"Тепловой удар"

10 июля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 10 июля-17 июля

Если попытаться абстрагироваться от политсимпатий приграничных с Украиной стран, подчеркнем два мотива.  Первый : поставка (продажа) и транспортировка природного газа трубопроводным транспортом — это бизнес, владелец которого всегда будет стремиться сделать его максимально прибыльным. Разве Украина этого не хочет? Другое дело, что при этом поступает не так, как принято, например, в ЕС. Но и в еврозоне случается разное, и по-разному ведут себя участники европейского энергорынка.  

 

С Венским вальсом в газовом контексте не сложилось. Достойных партнеров никто пока не нашел. Каждый, как рассказано в предыдущем номере ZN.UA, норовит наступить на любимую мозоль потенциального партнера.

Тем временем природа наглядно демонстрирует нам теорию относительности и результаты деятельности человечества, в частности энергетической. Во всех кранах и водоемах нереально горячая вода — естественно подогретая (и за это придется заплатить!). Термометр часто зашкаливает после отметки 45 градусов по Цельсию. Холодным душем в такой ситуации является одна только мысль о будущих осени и зиме.

Дело даже не в грядущих заоблачных счетах за энергоносители и их доставку, а в необходимости уже сегодня позаботиться о запасах природного газа к холодному сезону. Такая мысль своевременно (!) посетила энергочиновников и заодно нанесла "тепловой удар" по правительству и премьеру Арсению Яценюку, Министерству энергетики и угольной промышленности и его главе Владимиру Демчишину, а также всем энерго- и газосопричастным. Прежде всего, руководителям государственных и полугосударственных топливно-энергетических компаний — "Нафтогаза Украины", "Укргаздобычи", "Укртрансгаза", "Укрнафты", "Укртранснафты" и еще не такого уж большого числа энергетических, пока еще государственных компаний. Еще теплится надежда, что премьер, правительство и энергочиновники — при всех нюансах — не "плохиши".

Не иначе как тепловым ударом, в прямом смысле слова, оказалась раскопанная Яценюком (или преподнесенная премьеру?) идея создания нефтяной вертикально интегрированной компании (ВИНК). Тем более что она до боли напоминает историю НАК "Нафтогаз Украины". НАК теперь дробим согласно Третьему энергопакету, а в нефтеотрасли создаем аналог?

Премьер, очевидно, решил, что такая компания, объединив государственные и частные пакеты акций, будет способна совершить чуть ли не переворот на отечественном нефтерынке. В чью пользу? Оппозиционный блок во главе с Юрием Бойко и глава группы "Приват" Игорь Коломойский уже устали рукоплескать, наверное. Но сейчас речь о другом энергоаспекте.

Госгарантии (!) в обмен на миллиард долларов

Тот факт, что постановление Кабмина №459 "Вопросы стабилизационного (резервного) энергетического фонда", датированное 24 июня, на сайте правительства было опубликовано только
6 июля, не означает, что на газовых переговорах в Вене 30 июня в формате Украина—ЕС—РФ украинская сторона не воспользовалась такой "наживкой". Пыталась, настоятельно, причем и раньше — в феврале, в марте. Пока никто не клюнул.

Постановление Кабмина №459 незатейливое: "Согласно абзацу шестому статьи 6 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2015 год" Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Создать в 2015 году стабилизационный (резервный) энергетический фонд в размере
1 000 000 тыс. долларов США.

2. Утвердить Порядок формирования и использования средств стабилизационного (резервного) энергетического фонда в 2015 году, которое прилагается".

В упомянутом Порядке формирования и использования средств стабилизационно-резервного энергофонда на 2015 г. нет откровений. Озвучен якобы механизм формирования и использования средств этого фонда:

"2. …формирование (резервного) энергетического фонда осуществляется ПАО "Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" согласно договорам, заключенным с внешними кредиторами, под государственные гарантии, предоставленные на основании отдельных решений Кабинета Министров Украины.

3. Средства стабилизационного (резервного) энергетического фонда используются ПАО "Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" для закупки импортированного природного газа, услуг по присоединению и доступу к газотранспортным сетям, по транспортировке и хранению природного газа в соответствии с договорами, заключенными указанным обществом с поставщиками таких товаров, работ и услуг".

Напомню, что любое действие (и даже бездействие) в смысле оказания услуг влетит в сотни, а то и миллионы гривен. Напрашивается вывод: не клюнули инвесторы, так Кабмин уполномочил энергоминистерство "сформировать" энергорезервный стабфонд? И за ценой, судя по ситуации, не постоят.

