...никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Не надо поражаться и обличительно охать от того, что на заседании губернаторов-управляющих во дворце «Украина» зал был полупустым. Управляющие, их заместители, члены официальных делегаций стран-акционеров уместились на самой сцене дворца плюс трибуна и стол президиума. Что характерно - в президиуме только те, кому положено по протоколу (а не те, кто больше заслужил), - председатель Совета управляющих ЕБРР в отчетном году, министр финансов Бельгии Филипп Мейстадт, исполняющий обязанности президента ЕБРР Чарльз Франк, генеральный секретарь ЕБРР Антонио Мария Коста. И два специальных места для принимающей страны - Президент Украины Леонид Кучма и премьер-министр Валерий Пустовойтенко. Все остальные участники ежегодного собрания - бизнес-гости, которые довольно динамично носились по презентациям, семинарам и различного рода встречам и особого интереса к рабочей встрече управляющих не испытывали. Доклады можно прочитать после, а время пребывания в стране операций надо проводить максимально с толком. Это обычная картина всех заседаний, в какой бы стране они ни проходили.
Два дня в спокойной обстановке заседали губернаторы Банка - поочередно выступали, одобряя и поддерживая прошлогоднюю деятельность Банка, бюджет и планы на следующий год. Тексты выступлений давали возможность выделить несколько групп стран. Например, европейские гиганты были озабочены одним - присоединением новых членов в Европейское сообщество и «той новой ролью, которую ЕБРР должен сыграть в этой связи». Тон этому разговору сразу задал Филипп Мейстадт. Открывая собрание в Киеве, он решил произнести программную речь, чем не только нарушил протокол и задержал последующую речь Президента Украины, но и сразу решил взять быка за рога, показав, что ЕБРР называется европейским неспроста и должен быть всегда готовым к служению новому объединенному Европейскому cоюзу.
Фактически г-н Мейстадт призвал ЕБРР стать «карманным» Банком для новой Европы и планировать свою деятельность в соответствии с ее потребностями. А потребностей у первых пяти вступивших и еще пяти собирающихся вступать восточноевропейских стран немеряно, ведь их экономическое состояние следует каким-то образом соединить с уровнем европейских старожилов.
Уже не впервые страны ЕС намереваются облегчить свою благородную ношу по адаптации новых членов за счет ЕБРР. И губернаторов Банка это почему-то не насторожило, хотя, во-первых, по своему Уставу ЕБРР не может финансировать проекты там, где есть достаточно иных источников финансирования. А в ЕС имеется свой собственный Инвестиционный банк, Европейская комиссия и другие источники. Во-вторых, существуют ведь и другие страны в регионе операций ЕБРР, которые гораздо сильнее нуждаются в инвестициях, хотя и не собираются в ЕС. И в связи c этим на прошлом ежегодном собрании решено было двигаться на восток.
Очень интересно было услышать мнение господина Мейстадта о том, что «ЕБРР был создан в ответ на политическое решение - строительство объединенной Европы». А я, по наивности, считала так, как записано в статье 1 «Соглашения об учреждении Банка», - что «задача ЕБРР заключается в содействии переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а также развитию частной и предпринимательской инициативы в странах операций...» Управляющие от стран «семерки» ратовали за одно и сообща - ЕБРР ни в коем случае не должен сворачивать или уменьшать объемы своих операций в странах на продвинутом этапе реформ, то есть в десяти странах Центральной и Восточной Европы.
Судя по выступлению управляющего от России, председателя Центробанка Сергея Дубинина, его страна очень довольна деятельностью ЕБРР. Еще бы! Из всех 26 стран операций Банка, разделенных на страны с продвинутым и промежуточным этапами реформ, Россия единственная не входит ни в какую, а «рассматривается отдельно». Потому г-ну Дубинину не надо было искать особых резонов, чтобы заявить, что «нам представляется вполне разумной формула, согласно которой 40% годового объема инвестиционных ресурсов ЕБРР будут ориентированы на страны, находящиеся на начальной и промежуточной стадиях переходного периода, 30% - на страны, находящиеся на завершающих этапах, и 30% - на Россию». По ходу замечу, что подобное распределение кредитов было утверждено Советом директоров ЕБРР в сентябре прошлого года и получило название «среднесрочной стратегии Банка на 1998-2001 годы».
С другой стороны, группа из 15 остальных, «непродвинутых», стран не могла не прореагировать на свои 40% (которые если даже поровну поделить, то получится приблизительно по 2,7%, с учетом вариаций - максимум 5% ). Управляющий ЕБРР от Грузии Теймураз Мамацашвили указал на определенную недостаточность географического распределения портфеля активов - «половина обязательств Банка приходится на пять из 26 стран операций». Он отметил, что «сбалансированная диверсификация деятельности Банка по всему региону и отраслям была бы одним из наиболее надежных инструментов реального и прочного воздействия на развитие рыночной экономики в этих странах». А управляющий ЕБРР от Туркменистана Худайберды Оразов рекомендовал Банку «при осуществлении операций проявлять большую гибкость в оценке перспектив каждого конкретного проекта».
На заключительной пресс-конференции и.о. президента Банка Чарльз Франк дипломатически обошел неудобный вопрос о принципах именно такого раздела кредитного портфеля. Он рассказал, что цифры эти, мол, не жесткие, и все будет зависеть от каждого конкретного проекта. Что, кстати, можно истолковать двояко - и в пользу группы 10 хорошо продвинутых, и в пользу 15 середняков. Поскольку критические ситуации в процессе присоединения новых членов к ЕС будут возникать в Европе постоянно, Банк могут ставить перед фактом необходимости финансирования «каждого конкретного проекта», особенно при этом педалируя вопросы безопасности, окружающей среды, социальные аспекты и т.д. А что касается инвестирования в Россию, то вопрос «ядерной кнопки» никогда вслух не произносился, но всегда имелся в виду, когда политики от «семерки» направляют деятельность ЕБРР «на восток», т.е. в сторону своего восьмого члена. Таким образом, существует угроза разделения стран операций ЕБРР на «приближенных» и «отдаленных», исходя из интересов Запада.
Сегодня Европейский банк реконструкции и развития процветает во многом за счет отсутствия конкурентных структур такого типа. Его деятельность на киевском ежегодном собрании в целом была одобрена всеми членами Совета управляющих. Одобрен также бюджет на следующий отчетный год.
Впервые ежегодное собрание ЕБРР проходило без президента Банка. Предыдущий лидер Жак де Ларозьер покинул свой пост в связи с уходом на пенсию в последние дни января сего года. Поэтому нынешнее собрание имело до боли знакомую черту, роднившую его с прошлогодним. В речи почти каждого губернатора был обязательный абзац дифирамбов, разнились только их объекты. В прошлом году - Рон Фримен, многолетний первый вице-президент ЕБРР, за две недели до ежегодного собрания объявивший о своей отставке. В этом году - Жак де Ларозьер. Многие губернаторы цитировали его прощальную речь, в которой он призывал поддерживать высокое реноме Банка.
Действительно, ЕБРР в таком виде, как он существует сегодня, его успехи, достижения, прочная позиция среди других финансовых институтов - это Банк Жака де Ларозьера. На киевском собрании был начат цикл лекций имени де Ларозьера. Но что-то в панегириках слегка коробило. Может быть, высокая эмоциональная нота или излишний пафос отдавали торжественной поминальностью?
Господин де Ларозьер - человек, несомненно, большого ума, мог вполне предугадать развитие событий в сторону собственного бенефиса. И мудро решил не ехать в Киев, дабы не вводить в конфуз и не затмевать Чарльза Франка, который, будучи в Банке человеком совсем свежим, вполне справляется с возложенной на него миссией.
Итак, отсутствие в ЕБРР президента беспокоит губернаторов. Почти каждый намекнул, что пора уже кого-то назначать. Только человек непосвященный мог ожидать каких-либо резких замечаний, критики, заявлений и прочего. Все, что действительно требует какого-то серьезного решения, делается задолго до... и достаточно далеко от... времени и места проведения ежегодного собрания Банка. Поэтому пустующее кресло президента ЕБРР - это результат отсутствия договоренностей в первую очередь стран «семерки» и ЕС.
Исторически так сложилось, что место президента ЕБРР- прерогатива Франции, а место первого вице-президента - американское. И поскольку председателем Европейского центрального банка недавно был избран голландец Вим Дуйзенберг, можно было считать, что договор о разделе двух главных банковских мест между французами и немцами состоялся. Но как стало известно, французы почему-то приостановили выдвижение своего кандидата в ЕБРР, известного и мощного банкира, председателя Сбербанка Франции Филиппа Лагайета, в то время, как Германия, говорят, опять выдвинула своего кандидата. Кроме того, по словам г-на Франка, еще Италия и Испания выдвигают своих. Что-то будет, очевидно, в этом тихом царстве. Но начнется не раньше конца мая, с Совета директоров, и продлится до конца июня, пока управляющие ЕБРР будут голосовать письменно.
На нынешнем совещании губернаторов избран новый председатель Совета губернаторов на следующий отчетный год. Им стал управляющий ЕБРР от Греции, министр национальной экономики Яннос Папантониу. В следующем году он будет председательствовать на собрании ЕБРР. В целом, в Киев съехались 36 управляющих ЕБРР, которые, как правило, являются министрами финансов своих стран. А также почти все заместители управляющих. Делегацию США, например, возглавлял Дэвид Липтон, заместитель министра финансов США. Он, кстати, возглавлял американцев и в прошлом году в Лондоне.
На ежегодном собрании Банка, седьмом по счету, как обычно, присутствовали министры финансов европейских стран (стран СНГ - само собой). Кроме стран «большой семерки». Но те смогли бы посетить этот форум лишь в случае, если бы он проходил в Брюсселе, где министры горячо обсуждали на специальном саммите проблемы будущей единой европейской валюты Европы. Покидать Брюссель в минувший уик-энд никто из них не собирался…
Собрание в Киеве, по общему мнению участников, прошло и закончилось успешно А было этих участников около 4,5 тысячи. Мне нечем заменить истертую банальность, что все познается в сравнении. С лондонским, прошлогодним, собранием ЕБРР, например. Что касается организации, т.е. продуманности, подготовленности, подстраховки, устройства всех мероприятий, то киевское и лондонское собрания сопоставимы так же, как небо и земля. Как бы кому-то ни хотелось (и здесь, в Украине, и там, по обе стороны границы), чтобы Киев безнадежно сгинул в сравнительной таблице ежегодных собраний ЕБРР за семь лет, это не получится. В этой таблице нет номерной расстановки, поскольку не было идеальных собраний и не было совсем никудышних. Были лучше и хуже организованные и проведенные. Украина в этом смысле стоит в ряду лучших.
Были, конечно, какие-то проколы и недоработки. Но где и когда их не было? Ни в одной из стран операций ЕБРР Антонио Мария Коста, генеральный секретарь Банка, не получил такого паблисити, как в Украине. Не особо вникая в тонкости структуры ЕБРР, наши СМИ, цитируя, интервьюируя и расписывая г-на Косту, представили его чуть ли не первым лицом в Банке. На самом деле он возглавляет генеральный секретариат, т.е. офис, который отвечает за связь с акционерами, обеспечивает работу Совета директоров и организовывает ежегодные собрания.
Что касается задержания протестующих, этого, безусловно, делать не следовало. Потому что протестующие - будь-то молодежь или «зеленые» - необходимый атрибут такого рода международных собраний. Если вспомнить ежегодное собрание Всемирного банка и МВФ в Мадриде в 1994 году, когда «зеленые» умудрились взобраться на веревках под купол зала заседаний и оттуда бросать листовки вниз на головы важных и респектабельных делегатов, то здесь, в Киеве, головы остались целы. А два-три-пять человек возле Украинского дома с листовками против кредитов ЕБРР по ядерному проекту «Ривне/Хмельницкий», в принципе, никакого вреда ежегодному собранию и бизнес-форуму не принесли бы. Лишь придали ему тот блеск цивилизованности, который давно привычен на Западе.
