К сожалению, «газовая» деятельность украинской власти, при всей ее скандальности, остается одной из самых закрытых тем. Подавляющую часть доступной информации составляют парадные отчеты функционеров «Нафтогаза» и его «дочки» — ДК «Газ Украины», а все остальное — связанная с этой сферой политическая трескотня на ток-шоу, где народные избранники азартно соревнуются в некомпетентности. Судить об истинном уровне квалификации менеджмента государственных газовых компаний, равно как и о перспективах отечественной энергетики, приходится по случайно вырывающимся из-под «железного занавеса» крохам. Крохи, надо сказать, выглядят непривлекательно.
В распоряжении редакции «ЗН» оказался документ, направленный предприятиям коммунальной теплоэнергетики ДК «Газ Украины». Дополнительное соглашение к договору о поставках природного газа, датированное 28 апреля, гласит следующее: «Стороны договорились о том, что с 1 января 2009 года по 12 января 2009 года (включительно) пункт 5.1 действует в такой редакции: цена 1000 куб. м природного газа составляет 2020,25 грн. без учета налога на добавленную стоимость, сбора в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу… кроме того, сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ — 12%... К оплате… всего с НДС — 2861,62 грн.»
Впрочем, утверждение, что «стороны договорились», — пока не более чем гипотеза, поскольку функционеры теплокоммунэнерго, передавшие документ журналистам «ЗН», признались, что имеют намерение его оспорить… ну, или хотя бы проволынить с подписанием столько, сколько получится. Поскольку добавлять к огромным долгам «несправедливые», по их мнению, суммы дополнительных поборов особого желания у них нет. От имени «Газа Украины» соглашение подписано начальником департамента балансов природного газа и расчетов за газ Вячеславом Лужанским.
Типовой договор о поставках в упомянутом пункте 5.1 регулирует стоимость природного газа, используемого теплосетями для отопления всех, кто не является «населением», — предприятий, организаций, учреждений. В настоящее время, с 1 января, стоимость газа для отопления и обеспечения горячей водой этой категории потребителей со всеми надбавками и налогами составляет 2570 грн. Таким образом, пресловутая «цена вопроса» — менее 300 гривен.
Вроде бы мелочь, если не пускаться в патетические рассуждения о морально-этической и юридической стороне вопроса: известно ведь, что «закон обратной силы не имеет», да и вообще требовать дополнительные деньги за уже отпущенный и потребленный товар, мягко говоря, некорректно.
Чтобы лучше понять возмущение коммунальщиков, представьте на секунду, что к вам домой пришел менеджер из продуктового магазина и требует доплатить за купленные и благополучно съеденные накануне продукты.
С другой стороны, «мелочь» перестает быть мелочью в пересчете на гигантские объемы потребления газа системой теплокоммунэнерго (кстати, где там обещанные программы энергосбережения?). В начале января, в разгар «газовой войны», в которую неизменно превращаются переговоры с Россией, газ для котельных пришлось даже отбирать у промышленности, несмотря на то, что морозной прошедшую зиму не назовешь. В январе тепловое хозяйство Донецкой области ежесуточно сжигало в котлах и бойлерах 18 млн. кубометров газа.
Процентное соотношение потребителей, которые «не население», — величина непостоянная, поскольку многие учреждения и предприятия зимой отапливаются от коммунальных сетей, но горячей водой не пользуются вовсе. Поэтому в отопительный сезон соотношение примерно 70 на 30, зато летом доля этой категории составляет менее 10%, причем это только в тех городах, где еще есть горячая вода.
Дальше вооружаемся калькулятором и считаем. Итак, третья часть потребителей, соответственно, требует для своего обогрева третьей части топлива — 6 млн. кубометров в сутки. То есть в свете упомянутого соглашения дополнительные затраты составят 1,75 млн. грн. в день, или чуть более 21 млн. грн. в целом.
Вот именно от этой суммы и пытаются откреститься представители теплокоммунэнерго, которые успели написать прочувствованное письмо к Юлии Тимошенко, где жалуются, что «речь идет о затратах, не предусмотренных финансовыми планами предприятий и не учтенных в действующих тарифах… «Газ Украины» просто отбирает у предприятий оборотные средства».
