О плане "Б" и имплементации Украиной европейских энергопакетов

26 сентября, 2014, 23:54 Распечатать

Сегодня угроза, в частности энергетическая, побуждает Еврокомиссию и Евроэнергосообщество к разработке единой стратегии энергозащиты, привлекая к этому процессу и Украину.

23 сентября в Киеве состоялось заседание Совета министров энергетики участников Европейского Энергетического сообщества (ЕЭС), участие в котором приняли также представители председательствующей ныне в ЕС Италии, а также Европарламента, Еврокомиссии и секретариата ЕЭС. Это мероприятие стало завершающим в председательстве Украины в Энергосообществе. Как заметил еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер, министерское совещание при участии Еврокомиссии "дало четкий сигнал развития сотрудничества, опирающегося на рынок и консолидированные усилия для обеспечения общей энергетической безопасности".

По словам Г.Эттингера, накануне назначенной встречи Украина—ЕС—РФ 26 сентября в Берлине Европейская комиссия подготовила предложения по временному решению газовых проблем и разработала план действий, который будет окончательно утвержден после анализа результатов проведенных стресс-тестов. О них Еврокомиссия намерена объявить в пятницу после трехсторонней "газовой" встречи в зависимости от развития событий и конструктивности диалога. Наверное, тогда и станет понятно, есть ли у Европы в отношении России "газовый" план "Б" и решится ли она его применить.

Того же 23 сентября в ходе XII Международного форума "Топливно-энергетический комплекс Украины: настоящее и будущее" состоялось подробное обсуждение за круглым столом имплементации европейских директив по энергетике в законодательство Украины, в котором принял участие директор секретариата Европейского Энергетического сообщества Янез КОПАЧ. О достижениях и недостатках, новых формах сотрудничества между Украиной и Энергетическим сообществом — беседа с господином Копачем.

Предыдущее интервью Янеза Копача еженедельнику ZN.UA состоялось 7 марта (см. ZN.UA №8, 2014 г.) Украина уже тогда оборонялась от агрессора — России. Накануне директор секретариата Энергетического сообщества выступил в поддержку Украины: "Энергетическое сообщество — это не только создание интегрированного энергетического рынка. Одним из него основных принципов является обеспечения мира на Европейском континенте… В этом контексте мы высоко оцениваем содействие в урегулировании этого конфликта путем деэскалации и продолжения сотрудничества с международным сообществом".

Сегодня угроза, в частности энергетическая, побуждает Еврокомиссию и Евроэнергосообщество к разработке единой стратегии энергозащиты, привлекая к этому процессу и Украину. Ведь все понимают, что Кремль сегодня применяет энергетическое оружие не только против Украины, но и против Евросоюза. Как бы ни протестовал против этого энергокомиссар Эттингер и представители стран ЕС.

Украина закончила председательствовать в Энергетическом сообществе. На протяжении 2014 г. наша страна предлагала стратегические перспективы, определяла повестку дня сотрудничества. Тем более это было сложно при условии существующей энергетической угрозы и войны на Востоке Украины. Однако Энергетическое сообщество ожидает реформ от украинского правительства.

Для достижения результатов должен быть четко выписан механизм превращения обязательств Украины в реальные изменения на рынке. Нужно оптимизировать и ускорить механизмы согласования документов внутри правительства; разграничить ответственность между разными органами власти; выписать процедуру мониторинга результатов уже воплощенных на практике нормативно-правовых актов. У секретариата Энергетического сообщества и общественности есть ежегодный мониторинг имплементации обязательств Украины. Аналогичная оценка со стороны украинского правительства, которой пока нет, позволит более качественно выполнять обязательства. Большая публичность всех ведомств в освещении процесса имплементации европейских директив поможет лучшей координации и взаимодействию с третьими сторонами.

Создание трехсторонней Рабочей группы по имплементации обязательств Украины в рамках Энергетического сообщества поможет обмену информацией между всеми заинтересованными сторонами и объединит усилия правительства, бизнеса и общественности вокруг реформ. Также целесообразно вести разъяснительную работу для широких слоев населения о новых правилах, которые будут внедрены в энергетике, преимуществах и рисках, которые будут возникать при проведении реформ. Не только отдельные ведомства, но и население должно понимать направление изменений и ожидаемые результаты.

Энергоэффективность
vs энергозависимость

— Господин Копач, сегодня можно подвести определенные итоги, насколько далеко продвинулась Украина в имплементации европейских законов. Секретариат Энергосообщества опубликовал свою оценку этого процесса. Насколько эффективно мы внедряем европейское законодательство в Украине?

— Состоявшееся в Киеве заседание Совета министров определило повестку дня реформ на следующий год. Важно, чтобы у Украины эта повестка дня была четкой, понятной и публичной, чтобы работать на ее эффективную имплементацию могли все заинтересованные стороны — правительство, общественные организации и бизнес. Только тогда можно получить эффект синергии, который сделает реформы видимыми и качественными.

Сегодня меня попросили рассказать о том, что происходило на 12-м Министерском совещании в Киеве, так называемом саммите или праздновании после окончания председательства Украины в Энергетическом сообществе в этом году. Мы приняли много документов, отдельные из них носили сугубо технический характер. Но о некоторых я должен сказать. Прежде всего о сокращении энергопотребления.

Один из документов касается обсуждения исключений для крупных заводов, потребляющих значительные объемы энергоносителей, что очень важно для Украины. Я считаю, что они взяли на себя большие обязательства по сокращению энергопотребления, но они используют очень много энергии, чего Украина не может себе позволить в нынешних условиях. Это связано и касается экономических и энергетических кризисов, возникших ранее и углубившихся в нынешних условиях. Энергосообщество, включая Евросоюз, готово и хочет предоставить помощь Украине в плане избавления от энергозависимости, чтобы отвечать жестким энергетическим стандартам и требованиям. Предприятия не могут себе позволить роскошь неэффективно использовать энергию.

Таблица
ZN.UA

— Относительно энергоэффективности. Наблюдается ли положительная динамика?

— Что касается энергоэффективности, то Украина, к сожалению, является одной из тех стран, которая дольше всего задержалась, опоздала в плане адаптации или приспособления мер по энергоэффективности. Безусловно, все действия на подходе, как мы понимаем. Однако прошли уже не месяцы, а годы, а прогресса нет.

Это касается и директив энергоэффективности в домах, это энергетическая маркировка и директивы относительно энергетических услуг.

Сегодня (23 сентября) Министерский совет говорил о том, чтобы принять в первой половине следующего года новую директиву об энергоэффективности. Если она будет принята, то тогда Украина еще больше отстанет, будет опаздывать с принятием соответствующего законодательства. Но такая директива очень важна, особенно для Украины. Если Украина не примет своевременно эти условия и директивы, она все больше будет отставать в развитии, что негативно скажется на энергетической безопасности страны.

— Что вы скажете о российских газопоставках и их влиянии на участников Энергосообщества?

— На встрече Совета министров обсуждалось, прежде всего, то, что касается поставок природного газа. Украина и остальные страны — члены Энергосообщества проанализировали и сделали аналитические выводы относительно поставок газа. Это отчеты и об использовании природного газа, причем довольно качественные отчеты. Они были включены в европейскую отчетность по безопасности поставок природного газа и всем вопросам, наработанным в этом направлении. Я не буду вдаваться в детали, это носит несколько конфиденциальный, тайный характер. Но, безусловно, это дает общую картину, которая полностью отражает, что делается в Европе относительно энергетической ситуации.

Ведь Украина — самая важная транзитная страна, обеспечивающая поставки природного газа в Европу. Она помогает некоторым образом управлять, направлять трехсторонние переговоры, проходившие на этой неделе под эгидой Европейского Союза. Сегодняшнее обсуждение с министром энергетики и угольной промышленности Юрием Проданом касалась также правовых вопросов проекта. Хочу еще раз подчеркнуть, что секретариат Энергетического сообщества, которое я здесь представляю, очень четко и жестко следит за выполнением тех обязательств, которые зафиксированы странами, присоединившимися к Энергосообществу.

— В начале 2014-го Украину и Молдову едва не признали нарушителями выполнения взятых обязательств. Можно ли считать, что относительно Украины сейчас нет таких жестких претензий? И что сделано Энергосообществом относительно решений некоторых стран, которые вопреки вашим настойчивым советам и требованиям ЕС подписали двусторонние соглашения с РФ о строительстве "Южного потока", который наносит прямой вред экономическим интересам Украины и не работает на диверсификацию газоснабжения Европы?

— Мы предупредили некоторые страны — Сербию и Македонию, что их договора с Российской Федерацией относительно "Южного потока" не отвечают обязательствам перед Энергетическим сообществом. К сожалению, это было сделано только тогда, когда эти два соглашения были ратифицированы. Но в случае Боснии и Герцеговины нам удалось приостановить процедуру ратификации межправительственных соглашений с Россией по проекту "Южный поток".

Сегодня были подтверждены четкие намерения Еврокомиссии (или комитета) не разрешать любую деятельность в странах — членах ЕС, а именно: Болгарии и Венгрии, относительно проекта "Южный поток" в тех случаях, если межправительственные пакеты не отвечают тому пакету договоренностей, которые были приняты и должны действовать в Европейском Союзе.

На встрече мы заслушали имплементационный отчет комитета, это большой по объему документ, в котором есть глава, посвященная Украине. Там речь идет о законодательстве, которое еще не было принято в Украине, которое должно быть имплементировано согласно договору с Европейским Энергосообществом.

Мы понимаем, что Украина переживает сейчас кризис. И есть определенные неотложные вопросы, связанные с безопасностью поставок природного газа. Но мы надеемся на политическую волю, что все же будут выполняться и проводиться те реформы, которые крайне необходимы в энергетическом секторе Украины.

Рынок газа:
к либерализации
еще и не приступали

— Наблюдаете ли вы положительные изменения относительно рынков электроэнергии и газа в Украине?

— 17 апреля текущего года мы направили Министерству энергетики и угольной промышленности новый проект закона Украины "О принципах функционирования рынка природного газа", который отвечает Третьему энергопакету.

Украина как член Энергетического сообщества должна соблюдать условия Третьего энергопакета с 1 января 2015 г. К сожалению, по крайней мере, как нас проинформировали, дискуссия относительно этого проекта закона пока еще не началась.

Секретариат также готовит такой проект по рынку электроэнергии.

Один такой проект был подготовлен — закона об энергоснабжении, но он отвечает Второму энергопакету, а надо разработать проект, который отвечал бы уже и Третьему.

Сейчас мы собираемся за неделю перевести на украинский язык законопроект об электроэнергии, чтобы обсудить его, дать комментарии и замечания относительно него. Будем надеяться, что этот документ будет принят как можно скорее.

Директива 2003/55/ЕС относительно общих принципов функционирования внутреннего рынка природного газа предусматривает основные принципы рыночной либерализации, в частности независимость регулятора, недискриминационный доступ третьих сторон к системам транспортировки и распределения газа, свободный выбор потребителями поставщиков, независимость системных операторов, юридическое разделение вертикально интегрированных компаний с целью предотвращения какой-либо дискриминации, стандарты защиты прав потребителей, что важно в условиях резкого увеличения тарифов на энергоносители для потребителей Украины (см. табл.).

Согласно протоколу о присоединении Украины к Договору об основании Энергетического сообщества, имплементация Директивы 2003/55/ЕС должна была состояться до 1 января 2012 г., а с 1 января 2015-го рынок должен быть полностью либерализованным согласно решению Совета министров D/2011/MC-E-EnC, договорные стороны должны внедрить в законодательство большую часть положений Третьего энергопакета (в т.ч. Директиву 2009/73/ЕС — до 1 января 2015 г.). Однако, несмотря на принятые законы о либерализации рынков электроэнергетики и природного газа, очевидных изменений по приближению этих рынков к европейским стандартам нет.

Независимый регулятор —
в процессе формирования

— Хотя страны ЕС самостоятельно определяют функции, компетенцию и административные полномочия регуляторов, положения Второго и Третьего энергопакетов устанавливают минимальный объем компетенции для регуляторов, который должен быть учтен на национальном уровне. Как с этим обстоят дела в Украине?

— Именно согласно требованиям Третьего энергопакета предусмотрены усиление независимости регулятора и предоставление ему отдельного юридического статуса, финансовой независимости от государственного или частного предприятия, отдельное выделение бюджетных ресурсов и автономия в их использовании для выполнения его обязательств. К сожалению, до сих пор мы не услышали, чтобы велись какие-либо дискуссии об этом законопроекте.

Один из вопросов связан с НКРЭ, которая была распущена на некоторое время, а потом были назначены новые сотрудники. Мы убеждены, что работа будет продолжена. Однако подход, применяемый ранее, неправильный. Потому что президентский указ распустил не только саму комиссию, но и всех сотрудников. Это не тот путь, по которому надо развивать демократию.

Энергорегулятор — это очень важная организация. Только регулятор в отрасли является независимым, и именно он может стать тем органом, который будет двигателем энергетического рынка.

Ключевым законопроектом о национальном регуляторе Украины был документ о полномочиях НКРЭ. 27 августа 2014 г. президент Украины согласно указам №692 и 693 ликвидировал Нацкоммунуслуг и НКРЭ. Вместо того указом №694 был создан объединенный регулятор — Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).

Согласно ст. 23 Директивы 2003/54/ЕС и ст. 25 Директивы 2003/55/ЕС, национальные регуляторы должны быть полностью независимыми от интересов электроэнергетической и газовой отраслей.

Мы понимаем, что Украина находится в сложной ситуации. Но чтобы иметь перспективы, надо проводить реформы. Это должно обеспечить стабильные поставки энергии и газа и принести выгоду потребителям этих энергоносителей. Мы будем рады помочь Украине и наконец-то включить вашу страну в создаваемый Единый европейский энергорынок.

P.S. 23 сентября в Киеве состоялось заседание Совета министров энергетики Европейского Энергетического сообщества, в ходе которого еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер отметил, что министерское совещание при участии Еврокомиссии "дало четкий сигнал развитию сотрудничества, которое опирается на рынок и консолидированные усилия для обеспечения общей энергетической безопасности".

24 сентября глава "Газпрома" Алексей Миллер в Будапеште убеждал венгров остановить реверс в Украину.

25 сентября венгерский оператор ГТС — FGSZ Zrt. прекратил подачу газа украинскому оператору — ПАО "Укртрансгаз" на неопределенный период "по техническим причинам".

26 сентября в Берлине начаты "газовые" переговоры в формате ЕС—Украина—РФ.

На момент верстки этой статьи информация о ходе и результатах переговоров отсутствовала.

*фото Василия Артюшенко

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно