НАШЛА КОСА НА КАМЕНЬ

14 июня, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 22, 14 июня-21 июня 2002г.
Отправить
Отправить

или Почему семь бюджетных учреждений Одессы оказались без финансирования Сегодня, когда наверху приступили к формированию бюджета на 2003 год, внизу между тем все никак не могут разобраться с бюджетом на 2002-й...

или Почему семь бюджетных учреждений Одессы оказались без финансирования

Сегодня, когда наверху приступили к формированию бюджета на 2003 год, внизу между тем все никак не могут разобраться с бюджетом на 2002-й. Почти два с половиной месяца специализированные учреждения здравоохранения Одессы находились на голодном пайке. Полторы тысячи медиков не получали зарплату. Два детских дома, где находятся грудные дети, сами искали деньги на пропитание. Где брать средства на самое неотложное, ломали голову и туберкулезная, и инфекционная больницы, боясь, что вот-вот отключат свет и воду... А все потому, что городские и областные власти спорили, из какого бюджета должны выделяться средства на их содержание.

Выяснение отношений «кто прав, кто виноват» настолько затянулось, что профсоюзы грозились вывести врачей вместе с больными на митинг протеста. Но, слава Богу, на днях учреждения, попавшие в разряд «временно бесхозных», деньги получать стали. Однако судьба их до конца не решена. Поэтому инцидент с прекращением финансирования может повториться. Местные власти считают, что в сложившейся ситуации виноват Бюджетный кодекс, на основе которого впервые сверстаны главные финансовые документы города и области.

Проблемы с финансированием специализированных учреждений возникли в этом году не только в Одессе. Но именно в нашем городе процесс поиска приемлемого решения затянулся. Сегодня местные власти, которые никак не могут договориться между собой, рассчитывают, что министерские работники устранят неточности, приведшие к двойному толкованию Бюджетного кодекса, и таким образом бюджетная коллизия «рассосется» сама собой.

Кто же виноват?

«Виновницей» конфликта считается 90-я статья Кодекса. Она велит финансировать специализированные больницы, центры, диспансеры, дома ребенка и т. д. из областного бюджета. Раньше эти учреждения являлись городской коммунальной собственностью и были на содержании у города. Область, следуя требованиям Кодекса, в своем бюджете запланировала на эти цели 10 млн. грн., записав, что данная сумма выделяется на содержание учреждений г. Одессы, которые должны быть переданы в областное подчинение. Точно такая же строчка появилась и в городском бюджете с перечнем 15 учреждений. В него вошли два дома ребенка, одна туберкулезная больница, три туберкулезных диспансера, два детских туберкулезных санатория, детский санаторий «Веселка», инфекционная больница, кожно-венерологический диспансер, а также четыре центра: кардиоревматологический, микрохирургии глаза, детский лечебно-диагностический и по профилактике и борьбе со СПИДом.

Два месяца (январь и февраль) область выделяла на их содержание средства, а потом прекратила, ссылаясь на все тот же Бюджетный кодекс.

Дело в том, что согласно его «Заключительным положениям», передача бюджетных учреждений в соответствии с разграничением расходов между бюджетами должна быть осуществлена до 1 марта 2002 года. Однако такая передача к указанному сроку произведена не была. Что, впрочем, и понятно — во время выборной кампании решать вопрос просто недосуг. Но чтобы не создавать лишней напряженности среди электората, облфинуправление все же перечислило часть средств на мартовскую зарплату — в размере 40% от потребности. И все. С той поры больше ни копейки выплачено не было.

29 апреля состоялась сессия горсовета, которая приняла решение передать области десять специализированных учреждений — все туберкулезные и инфекционные лечебницы и дома ребенка. А два детских санатория и три высокоспециализированных центра решено было реорганизовать (чтобы уйти от статуса специализированных) и оставить в городской медицинской сети. Что и было сделано. Однако сессия облсовета, состоявшаяся 17 мая, принять десять учреждений в совместную собственность городов, сел и поселков отказалась. Мотивируя тем, что у области нет средств на их содержание. И тем, что их финансирование — прерогатива города, согласно Бюджетному кодексу.

В этом году областной бюджет по сравнению с прошлым сократился на 160 млн. грн., тогда как городской — увеличился на 220 млн. Что касается непосредственно здравоохранения, то в городе эта статья расходов выросла на 15,4 млн грн. и составила 76,4 млн. А в области она сократилась на 7,5 млн. — до 72 млн. В результате областные финансисты утверждают, что для содержания своей сети лечебно-профилактических учреждений Одесщине недостает сегодня 2,3 млн. грн. Поэтому, с точки зрения областного руководства, брать в такой ситуации на свое содержание еще десять учреждений — значить ущемить финансово собственную медицинскую сеть.

Но дело не только в этом. Главный аргумент в споре области с городом состоит в том, что деньги на содержание специализированных учреждений заложены в городском бюджете. И никто иной, как город, обязан их финансировать еще и потому, что эти учреждения обслуживают население Одессы. И если бы статьи Бюджетного кодекса не противоречили друг другу, считают в области, то так оно и было бы.

Как известно, средства между местными бюджетами, согласно постановлению Кабмина, распределялись по формуле, разработанной Минфином. Согласно этому формульному методу, при расчетах ассигнований на здравоохранение финансисты исходили из количества граждан, проживающих на каждой территории, и объема оказываемой им медицинской помощи. И это было сделано для того, чтобы ни одну территорию не обделить. В Одессе, как и в других областных центрах, объем основных медицинских услуг наиболее полный, поэтому бюджет Одессы на 2002 год заметно вырос. Статья 86 Кодекса в целом разграничивает, какая помощь и из какого бюджета финансируется. Но статьи 89 и 90, в которых более детально идет речь о видах помощи и об учреждениях, где эта помощь оказывается, ее как бы перечеркивают.