Все попытки связаться с чиновником газовой компании, ответственным за отношения с отечественными теплосетями, Вячеславом Лужанским успехом не увенчались. Указанный на сайте ДК «Газ Украины» рабочий телефон упорно молчал. Цитируя классиков, «полуответственный Егор принадлежал к многолюдному виду служащих, которые или «только что здесь были», или «минуту назад вышли». За функционера компании пришлось объясняться пресс-службе.
В пресс-службе «Газа Украины» отметили, что считают подобные демарши со стороны руководителей теплокоммунэнерго попытками увильнуть от погашения накопленной задолженности. Согласно предоставленным данным, общая сумма долга тепловиков Донецкой области за 2009 год составляет 502,5 млн. грн. — один из самых высоких показателей по стране. Разница в датах, на которую так упирают начальники теплосетей, добавили в ДК «Газ Украины», связана только с бюрократической коллизией — налоговая и Минюст долго блокировали вступление в силу подписанного в конце декабря прошлого года постановления Кабмина №1161, регламентирующего появление указанных дополнительных соглашений.
Указанное правительственное постановление является предпоследним звеном длинной цепи документов, определяющих размер «целевой надбавки к тарифу на природный газ». Какой именно цели служит эта надбавка, неясно, сказано только, что зачисляется она в специальный фонд государственного бюджета.
А теперь самое интересное — постановление, на которое сослались в ДК «Газ Украины», освобождает предприятия теплокоммунэнерго, как и все остальные, от указанной надбавки.
Вернемся к допсоглашению, процитированному выше: «Кроме того, сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ — 12%». Вот они, те самые триста гривен без малого, из-за которых и случился скандал. Кстати, пока неповоротливая бюрократическая машина стряпала и рассылала по регионам дополнительные соглашения, надбавку вернули, но в другом размере — 2% вместо 12.
Видимо, все дело в том, что теплокоммунэнерго таким образом настоятельно «предлагают» покрыть дефицит спецфонда, возникший вследствие освобождения от такой же надбавки предприятий горно-металлургического комплекса и химической отрасли.
Думается, все прекрасно помнят, с какой помпой под соловьиные трели правительственной пропаганды металлурги и химики, после сложных переговоров и подписания меморандумов, получили, среди прочих привилегий, «дисконт» от Кабмина — «избавление» от целевой надбавки (точнее, продление этой преференции с 2008 года на текущий), представленное обществу как «антикризисное мероприятие». Но потом кто-то вспомнил, что пиар пиаром, а дефицит специального фонда покрывать как-то надо… Ну а тот факт, что среди всех клиентов ДК «Газ Украины» предприятия теплокоммунэнерго — самые беззащитные, относится к категории банальностей, «о которых все знают, но никто не говорит».
Общая несогласованность в принятии решений часто выливается в подобную неразбериху в последовательностях документов… Потому практика утверждения нормативных актов «задним числом» становится настолько привычной, что о законности такого поведения никто уже не задумывается. Последний и яркий пример — принятие новых цен на газ. Национальная комиссия регулирования электроэнергетики утвердила новую цену на 2009 год только 29 января, сославшись в пояснениях на международный договор с Россией, подписанный 30 января, а потом еще «Газ Украины» выставил своим потребителям счета по новым ценам на весь газ, потребленный с 1 января… Такие временные парадоксы никакому Герберту Уэллсу не приснились бы. Научная фантастика.
* * *
Редакция «Зеркала недели» обратилась за комментарием и в НАК «Нафтогаз Украины».
В пресс-центре НАК «Нафтогаз Украины» пояснили, что в договорных отношениях с предприятиями теплокоммунальной энергетики (ТКЭ) руководствуются исключительно нормами законодательства Украины. И подход ко всем потребителям газа, в том числе к предприятиям ТКЭ, у поставщиков топлива одинаковый.
