«СВОИ» НАЛОГИ: И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ…

21 февраля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 21 февраля-28 февраля 2003г.
Отправить
Отправить

На истекшей неделе Верховная Рада Крыма утвердила бюджет автономии. 15 млн. гривен его доходной части будут получены за счет новых местных налогов, которые решено собирать, начиная с апреля 2003 года...

На истекшей неделе Верховная Рада Крыма утвердила бюджет автономии. 15 млн. гривен его доходной части будут получены за счет новых местных налогов, которые решено собирать, начиная с апреля 2003 года. Глава правительства Сергей Куницын сказал, что это и есть «реальное наполнение тех экономических полномочий, которые признал за Крымом недавно Конституционный суд». Необходимость нововведений в налоговой системе отстаивали на сессии председатель постоянной комиссии по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Верховной Рады Андрей Припутников и министр финансов Крыма Александр Гресс.

«Надуть» доходную часть деньгами!

В нынешнем году бюджетом занимались новые люди в министерстве финансов, налоговой администрации и в бюджетно-финансовой комиссии Верховной Рады, потому и подход к составлению документа совершенно иной. Андрей Припутников сказал, что он «должен быть абсолютно реальным», что «нельзя подгонять доходную часть под расходную», «надувать» бюджет мы не будем». С этим были «концептуально согласны» все депутаты и все министры. Но чтобы не «надувать» воздухом, решили наполнить доходную часть реальными деньгами.

Традиционных способов для этого не хватало. Если обычно налоговой администрации удавалось увеличивать годовой сбор налогов на 7—8%, то в 2002-м – только на 2%. Такой рост уже не поспевает за потребностями, и бюджет нынешнего года был сверстан большим, чем предыдущий, уже на 11%. Но где взять дополнительные деньги, если традиционные налоги «дают сбои»? Как сказал глава крымского налогового ведомства Сергей Ляшенко, в прошлом году были «выполнены все прогнозные показатели по всем основным налогам и сборам», но это «кроме НДС, налога на прибыль и акцизного сбора». На объем поступлений в бюджет отрицательно повлияли консолидированная уплата налога на прибыль 149 филиалами 96 предприятий, которые находятся вне пределов Крыма, увеличение инвестиций в основной капитал по 46 предприятиям, реализующим инвестпроекты в рамках крымских ТПР и СЭЗ (суммы льгот которым возросли по сравнению с 2001 годом на 9,4 млн. гривен).

По многим причинам в рамках нынешней бюджетной системы Крыму было невозможно повлиять на ситуацию: НДС – общегосударственный налог, что же касается подоходного, то многие научились уходить от него законными методами (разговор об этом ниже), а на сбор акциза повлиял тот факт, что главный его плательщик водочный концерн «Союз-Виктан» значительно сократил производство, а быстро ввести в строй другие предприятия в Крыму просто не удалось, хоть и пытались. Поэтому было решено изменить саму налоговую систему, сделав ее, по словам специалистов, «более пластичной», дополнив такими местными налогами, которые можно было бы регулировать самим.

— Мы понимаем, какой довольно опасный рычаг мы получили, — говорит Андрей Припутников. — С одной стороны, велик соблазн решить все социальные проблемы полуострова за счет новых местных налогов. С другой — предприниматели и без того платят в казну достаточно, поэтому больший налоговый гнет может негативно сказаться на экономике полуострова в целом.

Однако решили пойти таким путем, чтобы новые налоги, во-первых, касались в основном тех отраслей и субъектов, которые сегодня обойдены фискальным законодательством, а во-вторых, чтобы дополнительные поступления шли преимущественно на социальные нужды. В частности, на дотацию теплоэнергетикам для покрытия разницы в тарифах на тепло для населения, на льготы инвалидам по общему заболеванию, на дополнительные капитальные вложения. И вообще, по мнению составителей бюджета, чувства налогоплательщиков, которым придется расстаться с некоей дополнительной частью своих прибылей, должно радовать то обстоятельство, что в новом финансовом документе увеличены расходы на образование на 28,7%, на здравоохранение — на 11,4, культуру и искусство — на 9,6, на социальную защиту — на 23 процента. Расходы на зарплату работникам бюджетной сферы с учетом роста минимальной зарплаты увеличены на 17,9%, финансирование программы обустройства и социально-культурного развития депортированных возросло почти на четверть (в абсолютных цифрах — на 4 млн. грн.)…

По 0,5% с каждого?

