В нынешнем году критически сокращаются поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Украине.
За девять месяцев текущего года наиболее существенно по сравнению с 2004-м сократились поставки нефти в адрес Херсонского НПЗ — на 1,6 млн. тонн (-62,1%); Одесского НПЗ — на 1,3 млн. тонн (-48,5%); Дрогобычского НПЗ — на 0,9 млн. тонн (-51,2%). Исключение составляет Надвирнянский НПЗ, объемы переработки которого в масштабах Украины незначительны.
Такое положение дел частично объясняется тем, что Херсонский, Одесский и Дрогобычский НПЗ переживают реконструкцию.
Но в не меньшей степени это связано и с новой налоговой политикой Российской Федерации, увеличением ввозных пошлин на нефть почти до 180 долл. за тонну и снижением пошлин на ввозимые нефтепродукты, в результате чего в последнее время российским нефтяным компаниям выгоднее перерабатывать нефть на своих НПЗ, что должно способствовать их быстрейшей реконструкции и модернизации.
Сокращение объемов перерабатываемой в Украине нефти привело к снижению загрузки нефтетранспортных систем — железнодорожного и трубопроводного транспорта.
Так, согласно данным ОАО «Укртранснафта» — оператора магистральных нефтепроводов, за девять месяцев текущего года нефтетранспортники поставили на украинские НПЗ почти на 4,5 млн. тонн нефти меньше, чем за аналогичный период 2004-го, а загрузка нефтепроводов уменьшилась почти на 40%.
Еще большие потери грузопотоков нефти у железнодорожников, так как их тарифы значительно выше трубопроводных.
При этом, однако, следует отметить, что объем транзита нефти через Украину остается пока стабильным и даже отмечен его незначительный рост (около 0,3%).
Украина в очередной раз ощутила проблемы высокой зависимости от поставок нефти из России и от российских собственников большей части своих нефтеперерабатывающих мощностей. И хотя проблемы нефтеперерабатывающей промышленности прямо не связаны с какими-то специальными воздействиями на нефтяной рынок Украины, другие страны — соседи России, кроме разве что Беларуси, оказались в поле тех же проблем. Низкий уровень загрузки нефтепроводов наблюдается у и наших соседей — словаков, чехов, венгров: он также уменьшился на 40%.
Нам, как говорится, от этого не слаще.
К сожалению, и реверс нефтепровода Одесса—Броды, вопреки заверениям его сторонников, не принес Украине обещанных ранее дополнительных объемов перекачки.
Правительству Украины в сложившейся ситуации ничего другого не остается, как активно вмешиваться в расстановку сил в своем нефтеперерабатывающем секторе для привлечения дополнительных потоков нефти через свою территорию. Этого можно достичь путем разработки гибкой тарифной политики, которая может стать более привлекательной и для российских, и для других поставщиков нефти.
Украине и России необходимо приложить максимум скоординированных усилий для обеспечения эффективного доступа российской нефти на рынки Западной Европы трубопроводным транспортом.
Сотрудничество РФ и Украины в нефтетранспортной отрасли создает реальную возможность для усиления присутствия РФ на рынке нефтепереработки и получения доступа на стратегический и ранее закрытый рынок нефтетранспортной инфраструктуры, смежные высоколиквидные рынки нефтяного комплекса.
Как утверждают эксперты, нефтетранспортная система Украины готова предоставить дополнительные экономически выгодные экспортные возможности для российских компаний по маршруту Самара—Кременчуг—«Південний».
И напоследок, российским коллегам-нефтяникам пора уже понять, что нефтепровод Одесса—Броды, которого они очень уж остерегаются, не создает угрозы традиционным российским рынкам сбыта нефти и не изменяет баланс потребления Европой различных сортов нефти, наоборот — при участии в нем Российской Федерации создавал бы предпосылки для расширения российского экспорта в соответствующих сегментах рынка.