Мир, включительно с европейскими и другими нашими партнерскими странами, активно цифровизируется. Инструментальные возможности цифровизации нивелируют границы для действительно беспрепятственного перемещения капиталов. Поэтому безусловно интересно, как происходит цифровое сближение стран и успевает ли Украина за этим трендом.
Формирование новой финансовой среды
Глобальный цифровой договор (Global Digital Compact – GDC) принятый ООН 22 сентября 2024 г. как часть «Пакта о будущем» на Summit of the Future. Основные мессиджи GDC – международное регулирование искусственного интеллекта, цифровой разрыв, кибербезопасность. Стандартный уже посыл, что «технологии должны приносить пользу всем», дополненный обязательством правительств сформировать «всемирную научную группу по ИИ и начать международную дискуссию об управлении ИИ в рамках ООН».
Цифровизация определяет изменения современного человеческого бытия. Она и предпосылка, и следствие информационно-технологических преобразований. Меняются общество, человек, экономика. Внедрение цифровых технологий стало повсеместным явлением. Это уже не опция, а необходимость. Цифровая инклюзия распространяется и углубляется. Финансовую грамотность все больше понимают как цифровую грамотность.
Финансовый сектор использует и постоянно развивает цифровые технологии. Технологические онлайн-сервисы банков и других структур подтверждают уровень проникновения цифровых технологий в финансы. Денежное обращение регулярно пополняется разными финансовыми инструментами — фиатными деньгами и их заменителями.
Чтобы оценить скорость изменений, вспомним, что новая финансовая картина мира зародилась не так давно (с 2016 года примерно), с появлением рынков децентрализованных финансов (DeFi), в частности криптовалют — BTC и других. И хотя они до сих пор остаются сугубо частной инициативой, крипторынки быстро стали денежным фокусом глобальной финансовой цифровизации. И вот уже инвестиционно-платежные соглашения с криптовалютами выделились в самостоятельный сектор финансовых услуг — соглашения peer2peer, B2B, B2C и т.д.
Впрочем, оборотная сторона личной свободы, дарованной «криптой», — это риски финансовых спекуляций. Денежное обращение стало фрагментированным, импульсивным, неуправляемым. Риски его дестабилизации, как и финансовых систем в целом, все быстрее растут. Уже сейчас электронные частные криптокошельки обесценили отдельные постулаты макроэкономики, в частности, что богатство создается трудом.
Центробанки мира как единственные эмиссионные центры обеспокоены новым форматом/структурой денежного обращения. Необеспеченная ликвидность и объемы крипторынков стали нововозникшей проблемой с точки зрения как оценивания, так и регулирования. Международные финансовые организации (МВФ, ВБ, ЕЦБ) со своей стороны выразили более чем сдержанные позиции по поводу легализации обращения криптоактивов.
Необходимость модернизации денежного обращения подняла вопрос о подготовке эмиссий цифровых национальных валют (Central Bank Digital Currency, CBDC) — новой формы суверенных цифровых денег (СeFi). Пилотные проекты запуска CBDC тестируются/реализуются во многих центробанках, в частности и в Украине.
Собственно, секторы СeFi и DeFi и формируют новую архитектуру денежного обращения недалекого будущего.
Развитие сегментов СeFi и DeFi в Украине. Институциональная база
В Украине, как и стоит ожидать, основным провайдером изменений и институционального укрепления является Национальный банк. Короткая институциональная история, связанная с цифровизацией отечественного финансового сектора, следующая.
Сектор СeFi. Статус цифровой валюты центробанка Украины — е-гривни определен Законе «О платежных услугах» (пункт 96 статьи 1). Пилотный проект запуска е-гривни в Украине осуществлялся в 2016–2018 годах. Результаты проекта, выводы и предположения обнародованы в аналитической записке на сайте НБУ.
Совет НБУ (2020 год) оценил перспективы усовершенствования платежной системы и высказал предостережения по поводу запуска е-гривни.
Впрочем, проект е-гривни продлили до 2021 года. Со временем встал вопрос об обработке НБУ трех возможных вариантов использования е-гривни. А в конце 2022-го НБУ представил участникам рынков платежных услуг и виртуальных активов проект концепции е-гривни.
В новой стратегии НБУ «Финансовая крепость» (2023 год) в группе задач цели «Современные финансовые услуги» сделан акцент на необходимости дальнейшей цифровизации финансовых услуг, внедрении новых технологий, распространении безналичного расчета, усилении кибербезопасности. Подчеркнута важность, в частности, следующих инициатив:
- «финансовый рынок — цифровая крепость»;
- Power banking 2.0;
- восстановление инфраструктуры на деоккупированных территориях;
- технологическое развитие финансового рынка;
- устойчивость, эффективность и клиентоориентированность наличного обращения;
- виртуальные активы и цифровые деньги НБУ;
- четкое регулирование для обеспечения монетарного суверенитета;
- цифровые финансовые услуги как часть цифровой страны.