За счет чего же Крыму предписали «стать богаче»?

Во-первых, парламент и правительство автономии давно уже считали несправедливым, что многие общегосударственные предприятия, работающие в Крыму и использующие его ресурсы, налогов в местный бюджет не платят. При одноканальной советской налоговой системе с этим еще мирились, но сейчас, когда регионы стремятся к большей самостоятельности, такое положение рассматривается как «уход от местных налогов». Андрей Припутников сказал, что это касается таких предприятий, как «Укрпочта», «Укртелеком» и многих других, имеющих огромный оборот в Крыму прежде всего за счет обслуживания приезжих курортников. В связи с этим финансистами разработано положение о введении сбора на развитие рекреационного комплекса, которым предусмотрена его уплата практически всеми субъектами предпринимательской деятельности, которые получают доходы на курорте, но тем или иным образом не участвовали (или участвовали недостаточно) в наполнении доходной части бюджета. Этот сбор определен в размере 0,5% валового дохода крымских филиалов украинских юридических лиц и других предприятий. «Я думаю, общий язык мы с ними найдем», — сказал г-н Припутников.

Во-вторых, председатель Государственной налоговой администрации в АРК Сергея Ляшенко давно заметил, что «очень большое количество фирм, имеющих 10-миллионнные обороты на территории Крыма, налога на прибыль платят 10—15 тыс. гривен». Так что парламент своим последним решением намерен поставить заслон различным схемам минимизации налогов «в рамках существующего законодательства». Предусмотрен дополнительный сбор с оборота предприятий, доля платежей по налогу на прибыль у которых составляет менее 2% валового дохода. Для граждан-предпринимателей ставка налога определяется как «разница между суммой валового дохода по декларации, умноженной на 2%, и фактически уплаченной суммой подоходного налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности за предыдущий год», и, по мнению Андрея Припутникова, она не превысит тех же 0,5% с оборота.

Далее – курортная сфера. Если посчитать стоимость путевок, а также тот факт, что каждый из 5 млн. отдыхающих, побывавших в Крыму за год, потратил хотя бы 500—600, а то и 1000 гривен (хотя это значительно меньше реальной цифры!), то выходит астрономическая сумма, из которой в бюджет поступают сущие крохи. Уходят от налогообложения здравницы, которые зарегистрированы здесь только как филиалы некрымских предприятий, санатории многих «всесильных» ведомств, частные пансионаты, нелегальные торговцы и многие другие. Поэтому председатели комиссий Верховной Рады Владимир Рябошапко и Евгений Михайлов предложили рассмотреть положение о частных пансионатах и мини-гостиницах. Предложение поддержала председатель Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Украины Александра Кужель, которая недавно побывала в автономии и предложила провести в апреле в Крыму специальное выездное заседание Кабинета министров Украины с участием Президента Украины Леонида Кучмы по проблемам проведения курортного сезона.

Положение о частных пансионатах и мини-гостиницах разработано Крымом и направлено в Киев, но еще не согласовано. А скоро уже лето, и крымское правительство не хочет терять еще год. Некоторые депутаты предлагали утвердить документ своим решением и ввести его с начала нового курортного сезона. Но пока этот вопрос остается нерешенным. Как и многие другие в курортно-рекреационной отрасли.

Например, анализ доходов казны показал, что до сих пор не урегулирован вопрос о курортном сборе: нет четких норм ни его уплаты, ни использования. В 2002 году на полуострове без путевок отдохнули около 3,5 млн. человек. Но органы власти курортных городов и поселков снизили регистрацию туристов по сравнению с 2001 годом еще на 9,5%, то есть было зарегистрировано всего 204,5 тыс. человек. В местные бюджеты поступило только 482,5 тыс. гривен курортного сбора, что еще на 19% меньше, чем в предыдущем году. Не желая мириться с этим, Верховная Рада основательно пересмотрела механизм и порядок уплаты курортного сбора, утвердив на сессии положение о нем.

Теперь курортный сбор распространяется и на организованных отдыхающих, которые раньше его не платили. А ведь точно так же пользуются инфраструктурой приморских городов и поселков, как и «дикари», уплачивающие курортный сбор. Более того, за год к отдыхающим в санаториях и пансионатах случается от 10 до 13 тыс. вызовов «скорой помощи», хотя средства на такие дополнительные расходы нигде не предусмотрены.

Дело в том, что еще в 1992 году курортный сбор для «путевочного» контингента был отменен, и местные бюджеты получают только курортный сбор с «дикарей» и гостиничный сбор в гостиницах. А в 2002 году Крым по путевкам посетило более 1,1 млн. человек. Теперь и для них (кроме детей, инвалидов, ветеранов войны, чернобыльцев и командировочных) предусмотрена ставка сбора в 5 грн. Ставка сбора для неорганизованных отдыхающих будет устанавливаться на местах, но не выше 10 грн., а прибывшие в Крым автомобилисты будут платить по 15 грн., то есть червонец — за машину, загрязняющую крымскую курортную среду, и пятерку — за себя самого…

Отныне курортный сбор (5—10—15 грн.) будет взиматься во всех курортных населенных пунктах Крыма и со всех лиц, прибывших на отдых или лечение более чем на три дня. Сбор будет уплачиваться один раз и будет действителен весь налоговый год, то есть, если один и тот же отдыхающий приедет в Крым вторично, его предыдущий платеж, подтвержденный квитанцией или специальной маркой, будет действителен.

С организованных отдыхающих курортный сбор станут взимать при поселении в гостиницы, здравницы и турпредприятия независимо от формы собственности, а с неорганизованных — специально уполномоченные органы в городах и поселках. Как значится в положении, теперь только после уплаты курортного сбора отдыхающий «имеет право беспрепятственно пользоваться пляжами и иными объектами курортной инфраструктуры, получения экстренной и первичной медицинской помощи… пользоваться общественным транспортом и коммунальными услугами... по местным тарифам». Предполагается, что курортный сбор будет зачисляться на спецсчет местных советов и расходоваться только на благоустройство курортной зоны, парков, локализованное водоснабжение, поддержание санитарного состояния курортных территорий и пляжей. «Мы собираем его не для латания всех бюджетных дыр, а для улучшения курорта», — подчеркивает начальник управления курортов Министерства курортов и туризма Крыма Анна Гальперина.

Под особое положение о сборе на развитие муниципального транспорта, утвержденное сессией в прошлую среду, подпадают предприниматели, оказывающие транспортные услуги по перевозке курортников. Этот сбор будет уплачиваться ежемесячно: с городских такси летом — 120 грн., в другое время года — 80, с междугородных – на 25% больше, с городских микроавтобусов – 120—140 грн., с автобусов – 150 грн., а с междугородных автобусов — на 20% больше.

Но самая большая и еще не решенная проблема — это частные пансионаты. Чтобы навести в Крыму порядок в этой сфере, местные власти и налоговые органы будут создавать банки данных о гражданах, сдающих жилье внаем «дикарям». Это предложение Министерства курортов и туризма Крыма позитивно оценил и председатель постоянной комиссии по курортам Верховной Рады Евгений Михайлов. По его мнению, оно направлено на то, чтобы «как-то вытащить на свет Божий» частные пансионаты и не оставить их вне налогообложения. Пока в украинском законодательстве нет понятия «частный пансионат», их хозяева «платят копейки, как и простые квартиросдатчики», и если Кабмин не утвердит положения о пансионатах, эта практика может сохраниться и в нынешнем курортном сезоне.

Между тем, подчеркнул глава парламентской комиссии, содержание инфраструктуры ложится только на традиционный курортный комплекс, а частные пансионаты не делают отчислений. Да и за свет, газ, воду, прочие коммунальные услуги платят как бытовые потребители, то есть по тарифам меньшим, чем здравницы. Но самое главное — они становятся реальными, но не равными конкурентами для здравниц, которые работают по путевкам дешевле, но при этом платят в казну.

