21 мая Туркменистан прекратил поставки газа в Украину (т.е. в адрес Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины»), сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на президента Сапармурата Ниязова. Объявив о прекращении газопоставок, по версии того же агентства, Туркменбаши подчеркнул, что «эта инициатива исходила не от туркменской стороны, а от Украины, которая не может согласовать вопросы оплаты за транзит топлива с Россией и Казахстаном». С.Ниязов также сообщил на пресс-конференции, что 21 мая разговаривал по телефону с Л.Кучмой, который еще не был проинформирован о ситуации, однако пообещал рассмотреть данный вопрос.
«Газовый» пассаж
Мало верится в то, что глава Украинского государства не знал о прекращении поставок туркменского газа «по инициативе Украины». Тем более, что правительство Украины уже больше месяца ищет «крайнего» в проблемах оплаты туркменского газа и его транзита. И уже в который раз недавно «мылило шею» председателю правления НАКа «Нефтегаз Украины» И.Бакаю. Хотя, по большому счету, сей нюанс ничего не меняет.
Как уже знают уважаемые читатели из публикации в выпуске «ЗН» №13, еще 30 марта, казалось бы, ни с того ни с сего премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко сообщил на заседании правительства о том, что с 1 апреля Украина намерена приостановить поставки газа из Туркмении. Мол, украинская сторона об этом уже официально уведомила туркмен.
Стоило ли с апреля 1997 года «воевать» за право получать туркменский газ, чтобы теперь, когда самое время для пополнения запасов в подземных газохранилищах, отказываться от него? Якобы добровольно. Впрочем, логика в этом есть: коль нечем платить, то незачем брать. Другое дело, что, вероятнее всего, не Украина добровольно «приостанавливает» поставки газа, а Туркменистан. Именно из-за украинских неплатежей. Во всяком случае, не так давно тот же С.Ниязов публично выражал недовольство по поводу украинских неплатежей. Пару недель назад он же сообщил, что только за январь-март 1999 года Украина задолжала Туркменистану свыше 200 млн. долл.: 110 млн. долл. - в валюте, остальное - товаром. А за все поставленные в Украину с начала года 8 млрд. кубометров туркменского газа, сообщает со ссылкой на С.Ниязова «Интерфакс-АНИ», долги Украины составляют 314 млн. долл. (200 млн. долл. - товаром; 114 млн. долл. - валютой). До сих пор НАКу «Нефтегаз Украины» не удалось договориться с туркменами о ценах и номенклатуре (т.е. перечне) товаров, которые Туркменистан согласится взять в качестве оплаты за свой газ. Общий же долг Украины за прежние газопоставки туркменского газа, по словам С.Ниязова, сегодня превышает 900 млн. долларов. Вот вам и «даешь миллиард!»
Не было бы смысла обо всем этом писать, если бы не одно весьма существенное обстоятельство: Украине не обойтись без газа, объемы закупки которого в Туркменистане включены в общий баланс ресурса газа страны на 1999 год (см. таблицу 1). И уже в августе-сентябре мы рискуем оказаться лицом к лицу с принеприятнейшим фактом: подземные газохранилища почти пусты, а на носу - отопительный сезон, когда использование газа резко возрастает. Где его станем брать? На этом фоне скромные сетования высших должностных лиц исполнительной власти Украины на то, что, мол, НАК «Нефтегаз Украины» (или даже Украина вообще) «переоценили» свои возможности, когда надеялись, что смогут рассчитаться за туркменский газ, выглядят, мягко говоря, некрасиво. Уже потому, что подписание контракта на закупку и транзит туркменского газа на таких жестких условиях (о них речь пойдет несколько позже), когда его стоимость на границе Украины изначально составляет 72 доллара за 1000 кубометров, - декларировалось и госчиновниками, и представителями НАКа, как «большая победа Украины в диверсификации источников газопоставок для Украины». Это при том, что многие газотрейдеры умудрились «выторговать» себе значительно меньшую цену на российский газ. Тогда не только специалисты, но и авторы «ЗН» усомнились в том, что Украина может себе позволить такой ценой оплачивать «политические успехи» отечественных госчиновников, предпочитающих рассказывать, а не реально достигать диверсификации газопоставок. В итоге туркменский газ оказался неконкурентоспособным на украинском рынке газа, и НАК «Нефтегаз Украины» - как покупатель, а точнее получатель этого газа - до сих пор не может его продать. Потому что украинские газопотребители не настолько богаты и, простите, не настолько глупы, чтобы позволить себе оплачивать «диверсификационные победы» отечественных чиновников от газа.
