Газовая война между Украиной и Россией наглядно продемонстрировала всему миру, что геополитическая карта постсоветского пространства может либо кардинально измениться, либо постепенно возвратиться к ее первоначальному виду — белорусскому варианту, плавно переходящему в «Союз нерушимый…»
Но каждый негатив несет в себе долю позитива, и сегодняшняя ситуация в решении газовой проблемы является очень важным уроком для Украины. Нынешняя ситуация в нефтегазовых отношениях с Россией демонстрирует хаотичный подход к решению проблем межгосударственного уровня. Можно только констатировать, что, несмотря на многократные предупреждения со стороны спецслужб, СНБО, власть недооценила все возможные и невозможные угрозы для национальной безопасности Украины.
Энергетические аспекты во внешней политике России играют в последнее время доминирующую роль. В этом контексте мы осмелимся предположить, что очередным ударом российской стороны по энергетической безопасности Украины будет удар по поставкам и транзиту нефти.
Нефтепроводный транспорт — это механизм сотрудничества производителя, транспортировщика и потребителя нефти. Часто он используется как механизм обеспечения зависимости, учитывая международные масштабы трубопроводных систем. Недаром еще Дж.Рокфеллер говорил: «Тот кто контролирует транспорт нефти, тот контролирует и добычу, и переработку». И теперь трубопроводы являются инструментом реализации геоэкономических и геополитических целей стран. Это неудивительно, ведь от направлений энергетических потоков зависит в значительной степени и вектор экономических и политических ориентаций страны.
На днях «Независимая газета» опубликовала результаты совместных с Институтом проблем естественных монополий и Институтом энергетики и финансов исследований в определении зависимости иностранных государств от российских энергоносителей. Согласно составленному рейтингу зависимости стран от российских поставок нефти и газа, Украина и ее стратегический партнер Польша занимают почетные первое и, соответственно, второе места в группе нефтегазовых сателлитов России.
Понимая, что энергетический фактор всегда будет важной составляющей в рычагах давления российской стороны на украинскую, еще в 1992 году правительством Украины было принято решение о создании новой технической возможности поставки нефти в Украину. Этой возможностью в 2002 году стал нефтепровод Одесса—Броды. Ведь за короткое время, практически за один год, Украине удалось переубедить скептически настроенную к проекту Европу и доказать, что он является важной составляющей энергетической безопасности ЕС. Поставщики нефти, главным образом, компании, работающие на Каспийском шельфе, также выразили желание участвовать в проекте. Ведь Одесса—Броды имеет стратегическое преимущество — это единственная построенная нефтетранспортная система в Европе, которая обходит Босфорский пролив и готова к транспортировке легкой каспийской нефти на европейский рынок.
Последовательные и грамотно спланированные шаги Украины в развитии проекта ЕАНТК позволили все большему числу потенциальных участников убедиться в том, что работа нефтепровода Одесса—Броды — это прибыльный проект. Усилия украинской стороны по продвижению и запуску проекта не могли не вызвать обеспокоенность россиян, поскольку Одесса—Броды прямо противоречит российской энергетической стратегии, направленной на усиление контроля над нефтетранзитными маршрутами. Так, в энергетической стратегии России на период до 2020 года сказано: «В целях снижения зависимости страны от внешних рисков целесообразно осуществлять государственную поддержку проектов, направленных на создание транспортной инфраструктуры в направлении российских морских терминалов для экспорта энергоресурсов». Такими проектами являются Балтийский трубопроводный консорциум (БТС), Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО).
Наверное, все помнят, что в 2003 году началась спланированная дискредитация проекта. Массированная атака в прессе, умелая работа с чиновниками в государственных структурах сделали свое дело — нефтепровод был запущен в реверсном направлении. Как результат, Украина потеряла не только три года, ведь его успешная работа могла начаться уже в 2003 году, но и доверие партнеров, которые готовы были предоставить свою нефть, и инвестиции. Одесса—Броды приобрел в глазах возможных поставщиков и потребителей имидж проекта с высокими политическими рисками.
