льгот, когда они увидели названия своих компаний в президентском распоряжении от 26 февраля 1999 года. Вернее, даже не в тексте распоряжения, а в маленьком приложении к оному. Без мудрствования лукавого в нем кратко и ясно написано: «Перечень предприятий с иностранными инвестициями, внешнеэкономическая деятельность которых останавливается». И дальше список из 37 «иностранцев»...
Президент Л.Кучма, как гарант Конституции Украины, издал сие распоряжение с целью соблюдения всего-то четырех пунктов из двух статей Конституции (106-й и 116-й) и обеспечения «экономической самостоятельности и безопасности Украины в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности».
Так вот, чтобы это выполнить, Кабмину поручено (пункт 1) срочно, но временно, хотя и в установленном порядке остановить деятельность перечисленных СП - до рассмотрения Конституционным судом их обращений по поводу официальной трактовки законодательства Украины об иностранных инвестициях.
На тот же «временный» период Нацбанку рекомендовано (пункт 2) остановить («принять меры...») валютные операции тех самых 37 СП.
Все это, по логике текста, должно произойти до 15 марта - к этой дате правительство должно отчитаться о ходе выполнения двух этих пунктов распоряжения Президента.
Не было бы ничего странного, если бы такое «распоряжение» в свое время исходило от самого Конституционного суда. Коль уж представители многих СП считают, что их права нарушены, и просят КС официально объяснить им, имели ли украинцы право лишить их прежде предоставленных налоговых льгот, например. Коль уж КС принял их «запросы» к рассмотрению, он и мог бы, если считал нужным, сразу же приостановить все внешнеэкономические операции и контракты СП - до окончания разбирательства. А так вышло, что Президент вроде бы ликвидирует «промашку, допущенную Конституционным судом».
Наверное, как гарант Конституции, Президент и должен был так поступить, коль уж КС «нюх потерял». Да только в свете вышесказанного его распоряжение слишком многими (и не только из списка 37-ми) заинтересованными, да и просто хотя бы раз прочитавшими положения о КС, воспринимается как «мера пресечения» самой попытки представителей СП узнать о своих правах. И если это так, то в принципе благое намерение главы государства рискует обернуться для него и всей страны весьма неприятными «нюансами».
Если бы «антиэспэшное» распоряжение от 26 февраля не сопровождалось перечнем 37 «останавливаемых» или же в нем значились все СП, зарегистрированные и действующие на внешнеэкономическом поприще Украины, - это еще могло бы хотя бы выглядеть логично. Ведь не зря же не первый год в Украине бушуют страсти вокруг льгот, предоставленных СП, многие из которых уже уличены, мягко выражаясь, в недобросовестном ведении бизнеса. Проще говоря - «сливают деньги» на счета своих иностранных соучредителей, нисколько не заботясь при этом о равной выгоде украинских партнеров и Украинского государства.
В этом смысле логичнее было бы сначала ответить на злободневный вопрос: кто и зачем способствовал тому, что те самые отмененные нынче льготы вообще были узаконены в Украине?..