Разумеется, 10-12 млрд. кубометров газа, которые Украина планировала получить в этом году из Туркменистана, мог бы поставить и российский «Газпром». Но, вот незадача, - ему Украина тоже должна. И намного больше, нежели Туркменистану (если все же не забывать реструктуризированные долги россиянам, которые все равно придется возвращать).
Можно было бы дополнительно закупить газ у корпорации Itera, которая поставляет в Украину как «газпромовский» газ, так и ей принадлежащий (см. таблицу 2). Но и этому поставщику украинская сторона немало задолжала. И от того, что не так давно НАК подписал график погашения задолженности перед этой корпорацией, тоже пока что почти ничего не изменилось. Так что и на благосклонность корпорации Itera не стоит рассчитывать.
Нет, вышесказанное не означает, что и «Газпром», и Itera откажутся поставить НАКу и украинским газотрейдерам (так называемые коммерческие закупки) газ в объемах, сверх оговоренных в контрактах на 1999 год. Им, наверное, даже выгодно увеличить газопоставки в Украину. Но на каких условиях и по какой цене - это уже, как говорится, вопрос на засыпку.
Тем примечательнее информация агентства «Интерфакс-Украина», обнародованная на следующий же день после вышеприведенного заявления С.Ниязова (совпадение?). По версии этого агентства, в ходе заседания консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций при Президенте Украины, Леонид Кучма заявил, что «РАО «Газпром» должно задуматься о снижении цены на газ, поставляемого в Украину». Причем, показательны аргументы, которые должны, якобы, побудить «Газпром» «задуматься» (цитирую текст по «ИУ»): «Установленная «Газпромом» цена газа для Украины на уровне 80 долл. за 1 тыс. кубометров при внутренней российской цене 18 долл., закладывает неравные условия конкуренции между российскими и украинскими производителями». Л.Кучма также подчеркнул, что если Украину «будут загонять в глухой угол», то она предоставит право на газодобычу и газоснабжение своей территории крупнейшим мировым нефтегазовым компаниям, таким как British Petroleum».
Заявление, конечно, смелое. И, наверное, у «Газпрома» после этого «коленки задрожали»: ему, значит, платить нечем, а британцам, что, - враз деньги найдутся?! Уж слишком смахивает сей пассаж на «диверсификационные успехи» Украины в газопоставках...
Но примечательнее первая процитированная часть - о том, чтобы, дескать, «Газпром» «задумался». Я не говорю уже о том, что сравнение внутренних цен на газ в России и Украине, мягко выражаясь, некорректно (потому что попахивает вмешательством во внутренние дела соседнего суверенного государства). В конце концов, это забота россиян. Но чтобы ожидать от них добровольного отказа от нынешней политики цен на экспортный газ, во всяком случае для Украины, да еще под предлогом восстановления равных условий на рынке энергоемкого производства - это, пожалуй, уж слишком самонадеянно. Да «Газпрому» россияне доплачивать должны за то, что он своими ценами на экспортируемый в Украину газ изначально способствует российским товаропроизводителям, одновременно изначально ставя их украинских конкурентов в невыгодные условия! Ну кто же в здравом уме от такой форы откажется?! Да еще добровольно!
Вряд ли сам Л.Кучма, произнося вышесказанное, на что-то надеялся. Скорее всего, сей пассаж следует отнести на счет политических выпадов. Пусть даже не очень удачных... Тем более, что присутствовавшие на заседании иностранные консультанты по инвестициям, по версии «ИУ», «рекомендовали Украине в таких условиях активнее проводить программу энергосбережения и внедрения новых неэнергоемких технологий производства». Не в бровь, а в глаз...
Однако это не значит, что на самом деле Украина не должна добиваться снижения цен на импортируемый газ. Еще как должна! Только иными способами, скажем, в другом стиле. Оснований тому несколько. Уже хотя бы то, что во многих контрактах по закупке того же российского газа в рамках «коммерческих» закупок значится сумма намного меньше, чем 80 долл. за 1000 кубометров, за которые россияне продают свой газ НАКу «Нефтегаз Украины».
