«РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В ИНТЕРЕСАХ ГОСУДАРСТВА — ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА НАКА», — СЧИТАЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ДК «ГАЗ УКРАИНЫ» АЛЕКСАНДР КИСЕЛЕВ

09 августа, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск № 30, 9 августа-16 августа 2002г.
Отправить
Отправить

Все несогласные еще в конце июня получили «последнее китайское предупреждение» о том, что с 1 июля ...

Все несогласные еще в конце июня получили «последнее китайское предупреждение» о том, что с 1 июля НАК «Нефтегаз Украины» будет работать по прямым договорам с промышленными потребителями его газа через свою дочернюю компанию (ДК) «Газ Украины». Кроме НАКа, на отечественном рынке газа в качестве оптового газопоставщика остается и корпорация Itera, которая также согласилась отказаться от практики реализации газа через сеть многочисленных посредников.

Первый месяц работы в таком режиме закончился. Что удалось из вышеобещанного, а чего не получилось — об этом и шел разговор корреспондента «Зеркала недели» с генеральным директором ДК «Газ Украины» Александром Киселевым. Уж кому, как не ему, в свое время возглавлявшему одну из преуспевающих газотрейдерских компаний, знать, что на практике означает уже одна только попытка ликвидации газотрейдерской сети.

— Александр Владимирович, месяц работы НАКа и в частности возглавляемой вами дочерней компании «Газ Украина», как говорится, по-новому закончился. Одни называли эту попытку реорганизацией системы реализации газа экспериментом; другие — новой практикой; третьи — безнадежной затеей. Что оказалось на самом деле?

— На самом деле это просто ежедневная работа. И никаких экспериментов. Просто вокруг этого сегодня сгущены краски. Хотя это всего лишь, я бы сказал, выпрямление линии.

По большому счету трейдер на рынке газа — посредник, который ничего сам не производит, не добывает газ, не транспортирует и не хранит его, но при этом практика работы газотрейдеров с 1995-го по июль нынешнего года показала, что они очень даже неплохо зарабатывают.

Что же касается прямых поставок газа потребителям компаниями, уполномоченными на это государством, то эта практика давно уже внедрена во многих странах. Например, в России, в государствах Балтии, в Армении. Каждое государство выбирает свой путь и варианты обустройства рынка газа. В Великобритании, к примеру, законодательно предусмотрена возможность доступа на рынок газа трейдеров. Однако в действительно рыночных условиях это нормально и не дисбалансирует рынок. И там не выдают лицензии на право торговать газом тысячам компаний. У нас, к сожалению, все происходит иначе.

В общем здравая идея института газотрейдерства была своевременной в 1995 году. Тогда частные структуры помогли Украине выстоять в период энергокризиса. Если помните, в тот период Россия, как основной газопоставщик для нас, предъявляла Украине серьезные претензии и угрожала прекратить подачу газа. Трейдеры тогда помогли обеспечить газом и промышленность, которая к тому времени была уже далеко не в лучшем состоянии, и население, не отличавшееся дисциплиной платежей за газ.

Но к нынешнему моменту институт газотрейдерства объективно изжил себя. Государством поручено заниматься газообеспечением НАКу и в частности ДК «Газ Украины». И эта компания начала заниматься тем, что ей поручено. Вот и все.

— Но вы же не станете отрицать, что при этом на украинском рынке газа осталось много недовольных?

— Конечно. Но давайте не забывать, что НАК сегодня выполняет две основные функции. В первую очередь — это бюджетообразующее предприятие для государства. И в то же время — это коммерческая компания, работающая от имени государства. А это предполагает, что такая компания должна зарабатывать прибыль и давать возможность рассчитывать бюджету на доходы от ее налогопоступлений.

Кроме того, НАК — это еще и координатор процессов, происходящих в нефтегазовой отрасли Украины. Другими словами, координация и бизнес в интересах государства — это и есть две основные наши задачи.

Что же касается недовольных о которых вы говорите, то это скорее вопрос психологии. Ни НАК, ни ДК «Газ Украины» ни у кого не отбирали лицензии, дающие право на торговлю газом. Мы просто создали условия, когда «Газ Украины» остается практически единственным поставщиком газа на внутренний рынок. Да, на рынке работает еще и корпорация Itera. И это тоже логично, так как она транспортирует нам туркменский газ, но поскольку Itera — не резидент Украины, ей одной пока что разрешено иметь сеть дилеров, но которые однозначно проводят принадлежащий ей газ потребителям, а не отдают очередным посредникам. Я думаю, что с сентября и эта ситуация изменится. На сегодня с руководством корпорации Itera достигнута договоренность о том, что будет реанимирована компания «Итера—Украина», являющаяся резидентом на отечественном рынке. И уже именно она будет основным продавцом газа, поставляемого корпорацией Itera в Украину. Таким образом, будет возобновлена ее торговая деятельность в масштабах газопоставок, которые сейчас еще выполняют дилеры корпорации.

«Нефтегаз Украины» в свою очередь реанимирует систему сбыта газа через свои региональные представительства — облгазы. Сегодня «Газ Украины» — это не просто торговый дом, а компания, органично объединившая наши акционерные общества в регионах (облгазы). И мы намерены возложить именно на них обязанность торговать газом в регионах, как это было до 1995 года, когда никто не знал института газотрейдерства.

— Как вы строите отношения с региональными газораспределительными предприятиями, если учесть, что все они — акционерные общества, и во многих из них доля акций, переданных НАКу, слишком незначительна?

— Давайте сразу разделим этот вопрос на две части. Первая — это непосредственно работа по обеспечению населения и предприятий газом, а также сбор оплаты за него. Вторая — вопрос собственности и принадлежности НАКу долей в этих ОАО.

На сегодня газовый комплекс включает распределительные газовые сети, протяженность которых составляет 238 тысяч километров, 42 тысячи газорегулирующих пунктов. Комплекс газоснабжения сжиженным газом включает также 42 газонаполнительные станции, 359 газонаполнительных пунктов, 3 тысячи групповых резервуарных установок и около 6 млн. индивидуальных газобалонных установок.

Вся эта инфраструктура находится в собственности государства и позволяет НАКу обеспечивать природным и сжиженным газом 16 млн. квартир и около 83 тысяч предприятий и организаций. Газораспределительными сетями ежегодно транспортируется непосредственно к потребителям свыше 60 млрд. кубометров газа, т.е. 80% потребляемого в Украине газа. Государство уполномочило НАК «Нефтегаз Украины» и соответственно ее дочернюю компанию «Газ Украины» выполнять эту работу. Мы в свою очередь делегировали региональным газоснабжающим организациям полномочия по доставке газа непосредственно потребителям. Сегодня таких организаций 55, это и есть бывшие обл- и горгазы, на базе которых созданы ОАО. Однако, повторю, все сети принадлежат государству.

Разумеется, это масштабное хозяйство требует постоянных затрат на его содержание в работоспособном состоянии. И я не знаю случая, чтобы, например, хоть один газотрейдер вкладывал средства в газотранспортную систему государства. А в результате несогласованной политики на рынке газа на капитальный ремонт газораспределительных сетей предприятий по газоснабжению и газификации до 2002 года ежегодно направлялось 25—30 млн. грн., что в лучшем случае составляет только 60% от требуемых на эти цели средств. Сегодня заканчивается срок амортизации 11,5 тыс. газовых сетей, замена которых обойдется НАКу более чем в 300 млн. грн.

Исключительная роль предприятий по газоснабжению и газификации еще и в том, что именно они обеспечивают стабильность и безопасность поставок газа потребителям и они же являются теми, кто получает оплату за поставляемый НАКом газ населению, бюджетным организациям. Так что от стабильности их работы во многом зависит финансовое состояние всей газотранспортной и газодобывающей отрасли государства. Это понимают и в бывших облгазах. Сегодня наши взаимоотношения строятся на принципах партнерства, ОАО по газоснабжению и газификации выполняют порученные им функции, НАК соответственно контролирует выполнение этой работы. И могу отметить, что на сегодня даже уровень платежей за газ значительно увеличился. Другое дело, что у нас в стране вообще очень низкая платежная дисциплина. Но ситуация постепенно выравнивается. Так, покупатели нашего газа по прямым договорам в июле оплатили свыше 96% его стоимости.

Что же касается акционирования, приватизации непосредственно газораспределительных сетей и других объектов этой инфраструктуры, то я считаю, что мы на сегодня к этому еще не готовы. Хотя во многих странах эта инфраструктура приватизирована, и новые собственники успешно справляются с вышеописанными функциями. Пришли к этому в России, вероятно, когда-нибудь придем и мы. Но на сегодня, к сожалению, эта тема является, скорее, предметом политической спекуляции. К тому же нельзя забывать, что на предприятия по газоснабжению и газификации возложена и огромная социальная ответственность. И это тоже одна из причин, которая свидетельствует против приватизации региональных газораспределительных сетей.

— К слову, о социальной роли. Вы сами сказали о бюджетообразовании и роли в этом НАКа. Между тем Госналоговая администрация постоянно критикует «Нефтегаз Украины» за недоимки в бюджет.

— Критикует, но она и должна это делать. Другое дело, что почему-то все молчали, когда с 1995 года формировалась дебиторская задолженность НАКа (тогда еще «Укргазпрома»). Почему все молчали в 1997-м и 1998 годах? Мы сегодня начали серьезную работу, скажем так, по расшиванию пакета дебиторской задолженности, используем все возможные способы, и думаю, что результаты не заставят себя ждать. И хотя есть уже определенные сдвиги, проблема неплатежей остается. Например, генерация за этот год уже «наковала» около 100 млн. грн. долгов за газ. Причем, если дочерние предприятия НАКа, например «Укртрансгаз», не заплатят вовремя за электроэнергию, им срочно выставляют штраф в пятикратном размере. Но энергетики в свою очередь за газ почему-то платить не торопятся. К сожалению, НАК сегодня реально не может обеспечить поступление всех начисленных платежей в бюджет в значительной мере из-за неплатежей. Да, есть недоимка. Но мы реально решаем эту проблему, о чем свидетельствует динамика платежей. В этом году НАК заплатил значительно больше, чем в прошлом и позапрошлом году. И это уже результат. При этом надо учесть, что обязательных платежей стало намного больше.

— В структуре задолженности чьих долгов больше, и какова доля коммерческих долгов?

— В этом году коммерческих долгов нет. С задолженностью прежних лет дело обстоит хуже, но не безнадежно. Мы постепенно решаем и эту проблему. Если прежде платежи населения едва ли доходили до 24%, то сегодня облгазы собирают от населения около 90% стоимости поставленного газа. Наихудшие показатели оплаты у предприятий теплокоммунэнерго — 63%. Но к концу года мы решим и эту проблему. Мы просто пытаемся навести порядок.

— А что касается ценовой политики на рынке газа?

— Цена — это системный вопрос. Я бы сказал, что цена должна быть отформатирована. Цена газа, поставляемого ДК «Газ Украины» как населению, так и промышленным потребителям, просчитана до копейки, и она высока с учетом всех составляющих. Но снизить цену газа мы не можем, так как в таком случае компания становится убыточной. А этого мы себе позволить не можем. Мы прекрасно знаем, почему в июне, июле и августе рынок стал фактически ареной ценовой борьбы. Определенную роль в ценовой политике нашей компании играет существующий профицит газа. Но демпинговать мы не можем. Мы поставляем газ по прямым договорам промышленным потребителям по 324 грн. за 1000 кубометров. Корпорация Itera продает газ на границе по 51—52 доллара. Тогда почему кто-то еще из трейдеров предлагает газ по 51 доллару? И это не просто проблема чистоты работы на рынке и его прозрачности. Это означает только то, что с этого газа не платятся положенные налоги. Где НДС? Если его платить, то газ будет стоить не меньше 60 долларов…

— Но сейчас, как говорится, эту лавочку прикрывают…

— Совершенно правильно. Понимаете, сейчас, когда мы держим на рынке объем и цену, нам пытаются доказать, что трейдерство — это лучше, чем «Нефтегаз Украины», потому что дешевле. Мы же доказываем, что дешевле — это преступно, потому что в таком случае НДС не платится. Так что логично, что наконец и энергетическая таможня вплотную занялась этой проблемой. На самом деле идет процесс упорядочения экономики страны в целом и рынка газа в частности.

— А как быть с газом, который добывают СП и другие независимые добытчики? Вы же не можете диктовать цену этим собственникам газа.

— Действительно, 62 млн. кубометров ежемесячно они общими усилиями добывают. И просто взять этот газ мы не можем, как и диктовать им цены. Но мы можем купить их газ.

— А они об этом знают?

— Скоро узнают. Мы уже начали процесс переговоров с СП, и думаю, что сможем с ними договориться. Они делают свою главную работу — добывают газ. Это их работа. А наша работа — продавать газ. Так что давайте каждый заниматься своим делом. И тогда рынок газа будет структурирован и прозрачен.

— Александр Владимирович, скажите, а зачем «Газу Украины» понадобилось выпускать облигации внутреннего займа на 3,5 млрд. грн.?

— Это тот случай, когда ноты еще не написаны, а кто-то уже трели распускает. Облигации — это нормальный финансовый инструмент. И если прежде компания не прибегала к нему, это не значит, что сразу надо усматривать в этом подвох. История знает массу примеров, когда компания таким способом пытается пополнить свои оборотные средства. И это логичный шаг в условиях профицита газа и недостаточных платежей за поставляемый компанией «Газ Украины» товар. О деталях уместно говорить, когда облигации будут выпущены. А сейчас этот процесс только начат.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК