В последнее время Украину сотрясали не только многочисленные поствыборные события, но и нешуточные катаклизмы в энергетической отрасли. То российский «Газпром» потребовал вернуть «украинский долг» компаний, поставляющих газ в Украину, угрожая вообще прекратить поставки газа. То произошла трагедия в Днепропетровске, в результате которой погибли люди. Все это говорит о реальной угрозе энергетической безопасности страны. Так что неудивительно, что именно этой теме была посвящена встреча президента Виктора Ющенко с журналистами. Поучительно знать, как на весь комплекс проблем энергетической безопасности Украины смотрит ее глава. Тем более в период, когда каденция правительства может быть скоро завершена, а решать проблемы нужно срочно. Особенно с учетом того, что возникли они ни вчера и даже не позавчера.
Для начала журналисты поинтересовались у Виктора Андреевича, какой же смысл и какие составляющие он вкладывает в понятие энергетической безопасности Украины. На что президент ответил:
- Мы исходим из того, что решение вопросов стабильного энергетического обеспечения максимально должно находиться в компетенции украинской власти, которая бы сформировала такие варианты поставок и транзита энергоносителей и их обеспечение населения и промышленности страны, которые менее всего были бы подвержены внешним влияниям. Независимо от того, говорим ли мы о политическо-конъюнктурном влиянии или же о конъюнктурном влиянии самого энергорынка. Я бы сказал, что, с одной стороны, это исключительно вопросы национальной политики. Но все это стоит рассматривать и в контексте экономической политики государства, а значит и политической независимости страны. Это с точки зрения понятий.
С точки же зрения методов обеспечения энергетической независимости, было бы очень хорошо, если бы в Украине было достаточно собственных энергоносителей для обеспечения своей энергонезависимости или хотя бы возможности своевременно реагировать на все внешние выпады в отношении Украины. Поэтому я бы так сказал, что Украине необходимо оптимизировать внутренний рынок энергоресурсов. А это значит - осмыслить по-новому энергетические возможности Украины, начиная с политики в угольной отрасли и заканчивая политикой в освоении месторождений в глубоководной части Черного и Азовского морей. Отдельный блок вопросов по электроэнергетике, где уже на повестке дня создание новых ядерных энергоблоков и многие другие вопросы. Решение всех этих задач укрепит энергетическую независимость страны и вообще национальную безопасность.
Вместе с тем я исхожу из того, что Украине предстоит совершить много энергичных шагов на внешней арене, которые укрепили бы наши позиции. Это и вопрос сооружения нефтемагистрали Одесса-Броды-Гданьск, и присоединение Украины к европейской энергосистеме, и тема Бурштынского энегоострова, и поставки на двусторонней основе электроэнергии в страны ЕС (Польшу, Словакию, Венгрию, Румынию). Все это взаимосвязанные вопросы, так как мы говорим суммарно об энергорынке, в котором переток одного вида энергоресурса в другой является достаточно мобильным.
- А что касается транзитной политики Украины?
- В первом квартале 2008 года мы инициируем проведение энергосаммита в Киеве, где намерены предложить новую концепцию организации транзитных поставок. Было бы очень хорошо, если бы мы добились формулирования первых международных правил, их основ, начиная от тарифов до унификации подходов к технической безопасности. Этот вопрос - один из самых актуальных для украинской политики. Могу сказать, что есть определенные достижения в нашей политике энергобезопасности. Но есть и аспекты, особенно это касается внутреннего рынка, которые заслуживают серьезной критики и как можно скорейшего изменения ситуации.
- Намерена ли Украина переходить к прямым контрактам в поставках прежде всего природного газа? И каков может быть механизм и алгоритм взаимоотношений участников таких поставок? Или сегодня этот вопрос неактуален?
- Я бы назвал несколько ключевых для Украины позиций. Первое - это переход на простую, ясную, а значит, прозрачную схему обеспечения поставок и расчетов. По сути, речь идет о детенизации. Когда мы говорим о прозрачной схеме обеспечения поставок и расчетов за энергоносители, речь идет не только о ценовой оптимизации, речь идет о ясном, прозрачном и публичном процессе, понятном каждому участнику рынка и прежде всего потребителям энергоресурсов. Думаю, что сегодня вообще мало найдется специалистов, которые способны объяснить существующий механизм расчетов. Поэтому возникает очень большое публичное сомнение в целесообразности такого механизма расчетов.
Второе - это стремление к формированию рыночных отношений между продавцом и покупателем энергоресурсов. Мы исходим из того, что формирование цены на газ должно быть прогнозируемым, а потому иметь высокий статусный уровень и не относиться только к политике хозяйствующих субъектов. Пока что мы находимся в статусе отношений переходного периода. И мы понимаем, что в этом вопросе должны быть корректные взаимоотношения. Мы выступаем за формулирование прозрачной модели цены на газ. Безусловно, цена газа в 135 долл. за 1000 кубометров на российско-украинской границе не является оптимальной. И безусловно, она будет изменяться. Но это должен быть понятный процесс.
Сегодня Украина обеспечивает транзит в Европу наибольших объемов российского газа, а также его хранение в подземных хранилищах. Но тариф на эти услуги требует отдельного рассмотрения и комментария. Поэтому еще один аспект наших взаимоотношений - закрепить на высоком уровне наши совместные желания по обеспечению надежного транзита и хранения газа.