Министерство цифровой трансформации Украины вместе с криптосообществом представило проект «Виртуальные активы» со ссылкой на форсайтное исследование «Виртуальные активы в Украине-2030».
Сектор DeFi. По неофициальным оценкам, Украина по уровню активности криптотрейдеров и владельцев криптокошельков занимает ведущие места в первой пятерке глобального крипторынка, опережая в этой части страны Евросоюза.
Поэтому сектор DeFi в Украине является неотъемлемой составляющей денежного обращения. Но, как дикое поле, пока не урегулированное.
Европа и Украина: регуляции виртуальных активов
В апреле 2023 года Европейский парламент принял историческое решение для рынка криптоактивов, одобрив новые общие правила надзора и защиты прав потребителей относительно криптовалют — Markets in Crypto assets (MiCа).
В начале этого документа указано, что он является частью пакета цифровых финансов, который включает:
- новую стратегию цифровых финансов для финансового сектора ЕС;
- предложение о пилотном режиме рыночной инфраструктуры технологии распределенной книги (DLT);
- предложение о цифровой операционной устойчивости;
- предложение об уточнении или изменении некоторых связанных правил финансовых услуг ЕС.
Цель принятия MiCа заключается в попытке «гарантировать, что ЕС примет цифровую революцию и внедрит ее с инновационными европейскими компаниями, сделав преимущества цифровых финансов доступными для европейских потребителей и предприятий».
В дальнейшем основные положения определяют, что Регламент MiCa будет непосредственно применяться к эмитентам виртуальных активов, а также к поставщикам услуг виртуальных активов, стремящимся выйти на рынок ЕС. MiСa также будет распространяться на виды рыночных злоупотреблений, связанных с любыми видами транзакций или услуг, в частности, на манипулирование рынком и инсайдерскую торговлю.
В Украине термин «виртуальные активы» используется недавно и законодательно сформулирован как «цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровом формате или переводить и которое может использоваться в платежных или инвестиционных целях».
То есть электронные деньги определили как разновидность активов. Позже законопроект «О виртуальных активах» подтвердил их понимание как нематериального блага с соответствующей стоимостью и совокупностью данных в электронной форме. Указание в этих определениях цифрового выражения стоимости, возможности обращения в цифровом формате для платежных и инвестиционных целей позволяет понимать криптоактивы как часть виртуальных.
В 2023 году в Верховной Раде был зарегистрирован новый законопроект №10225-1 об обращении виртуальных активов, который направлен на улучшение инвестиционной привлекательности государства, создание благоприятных условий для развития крипторынков и увеличение поступлений в бюджет благодаря налоговому регулированию операций с криптоактивами.
Этот законопроект содержит дополнительные новации, в частности о таком:
- определении правового статуса виртуальных активов;
- классификации цифровых активов и услуг в сфере, которые адаптируются с европейскими стандартами регулирования криптоактивов (МіСа);
- адаптации рекомендаций FATF о финансовом мониторинге рынка криптоактивов;
- изменениях налоговых условий для бизнеса, работающего в сфере виртуальных активов (ставка налогообложения для физических лиц составит: 5% в течение первых трех лет; 9% в течение последующих пяти лет; 18% после восьми лет).
Пусть и постепенно, но Украина также движется в мейнстриме глобальной финансовой цифровизации.
Ожидания перспектив унификации рынков виртуальных активов ЕС и Украины
Цифровой Бреттон-Вудс — аналог революционных изменений мировой финансовой системы 80-летней давности, вполне реален. Международная финансовая и платежная системы будут перестроены. Они уже перестраиваются.
Цифровые активы — CBDC (после тестирования) и частные криптовалюты (после официальной легализации) станут преобладающей формой расчетов и сохранения резервов.
Рынки частных криптовалют сохранятся как финансовый тренд цифровизации. Однако их чрезмерная спекулятивная природа не может оставаться неконтролируемо самовоспроизводимой. Потому что денежное обращение, все его инструменты и активы должны служить макроэкономическим целям.
Таким образом, цифровое финансовое настоящее и будущее — это одновременно и стратегический маяк, и множество тактических задач. Это фактически постоянный выбор приоритетов и целей цивилизации. Выбор психологический, технологический, инвестиционный, финансовый.
Собственно, разница в средствах (инструментах) труда и бытия отличает сегодняшние поколения от предшественников и формирует будущие общественные и экономические отношения. Поэтому такое значение приобретает не только стратегическая цель цифровизации, но и тактические шаги ее достижения.
Новый мир и мировоззрение в основном станут цифровыми совсем скоро. А цифровая инклюзия объединит участников разных рынков.
Впереди — осознанная поведенческая и финансовая цифровая свобода и «оцифрованная» ответственность.