Лом черных металлов с полным правом можно считать для Украины основным экспортным ресурсом. И правда, конкурентоспособных экспортных позиций у родного государства не много: некоторые продукты сельскохозяйственного производства, немного химии, металлопродукция. Но зерно нужно выращивать, моля Бога о благоприятных погодных условиях, химическая промышленность требует качественных ингредиентов (где ж их взять?), металлопродукция пожирает огромное количество коксующегося угля, себестоимость которого в Украине превышает среднемировые цены. Значительно проще экспортировать металлолом, тем более, что от СССР унаследована мощная индустрия его заготовки и переработки, которая, что важно, не нуждается в «высоких» технологиях. И индустрия эта, в отличие от почти всех остальных, процветает - валютная выручка от экспорта металлолома, по данным МВЕСТорга, в 1998 году составила 653 млн. долл., и это только официальная сумма…
«ЛОМОВИКИ»
Отечественные «залежи» лома черных металлов поражают воображение. На предприятиях и в военных частях его накоплено около 150 млн. тонн (одних только ржавых судов - 3 млн. тонн). Взяв за минимальную цену экспортных контрактов 50 долларов за тонну, получим приблизительную стоимость запасов - 7,5 млрд. долл. (и это при том, что международные цены на лом, «благодаря» массированным поставкам из России и Украины, с 1996 года упали более чем вдвое). Но это, так сказать, лом официальный. Учитывая уровень амортизированности основных фондов (более 80%), которые в сущности также являются ломом, общие запасы его, по осторожным оценкам экспертов, превышают 1 млрд. тонн. Естественно, желающих принять участие в распределении этой бешеной суммы предостаточно - от мощных компаний до рядовых граждан.
Операциями с металлоломом в Украине занимаются свыше полутора тысяч субъектов предпринимательства. Причем около 51% в общем обороте сделок припадает на долю девяти крупнейших компаний(в частности это «Втормет», «Интерсталь», «Бриллиант», «Монолит», «Милен», «Крахметалл»). Так что этот сегмент рынка кормит почти 200 тыс. человек, причем в это число не входит огромное количество самодеятельных «охотников за металлами» из южных и восточных регионов, где сбор металлолома стал чуть ли не единственной возможностью получить «живую» копейку.
До недавнего времени большинство торговцев предпочитали заниматься цветными металлами, но сейчас из-за ужесточения госполитики в этой сфере вынуждены довольствоваться, образно говоря, пищей низкокалорийной - ломом черных металлов.
Рентабельность внешнеторговых операций с ломом остается достаточно высокой. О том, сколько процентов составляет это «достаточно», эксперты говорить не рискуют. Так или иначе, но даже при снижении в последнее время мировых цен на лом, объем его заготовки и экспорта постоянно растет. Как сообщает Минэкономики, в 1997 году было экспортировано 44,4% заготовленного лома. В году же текущем этот показатель, по предварительным оценкам, может превысить 60%, чему весьма способствуют панические настроения экспортеров, не без основания ожидающих от правительства ужесточений условий операций с ломом металлов.
При этом все громче голоса о «разбазаривании отечественного лома». Правда, зачастую они принадлежат тем, кого не допустили к столь прибыльному процессу. Существенным достижением недопущенных к «разбазариванию металлического фонда государства» можно, вероятно, считать принятый в мае нынешнего года Закон «О металлоломе», основным моментом которого является предоставление Кабмину права устанавливать размер экспортных квот на металлолом вплоть до запрета экспорта, а Минпромполитики - права регламентировать операции с ломом через издание соответствующих инструкций и изменений к ним. «Ударной силой» кампании по лоббированию этого документа выступали директора металлургических предприятий. Эти почтенные господа единогласно уверяют, что именно недостаточность поставок лома (в 1998 году - 84% от потребности) повышает себестоимость отечественной металлопродукции и снижает ее конкурентоспособность на международных рынках.
Казалось бы, если уж так хочется ограничить вывоз лома, то для этого больше подошли бы тарифные методы, предпринимаемые (хотя бы теоритически) в интересах горемычных бюджетников. Однако руководитель отдела экспортных квот МВЭСТорга Владимир Бегун так не считает. На мой наивный вопрос об этом он ответил так:
- Действительно, с одной стороны, экспортная пошлина и вправду лучше квотирования, для бюджета лучше. Но тарифное регулирование имеет и недостатки. Если пошлину сделать невысокой, то экспорт все равно будет продолжаться, если слишком высокой - экспорт прекратится. Весьма сложно определить размер пошлины, при которой экспорт был бы таким как нужно. Опять же, меняется конъюнктура международного рынка - не успеешь реагировать. Квотирование в этом плане надежнее.