Самая главная потеря Украины в борьбе за проект — это потеря инициативы. Если еще на полгода российской стороне удастся затянуть его продвижение, мы лишимся самого главного преимущества — реально построенной трубы, готовой к транспортировке нефти европейским потребителям. За это время Россия успеет продвинуть конкурентный нефтепровод Бургас—Александрополис.
Более того, затягивание реализации проекта командой бывшего президента Украины Л.Кучмы привело к реанимации замороженного проекта, еще одного байпаса — нефтепровода Констанца—Триест. В январе 2006 года между пятью странами планируется подписание соглашения о строительстве нефтепровода из Румынии в Италию. Представители Румынии, Сербии, Хорватии, Словении и Италии встретятся в Риме для обсуждения условий строительства 1500-километрового трубопровода.
С точки зрения прагматизма и, возможно, некоторой доли цинизма, сложившаяся на протяжении трех лет ситуация вокруг нефтепровода Одесса—Броды — это обычная конкурентная борьба, когда применяются все средства, в том числе и запрещенные, нечестные приемы. Украине пора вылезать из детских штанишек и принимать правила игры, вернее полное их отсутствие. Поэтому все вышеизложенные факторы должны подгонять Украину и европейских партнеров на пути скорейшей реализации своего проекта.
21 декабря в Варшаве состоялось заседание трехсторонней рабочей группы Украина—Польша—ЕК по реализации нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк. В рамках заседания было проведено предварительное представление технико-экономического обоснования проекта, которое разрабатывает консорциум, образованный компаниями SWECO PIC (Финляндия), ILF GmbH (Германия) и KANTOR (Греция). Можно сказать, что представители поставщиков и потребителей нефти впервые обсудили конкретный бизнес-план достройки Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. Согласно заключениям экспертов, проект подтвердил свою коммерческую привлекательность. Это очень важный проект как с точки зрения перспективного транзита каспийской нефти, так и с позиции увеличения экспорта российской нефти. Так, ценовые параметры по тарифам и стоимости нефти, которая будет поставляться по нефтепроводу, признаны конкурентоспособными.
Полномочный представитель генерального директората по вопросам энергетики и транспорта ЕК Фаузи Бенсарса подтвердил: «Этот проект экономически перспективен. Мы провели оценку и посчитали: проблем с достройкой нефтепровода по территории Украины до польской границы не будет. Что же касается польского участка, то мы должны выбирать наиболее дешевый путь, который бы не влиял на экологию страны». По мнению Бенсарсы, проект приобретает все большую привлекательность в связи с изменениями цен на нефть на международном рынке. Польская сторона, в свою очередь, подтвердила, что проект имеет полную поддержку со стороны правительства. Торговый советник республики Польша в Украине А.Скавронска-Лучинська отметила, что Польша сильно зависит от российских поставок нефти, поэтому нефтепровод Одесса—Броды — очень важный проект с точки зрения диверсификации поставок.
Таким образом, результаты встречи в Варшаве можно назвать рождественским подарком не только Украине, но и всем партнерам по проекту.
В Евросоюзе все большее внимание обращают на изменяющуюся ценовую политику России на нефтяном рынке. Недавно глава крупнейшего российского нефтяного концерна «Лукойл» настроил европейских потребителей на дальнейший рост цен на бензин. На самом деле российская уральская нефть должна стоить «значительно дороже, чем сейчас», сказал Вагит Алекперов в интервью с корреспондентами Handelsbatt. «Мы проследим, чтобы Европа больше не получала чрезмерного количества российской нефти», — подчеркнул глава «Лукойла». По новым трубопроводам российская, казахская и азербайджанская нефть потечет в противоположную от Европы сторону, в Китай. Тогда уступка в цене на уральскую нефть, доходящая сейчас до 7 долл. по сравнению с нефтью Brent из Северного моря, по оценкам Алекперова, «будет, как раньше, составлять от 50 до 70 центов».
Такие намерения мотивируются соображениями не только экономического, но и политического характера. Они несут в себе не только угрозу энергетической безопасности стран ЕС, особенно новым членам, но и конкретные коммерческие потери.
Таким образом, проект Одесса—Броды становится все более востребованным как в Украине, так и в ЕС. Дело за малым — консолидировать усилия всех участников проекта.