АвторАлла Еременко1997-2020 гг. редактор отдела экономической/энергетической безопасности "Зеркала недели", эксперт по вопросам энергетики, специальный корреспондент журнала «ЭнергоБизнес»
В представительстве Еврокомиссии в Украине, в Кабмине и «Укртранснафті» перспективным проектом доставки каспийской нефти в Европу называют нефтепровод Одесса—Броды...
В представительстве Еврокомиссии в Украине, в Кабмине и «Укртранснафті» перспективным проектом доставки каспийской нефти в Европу называют нефтепровод Одесса—Броды. В Бродах также собираются построить новый нефтеперерабатывающий завод. Года через три-четыре. А пока что нефтепровод Одесса—Броды используется в реверсном направлении и транспортирует российскую нефть в порт «Південний» на Черноморском побережье Украины. Эффективность этого нефтетранзитного маршрута его приверженцы и противники оценивают по-разному. При этом очевидно, что проект Одесса—Броды рассматривается в разных плоскостях. Например, Минтопэнерго Украины (по информации «Интерфакс-Украина») отмечает, что транспортировка нефти по территории Украины трубопроводным транспортом в январе–сентябре 2005 года сократилась на 11,6% (4 млн. 749 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 36 млн. 156 тыс. тонн (см. табл. 1). Транзит нефти в Словакию, Венгрию и Чехию за девять месяцев сократился на 1,4% (330 тыс. тонн) — до 23 млн. 739 тыс. тонн; объем прокачки для нужд внутренних потребителей на 26,2% (4 млн. 419 тыс. тонн) — до 12 млн. 417 тыс. тонн. Транспортировка нефти по системе «Магистральные нефтепроводы «Дружба» в январе–сентябре 2005 года возросла на 18,1% (2 млн. 739 тыс. тонн) — до 17 млн. 842 тыс. тонн, в том числе транзит увеличился на 27% (3 млн. 557 тыс. тонн) — до 16 млн. 723 тыс. тонн. Транспортировка нефти по системе «Приднепровские магистральные нефтепроводы» сократилась на 29% (7 млн. 488 тыс. тонн) — до 18 млн. 314 тыс. тонн, в том числе транзит сократился на 35,7% (3 млн. 887 тыс. тонн) — до 7 млн. 16 тыс. тонн. Оператором системы магистральных нефтепроводов Украины является ОАО «Укртранснафта», в состав которого входят два филиала — «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и «Приднепровские магистральные нефтепроводы». Нефтепроводы системы «Дружба» преимущественно используются для транспортировки российской нефти в страны Центральной Европы и на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), расположенные на западе страны. Приднепровские магистральные нефтепроводы используются для транспортировки нефти из России и Казахстана на НПЗ, расположенные на востоке Украины, а также для транспортировки на экспорт через ОАО «Эксимнафтопродукт» и морской нефтетерминал (МНТ) «Південний». В Минтопэнерго не выделяют, как говорится, отдельной строкой проект Одесса—Броды (его реверсную загрузку). Однако из данных табл. 1 об объемах прокачки нефти по системе Приднепровских магистральных нефтепроводов следует, что именно в направлении порта «Південний» транзит нефти сократился на 3,89 млн. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2004 года (январь—сентябрь). Говорит ли это о неэффективности реверса нефтепровода Одесса—Броды? Или о том, что компания — оператор этого направления — ТНК-ВР — не справляется со взятыми на себя обязательствами максимально загрузить направление на «Південний»? Эти вопросы мы задали непосредственно оператору реверсного направления нефтетранзита компании «ТНК-ВР Украина». Абстрагируясь от политического аспекта вопроса, компания-оператор предоставила «ЗН» данные об объемах транспортировки нефти на «Південний» (см. табл. 2). И эти цифры говорят о следующем. С момента начала работы нефтепровода Одесса—Броды (29 сентября 2004 года) и до конца сентября 2005-го по этому маршруту российские нефтекомпании экспортировали 5,5 млн. тонн нефти, в том числе ресурсов ТНК — 1221,1 тыс. тонн (22,2%). В частности, в первом полугодии 2005 года через МНТ «Південний» экспортировано 2 781 тыс. тонн российской нефти. Еще 1677 тыс. тонн нефти экспортировано в третьем квартале текущего года. Что же касается непосредственно доли компании «ТНК-ВР Украина» в загрузке реверсного направления работы нефтепровода Одесса–Броды и перевалки нефти через МНТ «Південний» в порту Южный, то за четыре последних месяца 2004 года она обеспечила перевалку 255,4 тыс. тонн нефти (24,34% от общего объема перевалки). За три квартала 2005-го «ТНК-ВР Украина» экспортировала 965,7 тыс. тонн нефти (21,7% от общего объема перевалки). Фактически ежеквартально объем транзита и экспорта российской нефти через МНТ «Південний» увеличивался, — говорит президент ООО «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий. Что же касается июня–сентября, то, по мнению А.Городецкого, сработали три фактора: мировая тенденция подорожания нефти и увеличение спроса на нефтесырье; профицит нефтеэкспортных мощностей российского АО «Транснефть»; налоговая политика правительства РФ, в результате которой нефтяным компаниям России было выгодно поставлять нефть на российские НПЗ и затем экспортировать нефтепродукты. Что касается спроса на нефть в мире, то читатели «ЗН» о нем осведомлены. А вот по поводу нефтеэкспортных маршрутов стоит заметить, что российская БТС (Балтийская трубопроводная система) набирает обороты. К концу года ее пропускная способность достигнет 56 млн. тонн нефти. И уже в первом квартале 2006-го мощность БТС будет доведена до 60 млн. тонн. Кроме того, констатирует А.Городецкий, в порту «Південний» нефтеэкспортеры вынуждены платить слишком много. Например, больше, чем в Одессе или тем более в российских нефтеэкспортных портах. И этот фактор играет не в пользу нефтемаршрута на «Південний». К тому же у российских нефтяных компаний сегодня есть выбор нефтемаршрутов, чего не было еще года полтора-два назад. О сокращении экспорта нефти через Украину с июля 2005 года А.Городецкий выразился однозначно: это «заслуга» нефтекомпании Казахстана «КазМунайГаз». Как раз той компании, на которую рассчитывала «Укртранснафта» в смысле транзита каспийской нефти Казахстана в Европу через территорию Украины. Возможно, это не окончательное решение казахстанской нефтяной компании, пока же реалии свидетельствуют о другом — казахстанской нефти в украинских нефтяных системах стало заметно меньше. Может потому, что президент Казахстана Назарбаев в Петербурге праздновал день рождения Владимира Путина, президента РФ?..