Жить без скандалов скучно— они вносят в жизнь если не приятность, то уж точно разнообразие… К примеру, кто бы особо обратил внимание на прошедший в среду 22-й аукцион по продаже нефти. С мая прошлого года к ним более-менее привыкли. Проходят они на Украинской межбанковской валютной бирже, не привлекая особого внимания. Процедура временами становилась почти рутинной. И на 21-м предыдущем аукционе было продано около 2,48 млн. тонн нефти. На этой неделе продали еще 175 тыс. тонн.
Но как продали! — весело, со скандалом, с заявлениями и контрзаявлениями. Ход аукциона показали едва ли не все телеканалы.
Поводом стало решение аукционного комитета изменить условия его проведения, так что предлагаемая к продаже нефть транспортируется только на ЗАО «Укртатнефть», ОАО «Нефтеперерабатывающий комплекс «Галичина», ОАО «Нафтохімик Прикарпаття».
Другими словами, за бортом остались три других завода — Лисичанский, Одесский и Херсонский. С учетом того, что все «исключенцы» контролируются иностранными компаниями — соответственно «ТНК-Украина», «ЛУКойл-Украина» и Херсонский НПЗ «Казахойл», это не могло не вызвать ответной реакции.
Вскоре она последовала. Первые две компании срочно провели пресс-конференцию и заявили о своем решительном несогласии с происходящим.
В частности, по мнению исполнительного директора ПИИ «ТНК-Украина» Сергея Лизунова, «если в стране создаются рыночные условия, то они должны быть равными для всех участников рынка, а нас фактически выталкивают из него». Внесенные же изменения, считает г-н Лизунов, «создают неравные условия на рынке украинской нефти, что, несомненно, ударит прежде всего по экономике страны и ее имиджу».
По его данным, закупка украинской нефти на аукционах компаниями «ТНК-Украина», «ЛУКойл-Украина» и «Казахойл» достигает почти 25%. В частности, «ЛУКойл-Украина» планировал купить на бирже в течение года до 200 тыс. т нефти, ТНК — до 150 тыс. т.
И хотя указанные объемы не столь уж критические для этих НПЗ (7% от планируемой загрузки для Одесского и 3% — для Лисичанского НПЗ), но все же не лишние. Так, по словам коммерческого директора «ТНК-Украина» Максима Андриасова, сейчас есть проблемы с поставкой российской нефти на «ЛиНОС» в связи с устанавливаемыми в России для каждой компании экспортными квотами. И немного украинской нефти позволило бы увеличить загрузку.
Сходятся стороны и в том, что кому-то выгодно, убрав с биржевого рынка украинской нефти эти компании, искусственно ограничить спрос на украинскую нефть, тем самым занижая ее цену.
Как ни удивительно, но это в общем-то никто и не скрывает. Скажем, заместитель председателя аукционного комитета, заместитель министра топлива и энергетики Александр Круть, мотивирует принятое решение необходимостью полной загрузки нефтью Кременчугского НПЗ (ЗАО «Укртатнефть») с тем, чтобы не потерять внешние рынки сбыта масел, которые тот производит. По словам А.Крутя, только «Укртатнефть» имеет специальное оборудование, обеспечивающее наиболее глубокую переработку украинской нефти
Вот только завод-то, как помнится, частный, так что если он имеет специальное оборудование, позволяющее производить более качественную ( и дорогую) продукцию, то мог бы приобретать сырье и в условиях честной конкуренции. А так получается, что фактически государство поддерживает совершенно конкретных нефтетрейдеров как в Кременчуге (ту же Кременчугскую нефтяную компанию), так и на западноукраинских НПЗ. Более того, содействует им в ущерб интересам других, в первую очередь украинских производителей нефти, у которых, кстати, контрольные пакеты, в отличие от НПЗ, принадлежат государству.
Пока же «ТНК-Украина», «ЛУКойл-Украина» и «Казахойл» пообещали «всеми законными методами» восстановить равные условия для участников рынка украинской нефти.
Вполне возможно, им это и удастся. Тем более и аукционный комитет пока что считает данные условия временными и еще не решил вопрос об их продлении. Сейчас, по мнению комитета, предстоит решить «вопросы, которые касаются не только продажи нефти, а и эффективности всей цепочки, то есть транспортировки и переработки, с тем, чтобы мы могли получать с госресурса больше платежей в бюджет».
В общем, сейчас и будут «уточнять цепочку». Сам же аукцион прошел своим чередом. Купили всю нефть, и ее цена даже поднялась на 8 долл. за тонну до уровня 165 долл. тонна. Насколько она была бы выше, если бы на нем присутствовали три крупных участника, ранее покупавших порядка 40 тыс. тонн за аукцион, можно только гадать. Кстати, сейчас цена на высокачественную украинскую нефть заметно ниже не только ближневосточной легкой, но и довольно низкокачественной российской экспортной смеси «Юралс».
Впрочем, история имеет и хорошую сторону: совместные пресс-конференция и ТНК и Лукойла, похоже, становятся традицией. В России эти компании не очень ладят—но, может быть, в Украине решили их подружить?