Конечно, украинские участники международного симпозиума «Украина и Европейский союз: экономические реалии и политическое видение» не могли себе позволить столь прямолинейную формулировку своего видения проблемы. Поэтому министр иностранных дел Борис Тарасюк сделал ее научную транскрипцию, поддержанную многими выступающими. Звучит она как «реинтеграция Украины в Европу». Председатель подкомитета ВР по евроатлантическому сотрудничеству Олег Зарубинский даже призвал в свидетели «прораба перестройки» Александра Яковлева, который утверждает, что связь России с Европой тянется со времен Киевской Руси. Отсюда закономерный вывод: негоже держать древнюю европейскую державу даже не в прихожей ЕС.
Еще об одном тревожном факте сообщил глава управления политического анализа и планирования МИДа Андрей Веселовский. 17 мая во влиятельной «Financial Times» появилась никак не случайная статья с предложением срочно, с 1 января 2000 года, начать процесс интеграции балканских стран в ЕС, пока они не дестабилизировали всю Европу. Да, это политическое, а не экономическое решение, но ведь даже ребенка вводят в школьный класс тогда, когда он еще не умеет ни читать, ни писать. Неужели же и Украина должна поступить аналогично Сербии?
Советник Еврокомиссии Фрейзер Камерон уверил собравшихся, что указанный «школьный план» не имеет официальной поддержки: все должно происходить в свое время. Тем не менее известный лоббист украинских интересов, председатель наблюдательного совета Международного центра перспективных исследований Богдан Гаврилишин настаивал на том, что Украина заслуживает внеконкурсного зачисления за высокоцивилизованное отношение к нацменьшинствам, которое не могут обеспечить даже такие столпы Союза, как Франция и Великобритания. На это профессор Маргот Лайт из Лондонской школы экономических и политических наук заметила, что результаты политических решений в экономике хорошо видны на примере предоставления займов МВФ Украине и России. ЕС, безусловно, будет участвовать в восстановлении Сербии и Косово (последнее г-жа Лайт назвала «протекторатом»), но без их приема в Евросоюз.
Естественно, участники симпозиума не могли обойти молчанием тему «Из Киева в Брюссель - через Москву?» На прямом, беспересадочном перелете Леонид Кравчук обнаружил две «воздушные ямы»: объективную - в форме исторического наследия и субъективную - в форме неготовности определенной части местного политического истеблишмента принять европейские стандарты (депутат Игорь Осташ назвал вступление Украины в МПА СНГ дорогой игрушкой, подаренной левой части парламента в обмен на ратификацию международных соглашений). Борис Тарасюк вообще не рассматривает восточный вектор внешней политики Украины как альтернативу западному, ибо сама Россия принимает активное участие в процессах евроинтеграции. Правда, Маргот Лайт обратила внимание на то обстоятельство, что своей массой РФ может просто задавить ЕС. С проблеммой «массы» согласен и министр, но на откровенный вывод не решился. Его сделал директор Института украинско-российских отношений Сергей Пирожков: Россия в контексте концепции многополюсного мира полагает постсоветское пространство сферой своих стратегических интересов, а потому при интеграции в ЕС Украине придется преодолевать ее серьезное противодействие. То есть «через Москву» не получается.
Что же в этом случае более всего мешает Украине? Большинство выступавших полагали главной помехой отсутствие совместной стратегии интеграции нашей страны в ЕС. Главный герой киносериала «Поезд не идет на Восток» - народный депутат Иван Заяц - во-первых, не желает стоять в постоянной очереди за Россией, во-вторых, ему надоело слушать западные причитания о большом значении Украины для Европы без какой-либо материализации,
в-третьих, он возмущен тем, что ассоциированную Украину посадили в МПА на одно из основных мест да еще подняли ее флаг. Правда, Юрий Хромов из московского Института стратегических исследований заметил на сей счет, что участие Украины в экономических процессах СНГ существенно выше ее ассоциированного статуса.
К сожалению, обратил внимание западных гостей глава Нацагентства развития и евроинтеграции Роман Шпек, то же самое нельзя сказать о процессах в ЕС. Да, главный экономический критерий присоединения к ЕС - наличие функционирующей рыночной экономики и способность конкурировать на его внутреннем рынке - Украине пока не под силу. Но почему бы не вознаградить ее хотя бы статусом ассоциированного члена? Дело, однако, в том, что «пока не под силу» - слишком мягкое выражение в данном контексте, о чем свидетельствуют некоторые сведения, почерпнутые из материалов симпозиума.
Но еще красноречивее данные социологического исследования представлений наших граждан об определенных человеческих чертах жителей Украины, России, ведущих стран ЕС и Эстонии как одного из первых кандидатов на прием в Евросоюз (Центр мира, конверсии и внешней политики Украины, декабрь 1998 года, 1200 респондентов). При этом мы отобрали черты, наиболее важные с точки зрения указанного выше экономического критерия ЕС.
Как видим, трудолюбие само по себе не способно обеспечить успех в рыночной экономике, а уж известная славянская непредсказуемость - тем паче. Риск, разумеется, дело благородное, но «цо задужо, то не здрово». К тому же, приведенные данные помогают понять, почему 58 % респондентов считают Россию стратегическим партнером и примерно столько же уверены, что нынешний кризис Украина и Россия смогут преодолеть только вместе.
Судя по словам Б.Тарасюка о «необходимости преодолеть определенный скепсис в украинском обществе относительно наших реальных экономических и финансовых возможностей интегрироваться в Европу», наша прозападная элита не совсем четко представляет всю глубину отличий «всех граждан Украины» от евроатлантической цивилизации. Конечно, приятно, когда Венский саммит признал отношения Украина-ЕС стратегическим и уникальным партнерством, но пока сия уникальность заключается в том, что, по меткому выражению доктора Тараса Кузьо из университета Северного Лондона, инициируется масса программ внутреннего и внешнего свойства при полном застое в украинском обществе. Поэтому прав посол ФРГ в Украине Эберхард Хайкен, когда говорит, что, рассматривая свои отношения с Украиной как стратегические, ЕС может лишь поддержать ее в процессе реформ, но не заменить собственных усилий. Так что возвращаясь к сравнению Украины с ребенком, которого не пускают в начальную школу, не могу не вспомнить слова своей учительницы английского языка: «Stop talking, children!»