Одной из наиболее значимых новостей на финансовом рынке прошедшей недели оказалась новость о намерении Минфина начать выпуск облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) в валюте. Соответствующий законопроект (№9548) датирован 7 ноября с.г., но обнародован был только 8 декабря и сразу же внесен в повестку дня заседания Верховной Рады.
Фактически разрешение о продаже ОВГЗ за иностранную валюту отменяет статус валюты национальной - гривни - в качестве исключительного платежного средства для выпуска облигаций внутреннего госзайма.
Явная неординарность произошедшего, как и чрезвычайная спешка с рассмотрением вышеназванного законопроекта свидетельствует об острейшей нужде правительства в привлечении заемных ресурсов. Это же подтверждают и сообщения в СМИ об очень скудных запасах денег у Кабмина (в частности, информационный портал «Цензор.нет» сообщил на нынешней неделе, что остатки на счетах правительства в Госказначействе снизились до чрезвычайно опасной отметки - 2 млрд. грн.).
По этой же причине, очевидно, 7 декабря депутатам пришлось в очередной раз перекраивать бюджет, утвердив соответствующие законодательные изменения. Главное очевидное предназначение этих нововведений - перераспределение статей бюджетных расходов общего фонда в пользу защищенных социальных статей, на которые стало катастрофически не хватать денег.
А обрезанию подверглись не только уже традиционно местные бюджеты, но даже статьи на финансирование строительства объектов Евро-2012.
При этом Государственная налоговая служба бодро рапортует о перевыполнении плана обеспечиваемых ею поступлений в общий фонд госбюджета (на 2,7% в январе-ноябре). Объем поступлений за 11 месяцев составил 170,4 млрд. грн., что на 57,2 млрд. больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Перевыполнением показателей хвастаются и таможенники. И все же денег правительству на финансирование расходов явно не хватает - наблюдается серьезный недобор заемных средств.
За десять месяцев текущего года Минфин сумел привлечь 67,3 млрд. грн. заимствований, при плане около 88 млрд. Недобор - свыше 20 млрд. грн., покрыть который правительству сейчас крайне проблематично.
Внутренний рынок государственных ОВГЗ находится в коматозном состоянии уже несколько месяцев. Уход нерезидентов ознаменовался снижением их вложений в госбумаги с начала года на сумму около 6,6 млрд. грн.
Коммерческие банки тоже серьезно охладели к гособязательствам. Достигнув в середине июня пика на уровне свыше 70 млрд. грн., с тех пор их вложения в ОВГЗ неукоснительно сокращаются и на данный момент составляют лишь 52,8 млрд. грн. (минус 1,9 млрд. по отношению к началу года).
Растут разве что вложения в гособлигации Национального банка - с начала года они увеличились на 20,9 млрд. грн. (до 84,3 млрд. на начало декабря).
Доходность по НДС-облигациям колеблется около 20% годовых. Этот уровень и является основным ориентиром для доходности гривневых заимствований, интересной участникам рынка для средне- и долгосрочных инструментов.
На международных рынках ситуация не лучше. Чрезвычайная «напряженка» на мировых рынках, при которой даже Германии не удается разместить желаемые объемы облигаций, а Италии приходится платить рекордную доходность на уровне почти 8%, четко свидетельствует - Украине туда сейчас соваться нечего. Даже если предположить, что размещение украинских евробондов могло бы состояться, доходность по ним, как уже неоднократно констатировали эксперты, существенно превысила бы 10% годовых в валюте.
С оглядкой на то, сколько раз нынешний премьер публично клеймил долговую политику своих предшественников как безответственную под предлогом именно баснословной стоимости заимствований, принять такие ставки хоть по гривне, хоть по валюте было бы серьезнейшим ударом по репутации и самолюбию Николая Яновича.
Вот нужда и заставляет правительство быть чрезвычайно изобретательным.
Ранее, в конце сентября нынешнего года, правительство расширило перечень ОВГЗ облигациями, номинированными в гривне, при погашении которых предусмотрена индексация их стоимости, учитывающая изменение курса гривни к доллару с момента размещения.
Дебютное размещение тех ОВГЗ состоялось 4 октября, и с их помощью Минфину удалось привлечь почти 7 млрд. грн. Их покупателями стали главным образом банки с иностранным капиталом, которые таким образом закрывали (хотя бы формально) свои валютные риски, возникшие из-за введенного еще в 2009 году требования формировать резервы по валютным вложениям в гривне. Однако последнее результативное размещение таких ОВГЗ состоялось еще 18 ноября - с тех пор Минфину не удалось привлечь на первичных аукционах фактически ни одной гривни.
Вот и пришлось вводить новый инструмент. Ведь в пассивах банков, работающих в Украине, числятся немалые объемы валюты. Валютные депозиты сейчас превышают 25 млрд. долл., и после запрета на валютное кредитование населения и субъектов предпринимательства без источников валютной выручки банкам необходимо искать, куда эти валютные ресурсы пристраивать.
Так что текущая конъюнктура может оказаться вполне взаимовыгодной для банков и правительства. Кабмин может получить необходимый ресурс. А банки - источник вложений, не сопряженный с курсовыми рисками.
Если, конечно, у них не возникает слишком серьезных сомнений в будущей платежеспособности правительства. Которая, несмотря на многочисленные заверения премьер-министра о невозможности дефолта в будущем (да и, следует признать, предпринятые с этой целью значимые усилия), все же вызывает сомнения по давней и банальной причине. А именно - несостоятельности реализуемой макроэкономической политики.
Так, ситуация могла бы быть значительно проще (том числе и в отношении обеспечения стабильности валютного курса), если бы правительству удалось добиться возобновления финансирования со стороны МВФ. Однако этого, как известно, не произошло по хорошо всем известным причинам.
Но нынешних проблем с госбюджетом могло бы не быть и при условии хотя бы частичного латания многочисленных дыр в процессе расходования госсредств. То есть если бы не было многомиллиардных налоговых льгот и преференций крупному бизнесу. И ситуации, при которой, как подсчитали в научно-исследовательском центре проблем налогообложения ГНС Украины, бедные платят в 50 раз больше налогов, чем богатые. Если бы не было «Ливеллы» и «вышек для Бойко», 50-процентных откатов в госзакупках и «черной дыры» «Нафтогаза», дотируемого из бюджета на десятки миллиардов гривен.
Стоит ли вспоминать о таких мелочах, как десять лавочек в харьковском метро по 8 тыс. долл., 19 позолоченных статуэток для «Укрзалізниці» на 800 тыс. грн. и 328 тыс. грн. на позолоченные телефоны, а также множестве других похожих примеров беспардонного разворовывания народных денег чиновниками.
Поэтому, хоть и очень надоело, приходится в тысячный раз повторять еще одну набившую оскомину истину, о которой украинским чиновникам твердят их потенциальные иностранные партнеры в ходе каждого публичного инвестиционного форума (последний состоялся в начале декабря в Лондоне) или встречи за закрытыми дверями.
Тотальная и всепроникающая коррупция - это зло, без искоренения которого украинскому обществу нет смысла надеяться на жизнь без долгов, на сбалансированный госбюджет и процветающую экономику. Это уже даже не диагноз, а приговор действующей власти. Причем со стороны не только иностранных, но и внутренних инвесторов.