Как и предсказывали скептики, обещание правительства Арсения Яценюка наполнить бюджет любой ценой не привело к реальному ужесточению контроля над крупным капиталом, обналичкой и контрабандой.
Вместо этого Кабмин по привычке пошел по пути наименьшего сопротивления, инициируя введение налога на доходы по депозитам, повышение акцизов на табак (при работающей фабрике "Хамадей") и алкоголь (при сохранении схем Укрспирта), отказ от постаудита на таможне и повышение утилизационного сбора.
Таким образом "западный подход", обещанный Яценюком при назначении новых глав таможни и налоговой, оказался ничем не лучше "семейного".
Спустя три недели после расформирования Миндоходов и неделю после назначения новых руководителей таможни и налоговой общественности начали становиться известными конкретные пункты правительственного плана стабилизации бюджетных доходов (как ранее сообщалось, они оказались на грани полного срыва: выполнение плана таможни - 51%, налоговой - 65% бюджетной росписи).
Как уже сообщало ZN.UA, в дополнение к уже зарегистрированному 19 марта в парламенте законопроекту №4490 об изменениях в Налоговый кодекс на внеочередном заседании 22 марта Кабмин планирует рассмотреть еще целый ряд положений "масштабного пакета законопроектов по ужесточению фискальных мер".
Помимо всего прочего, планируется пересмотр упрощенной системы налогообложения, механизма уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН). Реализация предлагаемых норм, по замыслу инициаторов, якобы позволит увеличить доходную базу бюджета на десятки миллиардов гривен.
Детальный анализ предлагаемых норм еще предстоит, но даже "невооруженному глазу" уже заметна спорность многих из предложенных решений. В первую очередь, речь идет о планах ввести налог на депозиты свыше 50 тыс. грн. Доход по таким вкладам предложено обложить налогом в размере 15–17% (15% - для лиц с ежемесячным доходом до 10 минимальных зарплат, 17% - свыше 10 минимальных зарплат).
Необходимо отметить, что с очень похожей идеей еще при прошлой власти выступали руководитель Госкомпредпринимательства Михаил Бродский и тогдашний министр финансов Юрий Колобов. Правда, у них база налогообложения стартовала с 500 тыс. грн, а сама идея предполагала фактически введение "налога на богатство", о котором тогда с высоких трибун шли оказавшиеся досужими разговоры.
На фоне оттока вкладов из банковской системы и угрозы дальнейшей девальвации гривни налогообложение вкладов может вызвать еще больший отток средств из банков, а также повышение ставок - из-за необходимости компенсировать вкладчикам налоговые потери и стимулировать их нести деньги в банк. К тому же у экспертов возникает вполне резонный вопрос о справедливости обложения средств, с которых, очевидно, уже уплачены налоги.
"Никто, как правило, не держит нелегальные доходы в банках. К моменту, когда эти деньги принесли в банк, с них уже в большинстве случаев были взяты налоги. Либо подоходный налог, либо налог с продажи движимого или недвижимого имущества, либо доход с бизнеса", - говорит экономист Александр Бондарь. По его словам, действительно крупные нелегальные средства находятся за границей, преимущественно в офшорах или зонах льготного налогообложения.
Однако правительство почему-то не пошло по пути ужесточения контроля за трансграничными операциями украинского бизнеса, в частности, за трансфертным ценообразованием, профильный закон в котором уже принят, но чтобы он реально заработал, необходимо обеспечить его надлежащую имплементацию.
Вместо этого было решено вернуться к идее "розкуркулення" населения и бизнеса. Так, таможенными пошлинами и НДС будут облагаться почтовые отправления в Украину оценочной стоимостью свыше 150 евро (ранее шквалу оппозиционной критики была подвергнута норма о снижении стоимости безналоговых посылок до 300 евро).
Видимо, для того, чтобы создать видимость повышения социальной справедливости, попали под раздачу богатые пенсионеры - если их пенсионные доходы превышают 11700 тыс. грн, придется платить 17% подоходного налога.
Вводится налогообложение наличных и безналичных валютных операций, от чего отказалось даже панически боявшееся колебаний курса доллара правительство Азарова-Арбузова. Так, согласно законопроекту "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины", ставку сбора в ПФ при покупке валюты предлагается утвердить на уровне 0,5%.
Сомнительная мотивация этого пункта очевидна хотя бы по той причине, что против сбора с покупки валют последовательно выступал Международный валютный фонд, обеспечение договоренности с которым о новой программе сотрудничества так важно сейчас для Киева (в том числе и потому, что оно является условием предоставления финансирования из всех остальных международных источников).
Хочется ошибаться, но создается впечатление, что в новом правительстве красиво "обошли" тему рентных платежей (респект способностям Рината Леонидовича и Игоря Валерьевича). Так, к облагаемым рентой минеральным веществам не будут относиться продукты агломерации руд, а объемы нефти, газа и конденсата - учитываться только в трубопроводах (отличная база для контрабанды?).