Дальше — больше. Никаких антикризисных энергопостановлений правительству больше не понадобится, чтобы распоряжаться газом "подземок". Потому как п. 4 названного постановления предписывает: "Природный газ, приобретенный за счет средств стабилизационного (резервного) энергетического фонда, хранится в подземных хранилищах ПАО "Укртрансгаз" и используется ПАО "НАК "Нафтогаз Украины" на основе отдельных решений Кабинета Министров Украины".

Топорно, но бесспорно (пока). Есть ли еще вопросы в стиле, почему же инвесторы не клюнули на госгарантии (это всегда стабильный доход, легальный, но не сравнимый, конечно, с доходом при торговле оружием)? И кого заинтересует, что: "5. Минэнергоуголь подает Минфину в установленный законодательством для финансовой отчетности срок отчет об использовании средств стабилизационного (резервного) энергетического фонда, привлеченных под государственные гарантии.

6. Минэнергоуголь осуществляет контроль за целевым использованием средств стабилизационного (резервного) энергетического фонда, закупкой импортированного природного газа, финансовым состоянием ПАО "НАК "Нафтогаз Украины" и своевременностью и полнотой выполнения им финансовых обязательств по заимствованиям"?

С осени прошлого года не удалось добровольно привлечь в ПХГ газ даже частных добывающих компаний. Использовали уже закачанный в подземки ресурс (см. табл.). По данным сайта "Укртрансгаза", объем закачанного в подземные хранилища газа на начало сезона отбора составлял 17,1 млрд кубометров.

Перезимовали. Благо, зима была хоть и затяжной, но не суровой. Это принципиально важно: чем ниже температура, тем больше требуется газа.

Европейцы услышали просьбу Украины о финансировании стабилизационного ресурса газа. Хотя бы на 1 млрд долл. Но попросили четко объяснить, как будет использован желаемый миллиард и сколько необходимо самой Украине газа, чтобы европейцы не переживали насчет ее обязательности — в смысле транспортировки трубопроводного газа.

Только бизнес?..

Если попытаться абстрагироваться от политсимпатий приграничных с Украиной стран, подчеркнем два мотива. Первый: поставка (продажа) и транспортировка природного газа трубопроводным транспортом — это бизнес, владелец которого всегда будет стремиться сделать его максимально прибыльным.

Разве Украина этого не хочет? Другое дело, что при этом поступает не так, как принято, например, в ЕС. Но и в еврозоне случается разное, и по-разному ведут себя участники европейского энергорынка.

Озвученную попытку украинского премьера "надавить" на словацкого оператора ГТС — компанию Eustream через Еврокомиссию с тем, чтобы, мол, добиться "большого" транспорта газа через словацкую ГТС, в Братиславе восприняли, как… посягательство на их бизнес. Хотя политический антураж добавил красок в эту картину.

При этом топ-менеджеры Eustream нормально и на равных общаются с коллегами из "Укртрансгаза", проводят переговоры, утрясают технические и юридические нюансы взаимного сотрудничества.

Политики приходят и уходят, бывают хитрыми или неосторожно-недальновидными. В этом смысле политконфуз с основным и единственным на сегодняшний день транспортировщиком реверсного газа в Украину — со Словакией — досадно-неуместен, мягко выражаясь. Только в этом году словацкая газотранспортная компания Eustream доставила в Украину, как следует из данных сайта "Укртрансгаза" и данных таблицы, почти 6 млрд кубометров импортного газа. У российского "Газпрома" в первом полугодии 2015-го "Нафтогаз Украины" — в рамках контракта и "зимнего" пакета 2014–2015 гг. — купил всего лишь
2,2 млрд кубометров.

Второй принципиальный момент и мотив состоит в том, что наши западные соседи — полноправные участники Евросоюза. Поэтому при любых вариантах диверсификации источников и маршрутов газопоставок приоритетно получат поддержку и помощь ЕС, в том числе финансовую. Это тоже бизнес, только уровнем повыше. Хотя иногда сложно предсказать, какая мотивация будет определяющей.

С венгерскими газотранспортниками, к слову, пока удается обойтись без политэксцессов. Оператор ГТС Украины — "Укртрангаз" подал "Газпрому" заявку на получение шиппер-кодов для тестирования интерконнектора с Венгрией. По словам президента "Укртрансгаза" Игоря Прокопива, Украина и Венгрия планируют в июле провести тестирование газового интерконнектора в рамках подписанного договора соединения (Interconnection Agreement) с расчетом на его полноценную работу с 1 октября 2015 г. В частности, в рамках тестирования будет проверена работа "Газпрома" в новых условиях. "Тестирование будет предусматривать обращение к россиянам по шиппер-кодам — проверим, как они себя поведут. Чтобы не поставить под угрозу реальные поставки", — цитирует И.Прокопива "Интерфакс-Украина".

Получение шиппер-кодов "Укртрансгазом" является одним из технических моментов, позволяющих украинской компании стать полноправным участником европейского газового рынка (о чем ZN.UA неоднократно и подробно рассказывало, см., к примеру, №22 от
21 июня 2013 г., "Украина для RWE не бабочка-поденка, а перспективный торговый партнер").

До сих пор "Газпром" отказывался предоставить "Нафтогазу" шиппер-коды, наличие которых позволило бы осуществлять "виртуальный реверс" между Словакией, Венгрией, Польшей и Румынией, с одной стороны, и Украиной — с другой. В дальнейшем это будет иметь важное значение для транспортировки газа и как бизнеса, и как определяющего аспекта энергобезопасности.

"Зимний" пакет 2015–2016 гг. для Украины: 28 млрд кубометров газа

Сразу скажу, что статистика в попытках подсчитать, сколько же Украине необходимо закачать газа в ПХГ, не спасет. Во-первых, синоптики не прогнозируют такую же политкорректную зиму, как минувшая. Поэтому изначально температурный режим осени и зимы 2015–2016 гг. понижен на три градуса по отношению к предыдущему аналогичному периоду. Соответственно, расход газа увеличится.

Во-вторых, вряд ли кто-то возьмется наверняка подсчитать потребление газа на территории проведения АТО и временно оккупированного Крыма. Если исходить из того прогнозного объема потребления, который поддается исчислению, то можно предположить, как уверяют профессионалы газовой отрасли, что в четвертом квартале 2015-го потребители запросят около 13,6 млрд кубометров природного газа. В январе—марте 2016-го — еще около 14,5 млрд кубометров.

Если взять за основу эти расчеты, то "зимний" пакет 2015–2016 гг. для Украины может составить почти 28 млрд кубометров газа.

А точнее, 13,6 млрд кубометров в четвертом квартале 2015-го, из которых:

— газ, добытый в Украине, — 5,1 млрд;

— импортируемый газ — около 4 млрд;

— отбор газа из подземных хранилищ — около 4,6 млрд кубометров.

В первом квартале 2016 г. потребление прогнозируют в объеме около 14,5 млрд кубометров, в том числе:

— газ, добытый в Украине, — около 5 млрд;

— импортируемый газ — до 2,6 млрд;

— отбор газа из ПХГ — почти 7 млрд кубометров.

Газовый минимум для начала осенне-зимнего сезона 2015–2016 гг. требует плюс к накопленным на сегодняшний день в ПХГ 12,1 млрд кубометров еще 5 млрд: полтора миллиарда еще можно успеть добыть в Украине, а 3,5 млрд кубометров предстоит импортировать. Напомню, к началу осенне-зимнего сезона 2014–2015 гг. в ПХГ Украины было накоплено 17,1 млрд кубометров газа.

Ну а чтобы вообще без газовых проблем — и нам, и европейцам, то в октябре—декабре 2015 г. нужно импортировать не менее 4 млрд кубометров, а в январе—марте 2016-го — около 2,6 млрд кубометров природного газа. То есть всего — около 6,7 млрд кубометров газа.

Увесистый пакет получается, как для одной Украины. Впрочем, свои расчеты на момент написания этой статьи официально не огласил балансодержатель — НАК "Нафтогаз Украины". Но, как известно, Еврокомиссия — не только посредник в газовых взаимоотношениях между российским "Газпромом" и украинским "Нафтогазом", но и представляет интересы заказчиков объемов природного газа из России и газотранспортных услуг Украины. Но без шипер-кодов "Укртрансгаз" юридически не является стороной газотранспортных соглашений.

Кроме того, представители Еврокомиссии на недавних уже Брюссельских переговорах по объему и формату будущего "зимнего" пакета в качестве одного из вариантов предложили Украине закачать (ей за это заплатят?) до 15 октября, то есть до традиционного начала отбора газа из ПХГ, даже не 17,1 млрд кубометров природного газа, а 20,7 млрд. Станет ли это официальным предложением и кто его профинансирует, очень скоро узнаем.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно