При утверждении бюджета города на 2014 г. у ивано-франковских депутатов в очередной раз возникло ощущение дежавю. Казна Ивано-Франковска опять далеко не полностью обеспечена средствами на выполнение делегированных государством полномочий (в сферах образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и в органах местного самоуправления). К тому же растет разница между минимальными денежными потребностями для осуществления этих полномочий и их финансированием.
В прошлом году городу не хватало 32 млн грн, а в 2014-м не хватит уже минимум 35 млн грн (с учетом того, что повышение ставок первого тарифного разряда Единой тарифной сетки состоится только в июле, а не раньше). Сюда добавляется нехватка 14 млн грн на оплату энергоносителей по нынешним тарифам. Скорее всего, значительную часть этой суммы снова придется оформлять как кредиторскую задолженность и переносить ее на следующие годы, что традиционно происходило в прошлом. Не странно ли, что необеспеченность средствами усиливается вопреки росту суммы дотации из госбюджета - на 2014 г. предусмотрено 102 млн грн (в прошлом году эта цифра составляла 67 млн грн).
Формульный расчет расходов местных бюджетов, к сожалению, до сих пор не учитывает качественные показатели предоставления услуг. Он тесно привязан к количеству жителей населенного пункта. Поэтому, когда остро не хватает средств для осуществления делегированных полномочий, органам местного самоуправления остается экономить в больших масштабах. То есть оптимизировать (читай - сокращать, уплотнять и т.д.) бюджетную сеть. А если сделать это невозможно, то приходится закрывать дыры понемногу. Что и происходит в Ивано-Франковске.
Уже сейчас очевидно: в областях образования и здравоохранения города средств на заработную плату хватит только на 11 месяцев текущего года. Городская власть задействовала различные механизмы экономии. В 2013 г. реорганизовала школу-интернат в общеобразовательное учебное заведение, что высвободило полмиллиона гривен. В течение двух летних месяцев детсады находились на так называемом профилактическом периоде, что позволило сэкономить 400 тыс. грн в месяц.
Другие меры экономии, как, например, объединение классов в школах, осуществлять нецелесообразно, ведь город Ивано-Франковск развивается, численность его населения, в отличие от некоторых соседних областных центров, растет. Объединив классы, образовательная власть города через несколько лет непременно столкнется с необходимостью открывать новые, дополнительные. Поэтому она это и не практикует.
В прошлом году в городе все же были предприняты определенные шаги по оптимизации в сфере медицины. В 1-й городской больнице были закрыты сорок койко-мест с переведением их на стационары в поликлиниках. Вследствие этих мер удалось сэкономить 300 тыс. грн. Но ситуацию с недофинансированием медицины это существенно не улучшило.
В культуре, физической культуре и органах местного самоуправления города обеспеченность средствами еще ниже - от 45 до 60% минимальной потребности.
Однако принимать какие-либо радикальные меры в сфере культуры еще сложнее, чем в других. Резервы в повышении оплаты за детские кружки, например, хореографические, художественного творчества и другие, в Ивано-Франковске не столь значительны. Нужно учесть и то, что эта оплата выше, чем в райцентрах области. Поэтому средств для финансирования зарплат в городских школах эстетического воспитания на декабрь 2014-го явно не хватает.
Похожую нехватку ощущает сфера физической культуры и спорта. В Ивано-Франковске действует известная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Однако формульный расчет расходов на одного жителя не учитывает количества учеников и тренеров в таких заведениях. Ни для кого не секрет, что средства для содержания этих учреждений тратятся почти исключительно на проедание - где уж думать о развитии! Именно поэтому бюджетная комиссия горсовета решила заложить в смете города на 2014-й 600 тыс. грн на приобретение самого необходимого инвентаря для упомянутой спортивной школы, но "выкроили" их из собственных доходов города. Это решение поддержали городские депутаты.
А в целом минимальную потребность расходов для выполнения делегированных государством полномочий город традиционно дофинансирует из второй корзины доходов. Не удивительно, что при утверждении городского бюджета Ивано-Франковска на 2014 г.
15 млн грн, запланированных на выполнение собственных полномочий города, "перешли" в первую корзину.
Минимизировать ошибочную практику передачи части доходов, которые должны улучшать комфорт горожан - жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и т.п., на другие расходы должно было бы наращивание закрепленных доходов города. Поскольку именно они, согласно Бюджетному кодексу, направляются на финансирование этих делегированных государством полномочий.
Определенная работа в этом направлении в Ивано-Франковске выполнена. Так, при департаменте социальной политики горисполкома работает комиссия по легализации заработной платы. Она выводит из "тени" в основном мелкие предприятия и предпринимателей, которые не оформляют с наемными работниками трудовых отношений, выплачивая зарплаты в конвертах. Но несколько сотен тысяч гривен в год, дополнительно направленных в городской бюджет в виде налога на доходы физических лиц, погоды не делают.
Они не решают более важной проблемы. Из-за неблагоприятных условий ведения бизнеса в государстве часть местных предприятий закрылись, уменьшили количество работников. Другие перерегистрировали собственную деятельность в более крупных городах. Кроме того, в Ивано-Франковске работает ряд филиалов банков, которые платят налоги в местный бюджет по месту регистрации главного офиса. По этой причине в 2013 г. городской бюджет недополучил 12 млн грн. Многозначительная деталь - только от перерегистрации в 2012-м банка "Прикарпатье" и Прикарпатского управления буровых работ город в виде налога на доходы физлиц недополучил 8,5 млн грн.
Луч надежды для местных бюджетов как появляется внезапно, так и угасает. В Верховной Раде летом прошлого года были зарегистрированы законопроекты, в частности №2314а (авторства А.Мирного и И.Мирошниченко) и №2527а (О.Медуницы, Ю.Михальчишина, П.Ризаненко), которые предусматривают зачисление налога на доходы физических лиц по месту жительства (регистрации) физического лица, а не регистрации главного офиса предприятия. Ведь именно в родном населенном пункте работник получает услуги образования, здравоохранения, культуры. Однако у народных депутатов никак не доходят руки, чтобы рассмотреть эти важные инициативы.
Недофинансирование делегированных государством полномочий углубляют центральные органы власти, профильные министерства. "Очень часто принимаемые ими постановления, приказы не отвечают финансовому ресурсу, предусмотренному на финансирование отрасли в местном бюджете, - убеждает начальник финансового управления Ивано-Франковского горисполкома Виктория Сусанина. - Эти документы должны быть обеспечены финансами. Например, в сфере образования мы повысили стоимость питания учеников младших классов с 5 до 7 грн. Но правительство уже обязывает с 1 сентября с.г. организовать питание учеников 5–11 классов. По предварительным расчетам, нам для этого необходимо дополнительно 15 млн грн. Это не отражено в формуле расходов на образование. В здравоохранении мы немного повысили стоимость койко-дня на медикаменты и питание. Но новые правительственные документы доводят нам расходы на стационарное лечение (медикаменты и питание) ветерана войны, инвалида до 120 грн в день, а на реанимационного больного - до 100–150 грн. Разумеется, что средства для финансирования таких расходов в городском бюджете не предусмотрены".
Увеличивая расходную часть, центральные органы исполнительной власти должны были бы передавать на места финансовый ресурс точно на сумму увеличения. Этого традиционно не происходит. Следовательно, пока центральная власть будет рассматривать органы местного самоуправления как постоянного и терпеливого донора, недофинансирование того, что является задачей государства (делегированные полномочия), только будет расти. А может, в этом как раз и заключается украинское финансово-бюджетное ноу-хау?