Существуют, похоже, и веские основания, чтобы добиваться снижения стоимости для Украины туркменского газа. Другое дело, что торговаться непросто: ведь торг должно вести даже не с Туркменбаши (он вряд ли согласится на снижение экспортной цены газа), а с российским «Газпромом» и им уполномоченным оператором газопоставок в Украину - корпорацией Itera.
Торг уместен, если...
После мартовских заявлений об отказе от закупок туркменского газа премьер-министр Украины В.Пустовойтенко, похоже, решил быть последовательным. И поручил разобраться в ситуации. Кому поручил? Разумеется, Минэнерго, так как Госнефтегазпром к тому времени было решено расформировать (за ненадобностью?). Но в Минэнерго до сих пор официально не существует нефтегазового департамента, который, по логике, и должен был бы заниматься выполнением распоряжения премьера насчет туркменского газа. Поэтому Минэнерго перепасовало премьерское поручение «трижды уволенным» чиновникам почившего Госнефтегазпрома.
Сама эта реорганизационная ситуация не сулит ничего хорошего истории с туркменским газом. Очевидно, что в настоящее время (когда актуальна эта проблема) те, кто что-то понимает в этом деле, - не у дел вообще ( т.е. не у государственных дел; а те, кто у дел - что называется, не в теме. «Уволенные» спецы экс-Госнефтегазпрома, разумеется, распоряжение выполнили и направили премьер-министру свой анализ ситуации с поставками туркменского газа и свои рекомендации. Но лично я очень сомневаюсь, чтобы к ним отнеслись максимально серьезно, в силу вышеуказанных причин. А зря.
Чтобы уразуметь смысл предложений Госнефтегазпрома по сектору газа, для начала посмотрим, кто и сколько реально поставил в Украину газа в этом году и сравним динамику газопоставок с предыдущими годами. Воспользуемся оперативными данными Госнефтегазпрома и НАКа «Нефтегаз Украины» за первые четыре месяца 1999 года, так как данных за пять месяцев на момент написания этого материала пока еще не было.
Итак, за первые четыре месяца этого года потребители Украины использовали 28 млрд. кубометров газа, что на 2,8 млрд. кубометров меньше, чем за тот же период 1998 года, и на 9,1 млрд. кубометров меньше, чем в январе-апреле 1996 года. Между прочим, изначально прогнозировалось, что за четыре месяца объем потребления газа в Украине составит 30 млрд. кубометров. Но постарались промышленные предприятия, использовавшие газа на 0,5 млрд. кубометров меньше (при общем газопотреблении этой категорией в 12,7 млрд. кубометров). И особенно сэкономили газ из фондов облгосадминистраций - на 1,5 млрд. кубометров (потребление - 15,3 млрд. кубометров). Правда, я бы не стала относить такую «экономию» на счет программы сокращения газопотребления - просто должникам отключали подачу газа в этом году чаще, чем прежде. И называть это «экономией энергоресурсов», по меньшей мере, наивно. Тем более, что вместе с так называемым техническим расходом газа общий объем газопотребления за четыре месяца все же составил 30,8 млрд. кубометров газа.
При этом добыча газа в Украине за тот же период составила 6 млрд. кубометров, как и в 1998-м. А общий объем импортированного газа - 25,22 млрд. кубометров. Импортный газ поставлен:
российским «Газпромом» - 13,9 млрд. кубометров, в том числе 8,2 млрд. кубометров - из украинских подземных хранилищ газа (ПХГ);
Международной энергетической корпорацией - МЭК Itera - 5,7 млрд. кубометров;
из Туркменистана - 5,6 млрд. кубометров.
И чтобы уж иметь полное представление о газовом хозяйстве Украины в январе-апреле, добавим еще несколько цифр. Из ПХГ отобрано за этот период 8,8 млрд. кубометров газа (8,2 - для нужд российского «Газпрома»); а закачано в «подземки» аж... 0,3 млрд. кубометров, причем 0,1 из них - «Газпромом». (Подробнее динамика использования газа их «подземок» представлена в таблице 3.)
Кроме того, украинские газотранспортники прокачали транзитом по газопроводам 42 млрд. кубометров российского газа в Западную Европу (в 1998 году за тот же период - 37,9 млрд. кубометров). И еще 3,1 млрд. кубометров - потребителям в странах СНГ.
А теперь - самое интересное.