Все помнят январский газовый кризис в отношениях с РФ. Неопределенность в вопросе цены импортного газа на 2009 год не позволяла НКРЭ утвердить предельную цену на газ для предприятий ТКЭ с 1 января. Соответствующие постановления (№194, 195) были приняты только 19 февраля 2009 года. Этими документами были утверждены предельные цены на газ, в т.ч. для предприятий теплокоммунэнерго в 2009 календарном году, т.е. с 1 января по 31 декабря. Таким образом, цена газа для предприятий ТКЭ на протяжении всего 2009 года составляет 2020,25 грн./1000 кубометров без учета налога на добавленную стоимость, тарифа на транспортировку и целевой надбавки. Именно на данное решение НКРЭ опиралась ДК «Газ Украины» при разработке проектов договоров с предприятиями ТКЭ.
Обращает на себя внимание и тот факт, что тепловики Донецкой области в своих обвинениях в адрес дочерней компании НАК «Нафтогаз Украины» — «Газ Украины» забывают упомянуть тот факт, что 83% природного газа предприятия ТКЭ получают по льготной цене 872,78 грн./1000 кубометров. Благодаря именно этому газу производятся тепло и горячая вода для населения. Эта цена включает в себя НДС и тариф на транспортировку. А «Нафтогазу Украины», как известно, тысяча кубометров импортированного газа обходилась в первом квартале в 360 долл., а в текущем квартале — в среднем 228 долл. за 1000 кубометров. В итоге, «Нафтогаз» ежегодно несет миллиардные убытки из-за разницы цен. И только 17% газа предприятия ТКЭ получают по упомянутой выше цене 2020,25 грн./1000 кубометров, производя из него тепло для предприятий бюджетной сферы.
Претензии тепловиков относительно взимания целевой надбавки к тарифу на газ также необоснованны. Нулевой размер целевой надбавки к тарифу на газ с 1января 2009 года регламентирован постановлением Кабмина от 27 декабря 2008 года №1161. Однако, согласно разъяснению Министерства юстиции Украины, норма постановления правительства об «обнулении целевой надбавки» вступила в силу только с 13 января 2009 года.
Таким образом, в полном соответствии с нормами законодательства Украины, с 1 по 12 января надбавка в 12% к тарифу должна быть оплачена предприятиями ТКЭ, в т.ч. Донецкой области. С 1 мая 2009 года, согласно постановлению Кабмина от 14 апреля 2009 года №359, размер целевой надбавки к тарифу для предприятий ТКЭ установлен на уровне 2%.
Пресс-центр «Нафтогаза Украины» также отмечает, что подобные демарши со стороны руководителей предприятий теплокоммунэнерго можно считать попытками избежать погашения накопленной задолженности. Согласно предоставленным данным, общая сумма долга тепловиков Донецкой области составляет 502,5 млн. грн. — это один из самых высоких показателей по стране. При составлении проектов договоров на поставку газа предприятиям ТКЭ специалисты компании ни на йоту не отошли от нормативных документов Кабмина и НКРЭ и считают вышеизложенные обвинения тепловиков необоснованными. А анонсированный ими отказ от подписания договоров может привести к срыву газопоставок и грозит сложностями в процессе подготовки к отопительному сезону 2009—2010 годов.
P.S. Как видим, в этом споре тепловиков и газовиков непросто найти компромисс. Но, очевидно, сделать это придется…
* * *
При всей своей серьезности и важности описанный эпизод сложных взаимоотношений отечественных газовиков с предприятиями коммунальной теплоэнергетики вызывает почему-то фольклорные аналогии. Наверное, деловая культура осталась на том же уровне. Поэтому в завершение — древний-предревний анекдот.
Русская деревня. Местный крестьянин Ваня приходит к ростовщику Абраму:
— Абрам, займи рубль.
— Ладно, только через неделю вернешь два.
— Ну, хорошо…
Потом Абрам подумал и говорит:
— Знаешь, Ваня, такое дело… Не то чтобы я тебе не доверял… Но оставь какой-нибудь залог.
— Да вот хотя бы топор возьми.
— И еще, Ваня… Я вот тут подумал — тебе же тяжело будет через неделю сразу два рубля вернуть. Давай ты мне рубль сейчас отдашь, а через неделю — еще рубль.
Идет Иван домой и размышляет: «Как-то странно получается — топора нет, денег нет, еще и рубль должен, а вроде бы все правильно…»