Весенние заявления украинских политиков о намерении вернуться к аверсному использованию нефтепровода Одесса—Броды западными экспертами были встречены с большим интересом. Как всегда детально на страницах Eurasia Daily Monitor и The Wall Street Journal отслеживает развитие ситуации Владимир Сокор, старший аналитик Вашингтонского Джеймстаунского фонда. Американский политолог в очередной раз подчеркивает важность политической поддержки этого проекта со стороны США, которые, собственно, и стояли у истоков создания украинского нефтепровода.
Западные специалисты напоминают, что нефтепровод Одесса—Броды изначально задумывался в качестве составной части Евроазиатского нефтетранспортного коридора и был призван обеспечить диверсификацию энергопоставок в Западную Европу, открыв путь для каспийской нефти в обход российской территории. Правда, для этого нефтепровод должен «дотянуться» до побережья Балтийского моря, а не остановиться на границе с Польшей. А именно это и произошло после того, как в 2002 году завершилось строительство участка Одесса—Броды. На тот момент у украинского правительства не было долгосрочных контрактов ни с покупателями нефти в Европе, ни с поставщиками в Каспийском регионе.
Основными причинами такой ситуации г-н Сокор называет политическое давление России и преимущества ее транзитной монополии. После того, как труба простояла два года сухой, Россия добилась реверсного использования нефтепровода, пообещав качать через нее российскую нефть в Одессу, откуда ее танкерами повезут через Босфор. Однако объемы нефти, предоставленной российско-британской компанией ТНК-BP, оказались гораздо ниже обещанных 9 млн. тонн в год, в результате чего Украина не только не смогла вернуть себе инвестиции, но даже не покрыла эксплуатационные расходы. Зато Россия лишь усилила свое влияние на мировом рынке нефти. И терять свои позиции, естественно, не собирается.
Шаги, уже предпринятые с целью аверсного использования нефтепровода, зарубежные аналитики встретили в целом положительно. Проведенные украинским правительством переговоры с руководителями Польши, Германии, Казахстана, Азербайджана и Грузии показали, что возможности для реализации задуманного есть. Особенно приветствуется решение ЕС выделить 2 млн. евро на изучение проекта по достройке нефтепровода, стоимость которой оценивается в 0,5 млрд. евро.
Теперь предстоит провести переговоры с американской корпорацией ChevronTexaco, которая в основном и эксплуатирует гигантское Тенгизское месторождение на северо-западе Казахстана, и с компанией ExxonMobil, контролирующей Каспийский трубопроводный консорциум. Особенно перспективной г-н Сокор считает доставку казахской нефти танкерами через Каспий в Азербайджан с последующей транспортировкой ее в грузинский черноморский порт Супса, откуда ее опять морским путем и доставят в Одессу. Этот вариант не только короче и дешевле, но и полностью исключает в проекте российское участие. И именно поэтому без мощной поддержки со стороны американского правительства реализован не будет.
Отреагировало на решение развернуть нефтепровод Одесса—Броды на Запад и авторитетное издание Petroleum Economist, особо подчеркнув, что оно стало «большой победой для Соединенных Штатов, которые были раздражены» прошлогодним решением бывшего президента Украины Леонида Кучмы транспортировать российскую нефть в Одессу. Более того, издание особо отмечает роль Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко не столько в принятии решения об изменении направления прокачки нефти, сколько в выполнении большей части работы по реализации проекта в их бытность, соответственно, премьер-министром и вице-премьером.
Внимания заслуживает и еще один фактор, который также активно обсуждается в западной прессе. В большинстве материалов, посвященных проектам различных трубопроводов, указывалось, что их реализация остается достаточно сомнительной из-за опасения резкого падения цены на нефть. Теперь же большинство аналитиков убеждено, что эта цена не только не будет падать, но и существенно возрастет. Так, например, МВФ «обещает», что с учетом инфляции «черное золото» к 2030 году будет стоить от 67 до 96 долларов за баррель. А это значит, что нефтепроводы будут строить очень активно. И даже России вряд ли удастся этому помешать.