При всех нюансах газового бизнеса и украинских долгах, отечественные газотранспортники, похоже, в этом году давали не много поводов упрекнуть себя в невыполнении контрактных обязательств. Впрочем, «Газпром» все равно упрекал Украину в несанкционированных отборах газа. А аккурат перед тем, как украинский премьер огласил намерения приостановить импорт туркменского газа (о чем выше говорилось подробнее), Минтопэнерго России в лице замминистра В.Калюжного преподнесло Украине «сюрприз».
В своем официальном послании от 3 марта В.Калюжный напомнил замминистру экономики Украины Л.Минину о том, что еще 11 февраля 1999 года «Газпром» сообщал украинской стороне, что на этот год он «располагает ресурсами российского газа для потребителей Украины в объеме 45,8 млрд. кубометров, из них 5,8 млрд. кубометров будет поставлено независимыми поставщиками. Кроме того, МЭК Itera по договору транзита с ОАО «Газпром» в 1999 году предусмотрено поставить в Украину 16,2 млрд. кубометров туркменского природного газа».
Далее украинской стороне напомнили, что: «Основанием для разработки балансов спроса и предложения топливно-энергетических ресурсов, в том числе газа, из России в страны СНГ помимо ресурсов являются договора между хозяйствующими субъектами».
Иными словами, россияне предложили Украине пересмотреть свой баланс газа на год и не рассчитывать на прежде оговоренные 55 млрд. кубометров российского газа. То есть из общего баланса газа Украины в части поступлений предлагается вычесть почти 10 млрд. кубометров газа.
А теперь Украина отказалась (говорят, возможно, до осени) еще и от импорта туркменского газа... В то время, когда россияне предложили вместо своих 10 млрд. кубометров увеличить с 12,5 до 16,0 млрд. кубометров объем поставок туркменского газа.
В теперь уже расформированном Госнефтегазпроме сочли вышеуказанное предложение россиян экономически невыгодным для Украины, потому что цена туркменского газа почти в 1,5 раза выше цены российского из-за высокой цены его транзита до границы Россия-Украина».
Более того, они просчитали, что при отказе от туркменского газа уже в четвертом квартале этого года дефицит этого вида энергоносителей в Украине составит 3,3 млрд. кубометров. Даже если бы все остальные прогнозы остались без изменений. И из «подземок» нечего будет взять, коль сейчас туда никто ничего не закачивает...
Кроме организационных мер по экономии газа, Госнефтегазпром предложил в этой ситуации весьма смелый вариант: «Считаем, что необходимо провести переговоры с правительством Туркменистана относительно оплаты газа, поставляемого в Украину по ценам DAF граница Россия-Украина, а не на границе Туркменистан-Узбекистан».
Проще говоря, поставлен под сомнение контракт на транзит туркменского газа до границы Украины, который заключен между НАКом «Нефтегаз Украины» и корпорацией Itera. Впрочем, и прежде доводилось слышать о том, что для Украины слишком дорого обойдутся газотранзитные услуги корпорации Itera.
К слову, все экспортные контракты «Газпрома» почему-то включают в цену газа транзитные услуги Украины, и европейцы за транзит через украинскую территорию платят не Украине, а «Газпрому». В свою очередь россияне отдают НАКу «Нефтегаз Украины» (преемнику «Укргазрома») в качестве оплаты его транзитных услуг 25-30 млрд. кубометров своего газа ежегодно. И получают... возможность упрекать Украину в «несанкционированных отборах газа».
Но все предыдущие, даже робкие попытки представителей Украины изменить ситуацию, т.е. получить отдельные транзитные контракты, пока успехом не увенчались. Вместе с тем, при посредничестве корпорации Itera, которой российский «Газпром» (как выше говорилось) предоставил транзитные мощности на этот год в объеме 16 млрд. кубометров газа (среднеазиатского), для Украины цена туркменского газа формируется (в части расходов на транзит) без ее участия.
В Госнефтегазпроме Украины в этой связи задались вопросом (странно только, что до сих пор никто этим не занимался...): а почему это НАК «Нефтегаз Украины» отдает за транзит половину закупаемого в Туркменистане газа (10 из 20 млрд. кубометров)?