Не могу обойти вниманием и еще одно характерное в отношении Украины событие. Примерно за две недели до начала киевского собрания ЕБРР известный своей «любовью» к Украине журналист Мэтью Бжезинский опубликовал в «Уолл Стрит Джорнэл» скандальную статью о том, что Киев совершенно не готов к проведению собрания - и в смысле гостиниц, и в смысле самой организации, и даже по общему настрою властей страны и города. Там же он сообщил, что ему доподлинно известно, что очень многие бизнесмены и члены делегаций официально отказываются по этой причине ехать в Киев. Статья эта, надо сказать, имела довольно широкий резонанс на Западе и послужила причиной многих спекуляций. Тем не менее ежегодное собрание началось без всяких осложнений.
Я поинтересовалась на стенде регистрации прессы, прибыл ли журналист Бжезинский на собрание, дабы убедиться в правильности своих растиражированных строк. Оказалось, не только не прибыл, но даже и не подавал предварительной заявки на регистрацию. Он и не собирался присутствовать. По словам же Олега Таранова, председателя оргкомитета, официально не поступило ни одного отказа и даже ни одной жалобы на эти пресловутые гостиницы. Комментарии, думается, тут излишни. Добавлю только, что заговор молчания, который существует в западной прессе вокруг Украины, - вещь не новая, но тем не менее неприятная.
Западный люд, подготовленный таким образом своими СМИ и воспринимавший Украину всегда в картинках тамошнего телевидения в виде бесформенных и уставших бабусь с авоськами, был поистине поражен, не найдя в Киеве ожидаемых признаков банановой республики. Не случайно на заключительной пресс-конференции Чарльз Франк благодарил не только власти за прекрасную подготовку, но и тех людей, гостеприимных киевлян, которые за каких-то пару дней явили Западу человеческое лицо Украины.
Кстати, и родные правдоискатели слегка перестарались, употребляя лексику времен «холодной войны», но только в адрес Украины. Немало среди них «употребителей» таких крепких эпитетов, как «попрошайничество» и «подлизывание» Украины к ЕБРР. Для таких знатоков хотелось бы особо объяснить, что Банк, собственно, создан и существует для того, чтобы кредитовать и инвестировать переходные экономики. Не будь этих «попрошаек», которые, кстати, одновременно являются и акционерами ЕБРР, не было бы смысла в деятельности Банка по реконструкции и развитию.
В заключение - небольшое отступление от темы. Все, с кем мне доводилось говорить в эти дни, были безгранично удивлены Киевом и людьми. Особенно большое впечатление произвел день 9 Мая - День Победы. Странно, но они признали наши успехи в области цивилизованности не только по свободному сочетанию ветеранского парада утром и молодежной тусовки вокруг открытой эстрады - вечером, но еще и по количеству оставленного в этот день на Крещатике мусора (что на Западе воспринимается, как необходимый атрибут) и по тому, что на следующее утро следов этого мусора уже не было. Но главное, что поразило их, - это улыбающиеся и спокойно гуляющие в праздник люди.
Были, конечно, моменты, где мы явно перестарались. И передали им своего гостеприимства с лихвой. Мне порой хотелось заплакать от выложенного добродушия нашего, которое им, «цивилизованным», кажется каким-то пережитком прошлого. И вряд ли они смогут оценить его по достоинству. Хотя в том, собственно, не их вина. Другой мир, другой менталитет. Мы живем словно в параллельных мирах. И даже если поймем друг друга на политическом или экономическом уровнях (может быть, когда-то), то уж на духовном - вряд ли...
Мне думается, это ежегодное собрание ЕБРР было более нужным нам, чем им. Стране, нации, столице - нам нужен был успех. И он был. Потому что без него, в поединке с мрачными буднями, угасает надежда.