Демпинг за счет внутренних кредиторов
На ценовой конкурентоспособности отечественного металла остановимся особо. По сообщению иностранной прессы, демпингуя на международном рынке, украинские предприятия продают его по ценам значительно ниже себестоимости. С внутренними поставщиками сырья и энергоносителей просто не расплачиваются. Это фактически подтвердил и первый вице-премьер Анатолий Кинах, сообщив в интервью УНИАН, что задолженность предприятий отрасли выросла за 1998 год на 4,2 млрд. грн. Значительная часть этой задолженности приходится на поставщиков лома. Некоторые из них ждут «расплаты» по четыре года, а с учетом того, что внутренние цены на лом (100-145 грн. за тонну) на 20-40% ниже зарубежных, остается только подивиться тому, что поставки на отечественные комбинаты вообще не прекратились. Но все к тому идет.
Кислородная подушка для смертельно больного?
Как рассказал все тот же А.Кинах, производство основных видов металлургической продукции по сравнению с соответствующим периодом 1998 года составило: чугуна - 103%, стали - 105%, проката - 109%. На фоне угрожающих показателей задолженности наращивание производства сильно напоминает применение кислородной подушки из-за отсутствия других лекарств.
Роль упомянутой подушки отводится подписанному Президентом Закону «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины». По информации министра промышленной политики Василия Гуреева, из 369 предприятий отрасли отобраны 59 сравнительно здоровых «особей», которым сроком на три года предоставлены налоговые льготы (30% действующих ставок налога на прибыль, 50% - в инновационный фонд, 0% - дорожного сбора). Кроме того им по состоянию на 1 июня 1999 года «прощаются» все начисленные до этой даты налоговые пени и штрафы, которые далее начисляются также в половинном объеме.
Вполне очевидно, что Закон «О металлоломе», а главное - экспортные квоты лежат в контексте «возрождения» отрасли на основах планового госкапитализма. Негосударственным же поставщикам металлолома предлагается, как красногалстучной пионерии времен СССР, работать с отечественными меткомбинатами практически «на шару». Кто не согласится - вылетает в трубу, а лояльным «для поддержки штанов» можно предложить такую-сякую экспортную квоту. Согласно просочившейся из Кабмина информации, там склоняются к весьма скромной цифре общего годового объема квот - 2 млн. тонн.
Пугают? Возможно, и не только отечественных торговцев. А.Кинах допускает, что «наши» квоты могут и не внедряться, если Комиссия ЕС по углю и стали увеличит квоты Украины на импорт в страны ЕС некоторых видов проката. Это выглядит нелогично, ведь в случае роста экспорта проката потребность отечественных комбинатов в ломе только увеличится. Вряд ли Европа, учитывая прогнозируемое по результатам 1999 года падение на 2,3% общеевропейского спроса на прокат (мировое падение - 10%), пойдет на увеличение импорта из Украины. А если и пойдет, то металл этот еще надо продать. За счет же передовых технологий и дешевого украинского лома конкурентоспособность европейского металла вполне может оказаться выше.
«Гуртом i батька добре бити»…
Конечно же, экспортеры-«ломовики» не ожидают, пока госорганы обдерут и их. Объединившись в Украинскую ассоциацию металлолома (УАМ), они от имени ее I съезда, коль уж деться некуда, подали в Кабмин свои предложения по формированию и распределению экспортных квот с их общим годовым объемом 3,2-3,4 млн. тонн.
Объяснили они эту цифру своеобразно: поскольку соотношение между объемами экспорта металлолома и выплавки стали в разных государствах в пределах 2-18,5% (в России этот показатель именно 18,5%), для Украины специалисты УАМ, «учитывая специфику технологического состояния черной металлургии», рекомендуют соотношения 12-12,5%. А это и будет 3,2-3,4 млн. тонн. Специфика технического состояния - вещь тонкая, доступная только знатокам. Нетрудно заметить, что в 1998 году было экспортировано 3,281 млн. тонн лома, таким образом эта ассоциация просто пытается удержаться на достигнутом уровне. К тому же массированные поставки сбивают цены, что также не в интересах экспортеров.
В заключение пофантазируем на вечную тему: «что ж день грядущий им (нам!) готовит». Скорее всего, реальный объем квот окажется где-то между предложениями правительства и «ломовиков» (Кабмин недаром «запустил дезу» о явно заниженном их уровне).
Прогнозы специалистов о развитии отрасли достаточно спокойны. Даже если квоты будут внедрены, их придется вскоре отменять, иначе Украине трудно рассчитывать на присоединение к ГАТТ-ВТО. Для настоящей модернизации металлургии денег все равно не видно, как не видно и сумасшедшего заграничного инвестора. Вероятнее всего, мероприятия исполнительной власти позволят отрасли, «тихо загибаясь», просуществовать еще какое-то время. Экспорт лома, как високоприбыльный вид деятельности, через все возможные лазейки будет продолжаться во все возрастающих объемах. Просто это один из механизмов, следуя которым мировая экономика «переваривает» недореформированную экономику отечественную. И радоваться остается лишь тому, что она послужит человечеству хотя бы в качестве утильсырья.