Вопрос отнюдь не праздный. И не стоит корпорации Itera принимать его исключительно на свой счет. Их логика вполне объяснима - бизнес, знаете ли. И если она добилась таких условий, значит ей это было выгодно. Другое дело: почему Украина в лице НАКа «Нефтегаз Украины» согласилась на такие условия?
В Госнефтегазпроме (специалистов которого в этом году практически «отодвинули» от сектора газа, как, впрочем, и в предыдущие годы) внимательно почитали «транзитные» контракты НАКа и аналогичные контракты прошлых лет с «Укргазпромом» и другими операторами рынка газа. И выяснили, что, например, в 1996-1997 годах ставка транзита газа по территории Узбекистана и Казахстана составляла 1,5 долл. (за транзит 1000 кубометров газа по 100 км газопровода). По такой же ставке предусматривалась и оплата транзита туркменского газа в Украину «Газпромом» в 1994 году по контракту с «Укргазпромом».
А если пересчитать стоимость 10 млрд. кубометров туркменского газа (отдаваемого НАКом корпорации Itera за транзит еще 10 млрд. до границы Украины), т.е. 360 млн. долл., то, по версии Госнефтегазпрома, получается, что НАК оплачивает транзит туркменского газа к границе Украины (а это около 2,1 тыс. км - смотрите схему) по ставке 1,7 долл. Два цента на таких объемах - большие деньги. И в Госнефтегазпроме считают, что НАК просто «переплачивает» оператору транзита (и не мало), хотя следовало бы оплачивать только реально предоставленные транзитные услуги корпорации Itera.
Не знаю, сколь убедительны вышеприведенные аргументы Госнефтегазпрома, но существует как минимум одна деталь в «транзитном» договоре НАКа с корпорацией Itera, которая, вероятно, подтверждает версию Госнефтегазпрома.
Как известно, в рамках ранее подписанных соглашений, непосредственно контракты на закупку и транзит газа заключаются между хозяйствующими субъектами. В случае транзита туркменского газа до границы Украины такой контракт (№ 03 - 541/98) купли-продажи природного газа заключен 31 декабря 1998 года между Itera International Energy L.L.C. и НАКом «Нефтегаз Украины». Контрактное количество газа - до 20 млрд. кубометров. (Этому контракту предшествует купля-продажа аналогичного объема туркменского газа корпорацией Itera у НАКа на границе Туркменистан-Узбекистан).
Так вот, в первом варианте этого контракта содержится примечательная преамбула:
«ПОСКОЛЬКУ Покупатель желает приобрести природный газ и согласен, купив его, доставить указанный природный газ на условиях D.A.F. граница Российская Федерация-Украина, приняв в качестве оплаты за его транспортировку до 10 (до десяти) млрд. куб. м. газа, по цене 36 долларов США за 1 тыс. куб.м., что эквивалентно расходам 360 млн. долларов США, если бы Продавец сам его транспортировал;
ПОСКОЛЬКУ Продавец располагает объемами природного газа, которые могут быть поставлены...»
Примечательна фраза об «эквивалентности расходов». Тем более, что этот «транзитный» договор имеет дополнение № 1, датированное тем же числом. Дополнение, казалось бы, несущественное. Оно всего-навсего изменяет формулировку процитированной выше преамбулы. И так, как теперь действует именно формулировка, согласованная в дополнении №1 к этому договору, то, из нее вообще исключено упоминание о цене газа и «эквивалентности расходов» в 360 млн. долл.
Сути дела это вроде бы не меняет. Зато исключает формально-документальную возможность анализировать «эквивалентность расходов»... Словом, принимайте на веру...
В Госнефтегазпроме уверяют на основании своих расчетов , что если бы НАК «Нефтегаз Украины» сам участвовал в транзите туркменского газа через территории Узбекистана, Казахстана и России (см. схему), то смог бы намного сократить расходы на транзит этого газа до украинской границы.
Но этим кто-то должен серьезно заниматься. Да еще в условиях, когда: российский «Газпром» передал право использовать транзитные мощности на 16 млрд. кубометров газа в 1999 году своему партнеру - корпорации Itera - именно для транзита среднеазиатского газа; «Газпром» же намерен почти на 10 млрд. кубометров газа сократить российские поставки в Украину в этом году; а НАК «Нефтегаз Украины» за неимением средств отказался от импорта туркменского газа как раз в период, когда нужно формировать запас газа в украинских «подземках».
Пока что, увы, ни у кого руки до этого не дошли.