Третье - обеспечение безопасности самого транзита газа. Так как всякие высказывания о недобросовестности Украины или плохом состоянии ее газотранспортной системы - это прямой удар по имиджу нашей страны. Поэтому наша политика в отношении обеспечения транзита должна быть безукоризненной.
Четвертый вопрос - это проекция ситуации на организацию внутреннего рынка. Чтобы не допустить некорректного разрешения конфликтов и его монополизации. С учетом практики работы внутреннего рынка за последние несколько лет здесь возникает много вопросов. Например, по поводу передачи контрактов на газообеспечение промышленности компании «УкрГаз-Энерго». Собственно вопросам реорганизации внутриукраинского рынка газа и был посвящен указ, подписанный мною еще 7 сентября.
- Когда можно ожидать решения вопросов о поставках в Украину газа в 2008 году?
- Думаю, что уже в ближайшее время мы договоримся с Российской Федерацией о ценовой политике и тарифах на транзит на высшем уровне.
- Возвращаясь к внутреннему рынку газа, могли бы вы уточнить, в чем состоят основные проблемы и пути их разрешения?
- Дисбаланс внутреннего рынка наблюдается по многим аспектам. В контексте подготовки к новому финансовому году нам необходимо заложить для решения этих проблем - около 9 млрд. грн. требуется только на решение системных проблем НАК «Нафтогаз України». У этой национальной компании годами копились проблемы. Это и неплатежи, и налоговое давление. Есть вопросы, связанные с работой операторов рынка, таких как «РосУкрЭнерго» и ЗАО «УкрГаз-Энерго». Последняя компания не распределила дивиденды за прошлый год в объеме полумиллиарда гривен, что сказалось и на финансовом состоянии «Нафтогазу України», как соучредителя этого ЗАО. Остается в отношении НАК «Нафтогаз України» тема обслуживания долгов, кредитов, расчетов за предыдущие годы. И все это многомиллиардные позиции, которые нужно свести в бюджете компании и согласовать его с бюджетным процессом как таковым.
- Правда ли, что долговые обязательства НАК «Нафтогаз України» уже скуплены иностранными компаниями?
- Нет.
- Как вы относитесь к возможности продажи хотя бы части акций «Нафтогаза», то есть к приватизации этой национальной компании?
- Сначала надо навести порядок в этой компании, а уж потом думать и говорить о вариантах, пусть даже частичного, изменения ее формы собственности.
- Господин президент, вы говорите о том, что есть немало вопросов к компании «РосУкрЭнерго» и ЗАО «УкрГаз-Энерго». Неужели эти вопросы возникли недавно? Ведь тот же российский «Газпром» говорит, что в «РосУкрЭнерго» есть 50% украинской доли…
- Я уже говорил и хочу еще раз повторить, что государство Украина никакого отношения к учредителям компании «РосУкрЭнерго» не имело и не имеет. Пользуясь случаем, могу попросить тех, кто располагает какой-то достоверной информаций на сей счет, - сообщите.
Что же касается высказываний некоторых представителей РФ и «Газпрома», то я воздержусь от комментариев.
- Трагедия в «Днепрогазе» засвидетельствовала наличие огромных проблем с региональными газораспределительными сетями (бывшими облгазами). Намерено ли государство вмешиваться в эту ситуацию? Каким образом, если большинство облгазов давно приватизированы?
- Это очередной пример того, что политика на внутреннем рынке не была синхронизирована. Предварительные расследования днепропетровской трагедии говорят о том, что такой масштабной катастрофы можно было бы избежать. Сейчас мы намерены полностью изменить политику в отношении предприятий по распределению газа. Даже несмотря на то, что многие такие предприятия в значительной мере приватизированы, у государства есть достаточно рычагов влияния. Это и возобновление технического надзора, и строгий контроль за соблюдением обязательств лицензиата.
- Намерена ли Украина возобновлять переговоры с Туркменистаном? Вы сами не собираетесь ли с визитом в Ашгабад?
- Говорить о возобновлении прямых поставок туркменского газа в Украину уже в следующем году пока сложно. Кроме того, в наших двусторонних отношениях накопилось несколько проблем, требующих политического решения. Сейчас готовится визит президента Туркменистана в Украину, в ходе которого мы надеемся разрешить существующие проблемы. Что же касается перспектив, то Украине есть что предложить, например, возможность транзита туркменского газа не только в Украину, но и в Европу. Думаю, такой подход интересен Туркменистану.
- Называя приоритеты энергополитики Украины, вы упомянули и проект нефтепровода Одесса-Броды-Гданьск. Но ведь это, пожалуй, один из основных долгостроев Украины. И к тому же, не смущают ли вас высказывания многих экспертов о том, что, например, запасы нефти Казахстана значительно преувеличены?
- Мне известны выводы многих экспертов о прогнозах нефтедобычи в регионе Каспийского моря. Это и Казахстан, и Азербайджан. Сегодня проект Одесса-Броды-Гданьск получил полную политическую поддержку государств-потенциальных участников и Европейского Союза. И теперь речь уже идет о коммерческом подходе и окончательной подготовке технико-экономического обоснования.
Но мы рассчитываем и на свои силы. Недавно было разработано в деталях и заключено первое соглашение о разделе продукции с компанией Venco. По условиям этого соглашения Украина получит не только готовую продукцию, но и многомиллиардные инвестиции. Это дает основания полагать, что и добыча на шельфах Черного и Азовского морей сдвинута с мертвой точки. И это не просто воздушные замки, но уже и реальные планы.