Не прошло и полгода с даты подписания Л.Кучмой указа от 22 января 2004 года, предусматривающего создание НАК «Энергетическая компания Украины» (НАК «ЭКУ»), как правительство 22 июня издало постановление о создании этой компании. И меньше недели потребовалось для ее регистрации. Так что сегодня к имеющимся национальным акционерным смело присоединяется НАК «ЭКУ».
С какими проблемами столкнутся апологеты создания энергетического НАКа, «ЗН» рассказывало еще в выпуске №4 от 31 января, так что не будем повторяться. Напомним только, что многие проблемы еще не разрешены. Но несмотря на то, что в состав НАК «ЭКУ» не включили госкомпанию «Укрэнерго» (лишив тем самым новосозданный НАК возможности оперативного влияния на перетоки и диспетчерское управление энергосистемой), президент «ЭКУ» Олег Дубина, похоже, начал с того, с чего следовало: заручился лояльностью монопольного энергоэкспортера — госкомпании «Укринтерэнерго». Топ-менеджмент последней, в свою очередь, также поступил грамотно: на рожон не лез, мирно согласился войти в состав НАК «ЭКУ» — после процедуры корпоратизации, которая, скорее всего, продлится еще не менее полугода. А там, как гласит восточная мудрость, то ли осел околеет, то ли падишах… Словом, потом и будут окончательно договариваться.
В основных же чертах «начинка» «ЭКУ» представлена в публикуемой схеме. Можно сказать, поименно. А вот «что в имене тебе моем», президент компании О.Дубина будет узнавать по мере возникновения конфликтов интересов. Например, с владельцами контрольных пакетов акций энергопоставляющих компаний. Их может набраться не менее семи (см. схему — пакеты акций ОАО, переданные в УФ «ЭКУ»).
В эпизодах
Головной болью энергетического НАКа остается ОАО «Киевэнерго». Киевский голова А.Омельченко, похоже, не собирается прятать свой разящий меч в ножны. Он весьма грубо пролоббировал создание ЗАО «Компания «Киевэнергохолдинг». С той лишь поправкой, что теперь 39% акций создаваемого киевского энергохолдинга (путем объединения пакетов акций «Киевэнерго», «Киевгаза» и «Киевводоканала»), а не как предполагалось изначально, по логике событий, должны быть проданы на рынке. Городской общине в холдинге предназначено 61% акций. Но есть маленькая деталь: в коммунальной собственности Киева находится только 12,8% акций «Киевэнерго». А 50% плюс одна акция (то есть контрольный пакет энергокомпании) переданы городской общине в управление. Теперь этот пакет должен перейти в НАК «ЭКУ».
Словом, после притирки и оценки госпакетов акций, передаваемых в «ЭКУ», ее уставный фонд явно изменится.
НАК «Энергетическая компания Украины», по сути, будет представлять собой холдинг. И, как всякое акционерное общество, эта компания уже обзавелась присущими АО органами управления.
Роли исполняют:
Кабмин
Как учредитель и владелец 100% создаваемой НАК «ЭКУ», правительство Украины играет роль и высшего органа управления этой компании — собрания акционеров. О намерениях перепоручить кому-то, даже очень доверенному, эту роль Кабмин пока не обмолвился.
Правительство уже утвердило устав НАК «ЭКУ», персональный состав наблюдательного совета и количественный состав ревизионной комиссии (ревкома). А также распорядилось насчет имущества энергохолдинга, позаботившись о том, чтобы оно не отчуждалось и все акции НАК «ЭКУ» были исключительной госсобственностью.
Впоследствии, после уточнения стоимости имущества и акций компаний, вошедших в НАК «ЭКУ», правительство будет пересматривать величину уставного фонда, назначать и разжаловать главу компании и его замов, членов НС и ревкома.
Исключительно к компетенции КМ отнесено утверждение годовых отчетов и финпланов (включая дочерние предприятия «ЭКУ»), отчетов об их выполнении, а также отчетов и выводов ревкома; определение порядка распределения прибыли и дивидендов (а также времени их уплаты в бюджет).
Решение о допэмиссии также будет принимать Кабмин. Он же может создавать и ликвидировать «дочки» «ЭКУ», ее представительства и филиалы, а также решать задачи ликвидации компании.
Наблюдательный совет
Рифом для президента «ЭКУ» станет притирка с наблюдательным советом (НС), который, судя по тексту постановления Кабмина, призван играть роль некого сдерживающего фактора для менеджмента энергетического НАКа. По крайней мере, все основные решения, в том числе и кадровые (как-то назначение вице-президентов компании), а также финансовое руководство в лице О.Дубины должно будет согласовывать с наблюдательным советом, подотчетным Кабмину.
Согласно уставу НАК «ЭКУ», утвержденному постановлением №794, в компетенцию НС входит контроль над выполнением компанией решений правительства, предварительное рассмотрение годовых финансовых планов и отчетов о их выполнении, рассмотрение предложений об определении размера, порядка и сроков выплаты компанией дивидендов.
НС также будет утверждать договора (контракты), заключенные компанией, и операции с ее имуществом на сумму, превышающую 2% уставного фонда НАК, согласовывать вопросы участия компании в хозобществах, утверждать бухгалтерский баланс компании, определять перечень конфиденциальной информации, представляющей коммерческую тайну.
В компетенцию НС входит согласование решений президента НАК «ЭКУ» о создании за счет прибыли фондов, предназначенных для финансирования мероприятия по усилению материально-технической базы компании, развитию ее научно-технического потенциала, материального стимулирования работников, решения социальных и других вопросов, а также согласование кандидатур, назначаемых на должности первого вице-президента и вице-президентов компании.
На что не имеет право НС, согласно уставу, так это на вмешательство в оперативную хоздеятельность компании — это исключительно парафия президента «ЭКУ».
Ревком
В уставе НС подчеркнуто: членами ревизионной комиссии НАК «ЭКУ» не могут быть лица, имеющие трудовые отношения с компанией. Нет, дружить, конечно, могут, например, с президентом компании и его замами. А вот по совместительству работать в какой-то структуре «ЭКУ» и в ревкоме — ни-ни.
В принципе, перечисленные обязанности ревкома — самые лаконичные и укладываются в три пункта. Итак, ревком может и должен проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности компании и информировать о ее результатах Кабмин и НС; делать выводы по результатам годового финансового и бухотчета. Ну и самое важное — информировать правительство в случае возникновения угрозы интересам государства и компании или в случае, если окажется, что руководство компании, мягко говоря, на руку не чисто или рыльце у него в пушку.
Президент
Если смотреть на количество строк в разделе устава о полномочиях президента «ЭКУ», так ему досталось этих самых полномочий больше всех. И, несмотря на зависимость от Кабмина и НС, глава «ЭКУ» имеет-таки достаточно «длинный поводок».
Президент компании, являющийся ее единоличным исполнительным органом, решает вопросы хозяйственной деятельности компании, финансирования, ведения учета и отчетности, работы с ценными бумагами, вопросы участия в хозяйственных обществах, приобретения акций других акционерных обществ, а также вопросы организации работы дочерних предприятий, филиалов, представительств и других обособленных подразделений.
Президент распоряжается имуществом компании, в том числе денежными средствами, устанавливает порядок заключения договоров от имени НАКа, подписывает договора от имени компании, издает приказы по вопросам деятельности компании. Он представляет интересы «ЭКУ» в органах государственной власти, местного самоуправления, других организациях.
По согласованию со своим основателем — Кабмином, президент также принимает решения о создании за счет прибыли фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по усилению материально-технической базы компании, развитию ее научно-технического потенциала, материального стимулирования работников, решения социальных и других вопросов. Словом, зарплаты, премии и все иные блага — в руках президента «ЭКУ». Главное, чтобы он имел достаточно аргументов, отстаивая ту или иную цифру перед учредителями.
Президент также заключает (расторгает) в установленном порядке контракты с руководителями акционерных обществ и других предприятий, образующих НАК «ЭКУ», назначает руководителей дочерних предприятий, филиалов, представительств и других обособленных подразделений, проводит анализ материалов проверок (ревизий), а также отчетов их руководителей, принимает решения по результатам этих проверок.
Кроме того, президент по согласованию с НС назначает и увольняет первого вице-президента и вице-президентов. Он же определяет и количество вице-президентов компании.
С созданием НАК «ЭКУ» предстоит пересмотреть свою роль в отношении новой компании и Минтопэнерго Украины. Будет ли Минтопэнерго ограничиваться лишь сбором статистической информации о деятельности НАК «ЭКУ», либо министр С.Тулуб получит больше полномочий — пока точно неизвестно. Идет притирка. И, по мере продвижения этого процесса, посмотрим, что из этого получится.