В целом же масштабы увеличения налоговой нагрузки на пользователей национальных недр и полезных ископаемых, несмотря на номинальное увеличение ставок по многим пунктам, пока под вопросом, так как в пояснительной записке к законопроекту правительства об этом нет ни слова, ни цифры конкретики.
Тем временем любопытная информация появилась на страничке в Facebook бывшего министра доходов и сборов Клименко. Обращается внимание, что если акцизные сборы сегодня составляют 11% платежей в госбюджет Украины, то доля платы за пользование недрами - лишь мизерные 3,7%. Для сравнения: в странах ЕС, где эксплуатация природных ресурсов менее интенсивная, чем в Украине, соответствующие налоговые платежи составляют 3–4% ВВП, в отдельных странах мира - до 15%. У нас же - лишь немногим более 1% ВВП.
При этом добывающая промышленность является практически единственным сегментом, который начиная с 2011 г. демонстрирует плюсовые индексы производства. В украинских реалиях наибольший фискальный потенциал имеет увеличение налоговой нагрузки на добычу полезных ископаемых предприятиями горно-обогатительного комплекса, прежде всего, на железную руду. Она в Украине приблизительно в полтора-два раза ниже, чем в Казахстане, и в три-пять раз - нежели в России, Австралии, Индии и т.д.
Любопытно все-таки будет узнать, как предложения нового правительства выравнивают эту диспропорцию?
Тем временем стоит вспомнить не только об уместности повышения ставок, но и об упрощении системы администрирования. Сегодня в Украине существует целый "букет" этих платежей. Речь о плате за пользование недрами и рентной плате за транспортировку трубопроводами нефти и нефтепродуктов, природного газа и аммиака по территории Украины (не вошло в новый проект закона); плате за землю; сборе за пользование радиочастотным ресурсом; сборе за специальное использование воды; сборе за специальное использование лесных ресурсов.
Вот где поле для оптимизации налогов и повышения доходов в бюджет. Но пользуется им Кабмин не совсем так, как ожидали участники рынка.
Показательным решением является повышение сбора за радиочастоты - в два раза. Размер ставок за последние пять лет был увеличен в десять раз, а само повышение сбора является непрямым налогом на пользователей сотовой связи. Кроме того, еще в спорах с предыдущей властью операторы неоднократно заявляли о том, что увеличить налоговые поступления можно не только повышением платы за частотный ресурс, но и выдачей лицензий на новые стандарты связи.
В частности, стоимость только одной лицензии может составить порядка 1 млрд грн, а инвестиции на строительство сетей третьего поколения (UMTS), по оценкам операторов, составляют порядка 1 млрд долл.
Также Кабмин решил повышать акцизы на алкоголь и табак, а еще увеличить, по информации гендиректора ВАИИД Олега Назаренко, утилизационный сбор на импортные авто на коэффициент инфляции - с 5500 до 5956,5 грн. Также "правительство реформаторов" предлагает повысить акцизный сбор для импортных авто (например, для авто 2201 куб. см - 1430 евро, а теперь может составить 2860 евро), а для автомобилей, собираемых в Украине, оставить минимальным - 109 евро с одного автомобиля (привет Тариэлу Шакровичу).
На фоне таких противоречивых инициатив открытым остается вопрос работы площадок по обналичиванию (ранее - госпрограмма "Украина"), "модных" фирм на таможне (ранее - госпрограмма "Импортеры"), а также безакцизного ввоза нефтепродуктов (ранее - "госпрограмма" по поддержке Курченко). По свидетельствам участников рынка, все вышеупомянутые схемы снова заработали, но при этом цены на услуги теневого рынка снизились, так как из них убрана "налоговая нагрузка" в виде фиксированных перечислений в бюджет.
Будет весьма интересно спустя некоторое посмотреть на реакцию бизнеса на такое развитие событий в фискальной сфере. Ведь номинально в руководство налоговой и таможни пришли выдвиженцы бизнес-ассоциаций, которые, по всей видимости, надеялись на формирование прозрачной налоговой системы. А получилось, что "реформаторский" и "прозападный" подход новой команды менеджеров фискального блока правительства оказался еще более циничным, чем "семейно-макеевский".
Возможно, такое ощущение вызвано почерком фискальных законопроектов правительства - закрадывается мысль, что оказавшийся так к месту и у новой власти Виталий Хомутынник, которого неофициально называли инициатором назначения Белоуса и Науменко в налоговую и таможню, будет иметь влияние на налоговую и таможенную политику значительно большее, чем это даже представлялось. Ведь большинство спорных предложений породил именно его комитет в парламенте. Но в нынешней спешке "под эгидой" переговоров с МВФ многие спорные предложения могут проскочить и через сессионный зал, а обществу и бизнесу придется в очередной раз довольствоваться подменой ожидаемого. Неужели ничего так и не поменялось?