Как поясняют медики, это произошло из-за того, что не учтен ряд моментов. А именно. Существует два уровня специализированной медицинской помощи. На первом — оказывается первичная помощь. Скажем, в городских туберкулезных больницах и диспансерах, которые занимаются выявлением и учетом больных, лечением и профилактикой. То есть, это та самая помощь, которая согласно Бюджетному кодексу и должна оказываться непосредственно на территории, где человек проживает. Следующий уровень — более высокий, и помощь здесь должна оказываться в областных специализированных больницах и центрах.

Из-за смешения двух понятий и произошла путаница. Чтобы ее устранить, подготовлен приказ Минздрава с перечнем медицинских учреждений и их характеристикой. Согласно проекту этого документа, лечебные учреждения делятся на несколько видов. Так вот, инфекционные, дерматовенерологические и туберкулезные больницы и противотуберкулезные диспансеры могут относиться одновременно и к однопрофильным больницам, и к специализированным. Разница между ними в том, что однопрофильные, как сказано в приложении к перечню, рассчитаны на предоставление помощи населению определенной территории, то есть города или района, а специализированные — населению региона. Если следовать данной логике, то три высокоспециализированных центра, которые город реорганизовал и оставил у себя, как раз и должны быть переданы области, а туберкулезные диспансеры и инфекционка — остаться городу. А все произошло как раз наоборот.

Пока паны спорят...

Как считают сегодня в области, появление на свет спасительного приказа Минздрава поможет ликвидировать противоречия и расставить все точки над «і». Но когда он будет подписан, не знает никто. А посему, чтобы и дальше не нагнетать страсти, руководство области приняло решение продолжить финансирование десяти «бесхозных» учреждений из областного бюджета. Вместе с тем оно продолжает настаивать на том, чтобы город эту ношу взял на себя. Ведь учреждения до сих пор находятся в его коммунальной собственности, и по закону область не имеет права ее содержать. Город же считает, что по закону он тоже не имеет права финансировать специализированные учреждения, поскольку это будет нецелевое использование бюджетных средств.

Как рьяно, оказывается, чтут букву закона власти! Хотя, если почитать справки КРУ, то там сплошь и рядом фигурируют факты нецелевого использования денег. Вдобавок к этому надо заметить, что за март все-таки было выплачено 40% зарплаты, несмотря на букву закона. Но выборы закончились, и забота о людях перешла совершенно в иную плоскость. А чем иначе объяснить мотивы, которые двигали руководством города, когда оно высокоспециализированные центры и санатории оставляло себе, а все остальное отдавало области? Явно не Бюджетным кодексом. Ведь в городской туберкулезной больнице (в Одессе имеется также областная) и в районных тубдиспансерах города лечатся только горожане. В инфекционке до 90% — тоже горожане. Что касается Центра по профилактике и борьбе со СПИДом, то он был создан в городе совсем недавно. (Хотя имеется областной). По указу Президента Украины, подписанному, кстати, после принятия Бюджетного кодекса, в городах, где более 500 тыс. ВИЧ-инфицированных, должны быть свои центры. В Одессе по официальной статистике таковых 12 тыс. Так вот, этот центр находился в стадии организации, своего здания не имел, но в районных поликлиниках города успел открыть свои кабинеты. Поэтому непонятно, что собирался передавать город? Кабинеты в своих поликлиниках?

Руководство области считает, что город мог бы все эти учреждения — точно так же, как и свои специализированные центры, — реорганизовать в диспансерные отделения, номерные городские больницы и оставить у себя. Однако этого не произошло. Городские власти поступили по принципу: «Забери себе, Боже, чего нам негоже».

Но что любопытно, область вначале намеревалась забрать под свою опеку все 15 учреждений Одессы. Не случайно в ее бюджете на 2002 год запланировано 10 млн. гривен на их финансирование. Но потом ее позиция резко изменилась. Хотя если брать во внимание проект приказа Минздрава, с которым она была ознакомлена, то данный документ вовсе не касается домов ребенка, которые, как ни крути, областной бюджет обязан взять на свое попечение. К тому же на их финансирование нужны не такие уж и большие деньги.

В общем, пока в высоких кабинетах спорили, медики сидели на голодном пайке. Но в этой ситуации удивляло и другое — крайняя беспомощность людей, продиктованная боязнью сказать власти все, что о ней думают. Более того, заведующая одного из домов ребенка по местному телевидению заявила, что местные власти в сложившейся ситуации совершенно ни при чем (?). Виноват, дескать, во всем один только Бюджетный кодекс. Правда, медики одной из больниц пошли дальше: они намеревались подать жалобу в суд на... главврача. За то, что им не платят зарплату.

Что ж, людям при таком настрое, как правило, долго приходится ждать своих кровно заработанных… Впрочем, на этот раз им, можно сказать, повезло. Известно, что одесские медики и учителя в прошлом и в позапрошлом годах еще и не столько месяцев сидели без зарплаты. Правда, финансировать их тогда никто не отказывался. Однако надолго ли нынешнее везение? К сожалению, этот вопрос в Одессе звучит сегодня как риторический.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК