ОТКАЗ ОТ "ЗЕЛЕНОЙ" АЛЬТЕРНАТИВЫ - "НЕТ" ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ?
О пользе, проблемах и перспективах возобновляемой энергетики в Украине сегодня есть смысл говорить и в контексте недавних кадровых перестановок в стратегически важной для страны энергоотрасли. Профессионализм В.Демчишина, министра энергетики и угольной промышленности, а также Д.Вовка, исполняющего обязанности главы Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, - под большим вопросом. Увы, отсутствие профильного опыта негативно сказывается на многих принимаемых ими решениях. Еще небезопаснее, когда решения принимаются "именем Украины" - для граждан Украины.
Категорично? Да. Тем более что проблемы законодательного обеспечения жизнедеятельности энергоотрасли каждый гражданин - покупатель энергии ощущает на себе. Мало проблем с углем или природным газом? Но они никогда и не будут разрешены, если государство не предпримет мер, которые позволят развиваться возобновляемой энергетике. Одним своим (неосторожным?) решением НКРЭКУ (как это бывало и раньше в других энергосекторах) все усилия инвесторов "зеленой" энергетики Украины может свести на нет.
Спецификой возобновляемой энергетики является долгосрочность перспектив: привлекаются инновационные технологии, создаются новые отрасли сопутствующего производства, реализуются инфраструктурные проекты, способные разрешить многие социально-экономические проблемы. Экологически чистое производство энергии - технологии будущего.
Оптимальное решение проблемы энергетической зависимости от традиционных ископаемых энергоносителей существует - это общий объем технически достижимого энергетического потенциала естественных и потому неисчерпаемых источников энергии: ветра, солнца, воды, биомассы. В Украине на сегодняшний день он эквивалентен 81 млн т условного топлива, или 70 млрд кубометров природного газа. Иначе говоря, это около 40% годового спроса на электроэнергию в Украине.
Однако, несмотря на общедоступность возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также благоприятные природные условия для развития возобновляемой энергетики в Украине, неэффективная государственная политика не позволяет реализовать этот потенциал.
"Зеленая" энергетика: как все начиналось
Возобновляемая энергетика получила свое развитие в Украине с введением в 2009-м специального "зеленого" тарифа для электрической энергии, производимой из возобновляемых источников энергии. Такой механизм государственной поддержки, подкрепленный долгосрочными госгарантиями, способствовал развитию сектора возобновляемой энергетики, а вместе с ним и сопутствующих отраслей экономики по производству соответствующего оборудования и его обслуживанию.
Согласно действующему законодательству "зеленый" тариф - это льготный тариф для производителей электроэнергии из альтернативных источников: энергии солнца, ветра, гидроэнергии, энергии из биомассы. Тариф на этот вид энергогенерации, как и на любой другой, устанавливает национальный регулятор - сначала это была НКРЭ, теперь НКРЭКУ. В Украине "зеленый" тариф устанавливается на электрическую энергию, производимую на объектах электроэнергетики из альтернативных источников энергии (кроме доменного и коксующегося газов), в том числе с использованием гидроэнергии, производимой микро-, мини- и малыми гидроэлектростанциями Украины.
В Законе Украины "Об электроэнергетике" закреплены государственные гарантии долгосрочности господдержки альтернативной энергетики ("зеленый" тариф устанавливается до 2030 г.), а также, что особенно важно для сектора ВИЭ, неизменность порядка стимулирования для производителей такой электроэнергии. Эти меры обусловлены и объясняются тем, что "зеленые" проекты требуют масштабных капиталовложений и имеют довольно длительный срок окупаемости. Поскольку зачастую кредитные ресурсы для реализации таких проектов привлекаются в иностранной валюте, в том числе и для импорта оборудования, законодательством предусмотрена привязка "зеленого" тарифа к курсу евро.
С 2009 г. национальный регулятор ежемесячно пересматривал "зеленые" тарифы с учетом курсовых колебаний. Это обеспечивало некоторую надежность капиталовложениям инвесторов, эффективное экономическое прогнозирование и моделирование. Четко регламентированные правила игры способствовали активному развитию нового перспективного рынка.
Недавние правительственные решения в сфере регулирования возобновляемой энергетики свидетельствуют о смене приоритетов государственной политики в энергетике. Но это не только приводит к снижению активности в секторе возобновляемой энергетики, но и нарушает государственные гарантии и законные права инвесторов.
В течение пяти месяцев, с сентября 2014 г. по январь 2015-го, вопреки требованиям действующего законодательства, регулятор не пересматривал "зеленый" тариф в связи с изменением официального курса евро. Правами и интересами инвесторов пренебрегли. Более того, такие внезапные перемены в регуляторной политике произошли без какого-либо обоснования со стороны НКРЭКУ. Решения принимались без диалога с участниками рынка и консультаций с общественностью. Потери сектора возобновляемой энергетики за этот период составили, по самым скромным подсчетам, 316 млн грн.
31 января с.г. на фоне массового возмущения нарушениями законодательства, регулирующего установление "зеленого" тарифа, величины тарифа таки пересмотрели с учетом курсовых изменений. Однако тут же снизили в связи с введением чрезвычайных мер в энергетике (распоряжение КМУ №36-р). Снижение не имело под собой экономического обоснования, а просто "обрезало" тарифы на 20 и 10% для производителей электроэнергии из энергии солнечного излучения и других видов альтернативных источников, соответственно. Более того, спустя месяц после такого решения, 27 февраля, "зеленые" тарифы были снижены вновь: уже на 55 и 50% для солнечных электростанций и других производителей электроэнергии из ВИЭ, соответственно.
Платежеспособность производителей электроэнергии из ВИЭ под угрозой: вследствие недополучения прибыли инвесторы не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами, большинство которых - международные финансовые организации.
Для выполнения обязательств, взятых Украиной в рамках Договора об учреждении Энергетического сообщества, и с целью обеспечения выполнения положений Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2009/28/ЕС от 23 апреля 2009 г. "О стимулировании использования энергии, произведенной из возобновляемых источников энергии", Госагентством по энергоэффективности и энергосбережению был разработан Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г., утвержденный распоряжением КМУ от 1 октября 2014 г. № 902-р. Индикативная цель к 2020-му, согласно этому плану, - 11% ВИЭ в конечном потреблении, то есть приблизительно 11 ГВт потенциальной установленной мощности, что означает привлечение новых инвестиций в объеме около 15 млрд долл.
Для того чтобы эти цифры превратить в реальность, по большому счету, нужно лишь одно - соблюдать законодательство.
Прецеденты снижения величин "зеленых" тарифов вопреки нормам действующего законодательства - тревожный сигнал для инвесторов. Непредсказуемость и непоследовательность государственных решений по регулированию сектора ВИЭ не только делает национальную экономику высокорисковой и инвестиционно непривлекательной, но еще и вовлекает Украину в череду судебных разбирательств, по результатам которых государство-ответчика могут обязать возместить производителям электроэнергии из ВИЭ все убытки. Цель непопулярных регуляторных решений в таком случае не оправдывает средства: экономии денежных средств для оплаты госпредприятием "Энергорынок" произведенной электроэнергии за счет урезания "зеленых" тарифов не произойдет.
Решения о снижении "зеленых" тарифов идут вразрез со стратегическими планами и индикативными целями, еще недавно утвержденными правительством. Такая политика свидетельствует о сознательном отказе от стимулирования альтернативной энергетики. Почему же в правовом государстве прибегают к таким неправовым методам? Реформирование механизма государственной поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников должно осуществляться путем внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, механизм которого определен в Законе Украины "Об электроэнергетике".
Поскольку эффект экономии денежных средств ГП "Энергорынок" за счет снижения "зеленого" тарифа не достигается, а инвестиционные потери Украины значительны, для выхода из сложившейся кризисной ситуации в секторе ВИЭ чрезвычайно важно коммуницировать позиции государства, с одной стороны, и участников рынка, инвесторов - с другой. В диалоге возможно внести ясность в тенденции развития отечественной энергетики. Взаимодействие позволит консолидировать усилия правительства, регулятора, участников энергорынка для предотвращения ухудшения инвестиционного климата страны в целом, отечественной энергетики и сферы использования возобновляемых источников энергии.