Рано или поздно это должно было случиться. Еще год назад, уже после того как Запорожскому автозаводу, несмотря на зарубежную поддержку, так и не удалось наладить ритмичную работу конвейера, многим представлялось очевидным несоответствие цен на автомобили уровню спроса на внутреннем рынке. Исключение, пожалуй, составляло только руководство СП, которому за взаимными упреками и выяснением отношений, наверное, было просто недосуг отнестись всерьез к мнению покупателей. Упорное нежелание снизить практически неподъемные для массового потребителя цены на авто оставалось одним из немногих факторов, по которым партнеры не ведали разногласий. Поэтому результаты деятельности «АвтоЗАЗ-Daewoo» получились столь же неутешительными, сколь и закономерными: к началу ноября совместному украинско-корейскому предприятию удалось наладить сбыт менее двух третей (17988) из 28495 выпущенных машин. Поскольку с такими темпами реализации о возобновлении производства нечего даже помышлять, автозавод вынужден был объявить о льготных условиях продажи, которые будут действовать до конца декабря с.г.
Предновогоднее снижение цен в большей мере касается автомобилей корейских моделей, крупноузловая сборка которых налажена в Ильичевске. Это вполне объяснимо, если учесть, что удельный вес непроданных машин марки Lanos и Nubira составляет свыше 40 процентов. Правда, особым спросом не пользуются и обновленные «Таврии», коль треть из них пылится на заводском и дилерских складах.
- Мы не рассчитываем на экономический эффект от этой акции, - говорит председатель совета директоров СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» Олег Папашев, - поскольку в объявленных ценах не содержится прибыль предприятия. Мы сознательно пошли на снижение расходов части производства. Неизменными остались лишь доходы дилеров, что позволит заинтересовать их в увеличении объема продаж и в конечном итоге - увеличить объемы производства.
По утверждению руководства СП, ему удалось достичь взаимопонимания с правительством, и теперь, не ожидая помощи Кабмина, предприятие пытается изыскать возможности для повышения уровня ликвидности выпускаемой продукции. К тому же есть надежда, что в ближайшее время удастся увеличить объемы производства за счет планируемых «очередных мер» по защите отечественного товаропроизводителя, автозавод окупит затраты, которые неизбежно повлечет за собой льготная распродажа авто.
Однако далеко не все преисполнены подобным оптимизмом. К примеру, страховые компании, занятые реализацией автомобилей в рассрочку, не согласились с предложенными заводом новыми условиями продаж в кредит «Таврий». Они настояли на прежних ценах, утвержденных 1 сентября с.г.
В результате проведения предновогодней акции, считает О.Папашев, предприятие сможет реализовать все имеющиеся на складах машины, что даст возможность возобновить выпуск новых. Оценивая нынешнее состояние производства, председатель совета директоров СП уверен, что оно находится в лучшем техническом состоянии, чем когда-либо. И при наличии надлежащего спроса есть возможность организовать трехсменную работу, позволяющую выпускать 110, а то и 150 тыс. «Таврий» в год. Исходя из этого, руководство предприятия рассчитывает в ближайшем будущем завоевать не менее половины украинского авторынка.
Комментируя ситуацию, сложившуюся в Daewoo, генеральный директор СП Ванг Янг Нам подтвердил информацию об уходе в отставку руководства фирм, образующих корпорацию. Основная управленческая власть в Daewoo сейчас полностью контролируется кредиторами. Однако, по утверждению г-на Ванга, это не окажет никакого влияния на деятельность украинско-корейского СП. Он также подверг сомнению сведения о том, что концерн General Motors не желает работать на украинском рынке, заявив, что GM продолжает оставаться потенциальным инвестором совместного предприятия, у которого есть все возможности вести переговоры самостоятельно, не принимая в расчет Daewoo.
Однако сколь бы высоким ни был уровень оптимизма у партнеров-автомобилестроителей, все же нельзя не признать, что их планам суждено воплотиться в жизнь лишь в том случае, если продукция СП составит серьезную конкуренцию поступающим из-за рубежа как новым, так и подержанным машинам. Уповать же на очередные, еще более жесткие правила ввоза автомобилей вряд ли стоит. Как показал опыт, административные меры не оказали практически никакого воздействия на импортеров: выбор бывших в употреблении авто на внутреннем рынке по-прежнему богат, а цены на них - ниже, чем были раньше. А рекламные песнопения относительно «самой хорошей из лучших машин» будут вызывать разве что ироничную ухмылку до тех пор, пока эти «самые хорошие» из племени «лучших» действительно не станут таковыми по параметрам цена-качество. Ничего не поделаешь - предложение всецело зависит от спроса.