Скорее всего, Михаил Ковалко, председатель комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности, был искренен, давая положительную оценку состоявшемуся выездному заседанию комитета в Энергодаре. Эффективность мероприятия, по его мнению, прежде всего заключалась в том, что депутаты имели возможность на месте изучить положение дел в электроэнергетике, выслушать мнения и предложения непосредственных участников энергорынка, что должно повлечь за собой создание более совершенной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в электроэнергетике.
Нечто подобное заявлял несколькими годами ранее и его коллега Михаил Павловский, возглавлявший постоянную комиссию ВР аналогичного профиля, которая тоже проводила выездное заседание в Энергодаре. Похвально, конечно, что представители высшего законодательного органа не гнушаются обогатиться опытом из гущи жизни. Жаль только, что приобретенные знания, как свидетельствует сама жизнь, в лучшем случае лишь развивают депутатский интеллект, но так и остаются мертвым капиталом.
Без малого четыре года назад инициаторы создания украинского энергорынка сулили несметное количество благ, которое он принесет отечественной экономике. Доводы оппонентов, как водится, игнорировались, и результат подтвердил безошибочность наиболее неблагоприятных прогнозов. В стране произошел обвал финансовой пирамиды платежеспособного спроса на электроэнергию. Сложилась ситуация, при которой наряду с реально производимой электроэнергией стал расти объем «виртуального» электричества - продукта пресловутых дисконтов. Разрушение в процессе реформ классической схемы производства и потребления электроэнергии привело к росту неплатежей за потребленную электроэнергию, лишив генерацию оборотных средств. Фактически товарно-денежные отношения в отрасли оказались вне правового поля.
Масштабы кризиса в электроэнергетике страны отчетливо видны хотя бы на примере работы Запорожской АЭС, вырабатывающей пятую часть украинской электроэнергии. В нынешнем году станция практически не располагает запасом топлива. На его приобретение необходимо порядка 140 млн. долларов. Таких денег взять попросту неоткуда, но и не изыскать нельзя. Иначе уже в ноябре нынешнего года на АЭС будет работать лишь один из шести энергоблоков. Да и его не надолго хватит - примерно до середины будущего января. А затем мороз выведет из строя все оборудование станции, утвердив полный развал энергетики страны.
Впрочем, вряд ли дело дойдет до этого. Наверняка, снова будут предприняты «героические усилия» и чудеса финансовой изворотливости, сомнительность смысла которых все более очевидна.
По-другому и не скажешь, если только на четвертом году существования отечественного энергорынка в его нынешнем виде делается попытка вынести на рассмотрение проекты закона об основных принципах его деятельности. Один из них разработали депутаты, другой - специалисты Минэнерго. И оба документа, как водится, не лишены недостатков. Депутатский проект, по мнению первого заместителя министра энергетики Михаила Уманца, предоставляет слишком большую свободу для субъектов энергорынка, сводя их «ответственность» лишь к получению доходов. А депутаты считают, что проект Минэнерго не содержит никаких принципиально новых предложений и подчинен цели узаконить управление отраслью «в ручном режиме».
Однако было бы по меньшей мере наивно полагать, что с введением пусть даже самого совершенного саморегулирующего механизма проблемы тотчас же разрешатся. Ведь кризис, поразивший энергосистему, зашел настолько далеко, что без «пожарных мер», по выражению первого вице-премьера Владимира Куратченко, обойтись нельзя. К числу таковых, вероятно, относится попытка уладить конфликт с персоналами АЭС. Правительством избран весьма незамысловатый способ - поручить Минэнерго «привлечь в установленном порядке» кредиты коммерческих банков под гарантию погашения их Минфином за счет средств, предусмотренных госбюджетом на оплату электрической и тепловой энергии, потребленных бюджетными организациями. Это означает одно из двух: либо правительство по-прежнему предпочитает кратковременные отсрочки от неприятностей по принципу «а дальше - хоть трава не расти»; или же комбанкам следует забыть не только о процентах, но и о возврате 120-миллионного кредита, смирившись с новым вариантом ОВГЗ.
Впрочем, если раньше подобные вопросы власти относили к разряду несущественных, то сейчас и подавно вынуждены не обращать на них внимания. Не случайно же первый вице-премьер заявил: «Если энергетические проблемы мы не решим в ближайшее время, до лета не доживем». Тем самым В.Куратченко подтвердил насущную необходимость принятия закона, способного утвердить такой механизм работы энергорынка, который избавит от проблем «хотя бы на ближайшие пять лет». С этим члены комитета ВР, в принципе, согласны. Но даже с учетом подобной общности взглядов вряд ли правомерно полагаться на то, что в ближайшее время на энергорынке произойдут коренные перемены. Хотя бы потому, что полторы дюжины депутатов - это еще не вся Верховная Рада.