Теперь перейдем в сферу недвижимости, где, по мнению авторов крымской налоговой реформы, также царит беспорядок. Сессия ВР утвердила положение о сборе с ее владельцев за пользование объектами инженерной инфраструктуры и благоустройства городов и населенных пунктов. «Введение этого налога будет отработкой модели налога на недвижимость, который заложен в проекте Налогового кодекса Украины, принятом во втором чтении, — говорит Андрей Припутников. — Ставка сбора невелика: для юридических лиц — 1 грн. в год с квадратного метра недвижимого имущества. А если имущество используется для получения доходов, то есть сдается в аренду, ставка увеличивается до 2 грн. с квадратного метра». Положение предусматривает частичное решение проблемы с частными пансионатами – ставка сбора со строений, которые используются для размещения отдыхающих, будет в 6 раз больше.

Для физических лиц сбор также составляет 1 грн. с каждого «квадрата», однако будет взиматься, только если размеры жилой площади превышают 21 кв. метр на каждого проживающего в доме или квартире. При этом сбором не будут облагаться ветераны и инвалиды. При этом председатель экономической комиссии ВР подчеркивает, что данный вид налога не будет обременительным, потому что его «не будет платить очень большой контингент людей». Поступления от налога на имущество планируется использовать для финансирования передачи ведомственного жилья на баланс местных советов.

Но станем ли мы богаче?

А теперь главный вопрос: даст ли это введение новых налогов положительный результат? Этого пока не знает никто, так как действительно профессиональной экспертизы налоговых новшеств не проводилось, хотя обсуждали их в Крыму долго и упорно.

Во-первых, внедрение увеличенного курортного сбора может отпугнуть отдыхающих от Крыма. Об этом еще до принятия налоговых новшеств заявлял глава постоянной парламентской комиссии по рекреационному, санаторно-курортному комплексам и туризму Евгений Михайлов. Того же мнения и другие руководители отрасли. Отдых в Крыму и без того уже значительно дороже, чем даже в других странах на Черном море, правда, из-за разницы в структуре цен это сложно понять. Но тенденция налицо: «там» дороже продукты и услуги, но сами путевки дешевле и сервис значительно лучше.

Прав, видимо, автор письма из Прибалтики, написавший в Министерство курортов и туризма Крыма, что наш курорт должен научиться «деньги не отнимать, а зарабатывать». Пока же, как видно, идем по уже проторенной дорожке. Взять, например, курортный сбор с отдыхающих в здравницах. Мало того, что все налоги уже заложены в стоимость путевки, в том числе и на развитие региона, так еще и курортный сбор уплати...

Предлагались и другие пути получения курортного сбора. Например, глава налоговой администрации предлагал заложить его в стоимость транспортных билетов в Крым, причем «так, что люди и не заметят». Надо же — какая изобретательность! Это нам даже не Россия, где транспортные билеты на свои курорты в летний период специально удешевляются, что стимулирует отдых на Родине и снимает бремя дополнительных расходов, ведь в летний период транспорт и так рентабельный.

При обсуждении бюджета приходилось слышать и такое мнение: зачем увеличивать расходы на образование и здравоохранение, если и то, и другое теперь совершенно платные? По мнению граждан, в нынешней обстановке образование и медицина платные дважды: один раз — через налоги, второй —при непосредственном обращении в учреждения соответствующих министерств. Может, и впрямь пора отказаться от коммунистических рудиментов и перейти на нормальную платную систему обучения и лечения?

Депутат Верховной Рады Андрей Сенченко, например, уже на сессии говорил, что, по его мнению, субъектов налогообложения следовало разделить на три группы, выделив из них именно тех, которые на курорте зарабатывают, и именно на них возложив основную массу новых сборов. Во-вторых, по его мнению, в положении о сборе на недвижимость ясно не выписаны объекты налогообложения, например, недвижимостью считается и забетонированная площадка, и взлетная полоса аэродрома, и забор вокруг завода. Как тут быть?

И это не единственные «но». На практике их окажется очень много. Возможно, кое от каких идей правительству еще до апреля придется отказаться, однако маховик раскручивания новых налогов уже реально запущен и введение их – дело решенное.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК