РАПСодия кукурузной затеи Хрущева

Поделиться
Энергетика мира стремительно меняется. Нефть, конечно, остается пока главным игроком на топливном рынке, но надолго ли?..

Энергетика мира стремительно меняется. Нефть, конечно, остается пока главным игроком на топливном рынке, но надолго ли? Если рост цен продолжится нынешними темпами, то уже через пять-десять лет многие потребители вынуждены будут поставить свои автомобили на прикол. Кроме того, понятно и то, что нефтепродуктов нам хватит не более чем на 30—40 лет. Применительно к двигателям внутреннего сгорания одной из возможных альтернатив традиционному топливу может стать биодизельное. Тем более что идея получения биотоплива из растительного сырья была озвучена еще Рудольфом Дизелем, немецким изобретателем одноименного двигателя. В 1900 году он даже продемонстрировал двигатель, работавший на горючем из арахисового масла.

Современные ученые неустанно занимаются поиском альтернативных источников топлива. В Бразилии, например, практически все машины ездят на спирту, а в Дании сельскохозяйственную технику перевели на биодизель. Внимательная к здоровью своего населения Европа развивает альтернативу традиционным видам топлива по всем направлениям. Компания «Мерседес» по собственному рецепту изготовила «Солнечный дизель», который позволяет существенно сократить количество СО2 в выхлопных газах автомобиля. Первая заправочная станция с этим биотопливом была открыта для всех желающих в Штутгарте.

Мне же вспомнился случай, произошедший на одном из полей Мурованокуриловецкого района Винницкой области. Трактор выбросил из трубы облачко дыма, и вместо неприятной чадной вони разнесся запах печеной картошки…

— Наша сельхозтехника работает на биологически чистом топливе из рапса, которое мы сами же и производим, — рассказал «ЗН» директор Мурованокуриловецкого ООО «МТС-Агромаш» Владимир Симончук. — Помимо того, что это топливо не наносит вреда окружающей природной среде, оно еще и намного дешевле обычного дизтоплива, производимого из нефти. И благодаря самостоятельному производству мы не зависим от колебания цен на нефтепродукты.

На «Агромаше» установку по производству нового вида топлива для дизельной техники изготовлили самостоятельно. На ней перерабатывают масло из рапса, подсолнечника, сои и кукурузы. В отдельно взятом районе проблему частично решили. Но это капля в море по сравнению с потребностями страны.

В стоимости топлива тонут прибыли

— Из-за отсутствия нормативных документов у нас нет достаточно мощностей для собственного производства растительного дизельного топлива, — говорит заместитель главы Винницкой облгосадминистрации Василий Черний. — Думаю, причина этого — засилье лобби нефтетрейдеров, утверждающих, что биодизель для двигателя значительно хуже, чем нефтяное топливо. Кроме того, во всем мире производители биодизельного топлива имеют льготы, что делает их продукцию конкурентной. В Украине подобные льготы не предусмотрены ни одним документом. Хотя другого выхода нет. На нефти мы продержимся еще несколько лет, а затем ее цена может стать слишком высокой. Европейцы предлагают нам выращивать рапс и продавать его как сырье, а уже они нам будут продавать биодизель. Но ведь нам самим выгодно создать всю цепочку производства — от выращивания до переработки. Мы не должны быть сырьевым придатком.

Тем не менее казалось, дело сдвинулось с мертвой точки, когда в апреле 2007 года Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона Украины «О развитии производства и потребления биологических топлив».

Тема эта особенно актуализируется в сезон сбора урожая, приметой которого в последние годы стало резкое падение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и подорожание нефтепродуктов. За четыре года в четыре раза выросли цены на горюче-смазочные материалы и вдвое упали цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Еще никогда в структуре затрат на один условный гектар доля топлива не была такой высокой, как в прошлом году, — до 40%.

— По разным подсчетам, сельскохозяйственный комплекс Украины сжигает в среднем за год 2 млн. тонн дизельного топлива и 700 тыс. тонн бензина. В 2004 году при стоимости литра солярки 1,30 грн. и бензина — 1,90 грн. сельхозпроизводители на эти нужды потратили около 5 млрд. грн. В 2006-м, когда дизтопливо стоило 2,70 грн. за литр, бензин — 3 грн., на эти цели потребовалось уже 9 млрд. грн. А в 2008 году при цене дизтоплива и бензина в 7 грн. за литр агросектор на приобретение только горючего истратил 16 млрд. грн., — говорит председатель ассоциации «Укрбиоэнерго», ректор Винницкого государственного аграрного университета Григорий Калетник. — Из 16 млрд.
грн. наибольшая часть денег тратится весной — в период посевной кампании и осенью — для финансирования вспашки земли. И только в середине лета крестьяне могут рассчитывать на какую-то сумму денег, когда появляется зерно. Других денежных поступлений, скажем, из животноводства, нет. Ведь животноводческая продукция — это на 70% заслуга индивидуального сектора. Таким образом, агропромышленному комплексу требуется кредит в размере около 10 млрд. грн. на закупку топлива. Эту сумму еще надо увеличить на 26% — банковские проценты для производителей сельхозпродукции и получится более 2 млрд. грн., которые нужно добавить к официальной цене. Так что фактически для хозяйств дизтопливо обойдется не в 6—7, а в 8—9 грн. за килограмм.

Ознакомившись с этими расчетами, сведущие люди приходят в ужас от величины запрограммированных убытков.

Итак, Украина способна обеспечить себя нефтью на 18%. Остальное — либо нефть, либо нефтепродукты — покупаем. За год необходимо импортировать около 6,5 млн. тонн светлых нефтепродуктов.

Есть ли в Украине ресурсы, чтобы более 6 млн. тонн импорта заменить собственным биотопливом и таким образом если не перекрыть недостающие объемы, то хотя бы сгладить дефицит? Есть, утверждают специалисты. Если из 32 млн. га посевных площадей 3 млн. засеять рапсом, то при урожайности две тонны с гектара и с учетом того, что выход топливного продукта из рапса составляет 46%, можно рассчитывать почти на 3 млн. тонн дизтоплива.

Правда, рапсовое масло имеет свойство уже через три месяца портиться. Но чтобы начать работать без кредитов, дизтопливо можно делать почти на ходу — весной, из прошлогоднего урожая. Если, конечно, не продавать почти весь урожай и рапса, и свежего масла уже осенью, как это было в прошлом, да и в позапрошлом году. Ведь вблизи украинских границ уже давно построены заводы по производству биодизеля, которые с удовольствием работают на украинском сырье.

Опасения, конечно, остаются. Сторонникам отечественного производства дизеля приходится выслушивать немало обвинений в истощении почвы «из-за повального засева рапсом».

— Истощение земли — это и правда, и неправда, — говорит Григорий Калетник. — В Украине посевные площади занимают 32 млн. га. Научно обоснованные севообороты допускают отводить под рапс от 10 до 20% площадей — это 3—6 млн. га. Чтобы заместить в Украине 10% светлых нефте­продуктов биотопливом, нужно использовать 2,5% посевных площадей. Для сравнения: в странах Евросоюза для замещения 10% бензина и дизтоплива биотопливом необходимо переработать биосырье с 70% посевных площадей. Другое дело, что в Украине выращиванием культур для производства биотоплива пока хаотично занимаются бизнесмены, а не аграрии, которые не хотят понимать, что через десяток лет при неграмотном обращении они могут уничтожить структуру почвы. Они засевают не 10—20% имеющихся площадей, а 50—80%.

В таком случае необходимо ставить вопрос по-другому, с прицелом на государственную ответственность: почему при таком раздутом штате в Госкомитете по земельным ресурсам никто не даст этому должную оценку? Чем занимаются ведомства, контролирующие использование земли? Где экологическая служба? Ведь если хозяин 80% своих угодий засевает рапсом, то это, конечно, их истощает. И это не имеет ничего общего с рациональным использованием земельного потенциала Украины, где посевы рапса в целом еще не достигают 10%. Просто нужно навести порядок в отдельных хозяйствах. Да и во всей стране.

Биотопливо производить легче, чем самогон…

Итак, воспользовавшись опытом отдельных хозяйств и при условии законодательной поддержки государства, мы теоретически «нашли» более 3 млн. тонн дизтоплива, что поможет сэкономить валюту. Кроме того, после переработки можно получить еще и шроты — белковую добавку для кормов.

Теперь поговорим о бензиновом направлении — биоэтаноле, или топливе из этилового спирта. Украина ежегодно экспортирует 10 млн. тонн фуражного зерна, причем по самым низким ценам. Если бы эти 10 млн. тонн переработать в Украине в биоэтанол, то можно получить 3,5 млн. тонн добавки к бензину. По словам ректора Винницкого аграрного университета Григория Калетника, мощности, необходимые для производства нужного количества спиртового топлива, Украина могла бы нарастить уже за три года.

Самый дешевый биоэтанол — из патоки, получаемой при переработке сахарной свеклы. Это традиционная для Украины культура с отработанными годами технологиями переработки и подходящей структурой посевных площадей. Из убранной с одного гектара сахарной свеклы можно изготовить 4 тыс. литров биоэтанола. Десять лет назад в Украине засевали этой культурой 1,4 млн. га, в этом году — всего 370—380 тыс. га. Раньше такие площади сахарной свеклой засевала одна лишь Винницкая область… Почему так происходит? Причина в том, что в прошлом году с производителями не рассчитались из-за отсутствия реальной цены на сахар. Вот и «умирают» сахарные заводы…

Как известно, биоэтанол на основе спирта, или абсолютный спирт, используют как добавку к любому виду бензина. В Винницкой области такие опыты проводились еще в 1997 году при премьере Валерии Пустовойтенко. Проведя реконструкцию двух заводов — Барского и Гайсинского, виннитчане наглядно показали, как можно компенсировать нехватку нефтяного бензина в стране. В 1998—1999 годах Дрогобычский (Львовская область) и Одесский нефтеперерабатывающие заводы использовали более 1,5 тыс. тонн винницкого биоэтанола как добавку к стандартным бензинам. Если верить экспертам, жалоб не было.

За эти годы в Украине появились собственные технологии производства из биоэтанола так называемого моторного биотоплива. Это экологический бензин, отвечающий европейским стандартам и в Европе известный под названием Е-85. Но суть в том, что в моторном биотопливе можно использовать не до 5% биоэтанола, а более половины. Такое топливо пригодно для некарбюраторных двигателей (говорят, даже без их реконструкции) . В Украине компании, производившие биодизель из рапса и бензин на основе спирта, еще в 2007 году были вынуждены прекратить производство. Препятствием стал конфликт между компаниями-производителями и госконцерном «Укрспирт». Поскольку производство спирта в Украине является госмонополией, то производство биотоплив пришлось свернуть. Это коснулось и Винницкой, и Черновицкой, и Ивано-Франковской областей.

С законом что-то не так?

Между жизненными потребностями страны и реальной позицией государства по внедрению биотехнологий уже давно существуют противоречия. И, главным образом, несовместимость интересов. В этом году Верховная Рада опять вернулась к вопросу о биотопливе, проголосовав в мае внесение изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию биологических видов топлива. Практики такой половинчатый подход к решению проблемы не приветствуют. Они убеждены, что закон должен быть целостным изначально. Единственный позитивный сигнал состоит в том, что на эту тему стали обращать внимание.

Заинтересованный, но не искушенный в теме биотехнологий читатель нигде в принятых изменениях не найдет определяющих для нас слов — «из сырья собственного производства». А коль так, то, исходя из опыта работы отечественных «дельцов», нетрудно представить себе возможную ситуацию. Например, в Одесском порту некая фирма будет покупать дешевый бразильский, из тростникового сахара, биоэтанол и азербайджанский дешевый бензин. Там же, в порту, организуется производство по смешиванию указанных компонентов, продукт которого и будут выдавать в итоге за биотопливо. И если иностранные бензин и биоэтанол будут продаваться в Украине без акцизного сбора, да еще и предприятие будет освобождено на десять лет от налога на прибыль, то в чем тогда выгода государства? Ведь собственные мощности по производству биодизеля и биоэтанола в Украине развиваться не будут.

Производство биодизеля из рапса и биэтанола — это перспективные биотехнологические процессы. Однако, к сожалению, мы в этом деле чем дальше, тем больше отстаем, сдавая даже те позиции, которые когда-то занимали. А нужно, пока землю продолжают дырявить в поисках нефти, сеять рапс на своих полях. Только сеять и перерабатывать с умом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме