У каждого города свой брэнд. Не всегда объективный, иногда странный, но общепринятый. Черновцы, например, считаются уникальными и древними. Хотя на самом деле это едва ли не самый молодой город на европейской карте. Относительно уникальности, действительно есть несколько изюминок, выделяющих его среди прочих областных центров. Одна из них — единое газоснабжение от газорегулирующей станции села Шубранец Заставнивского района. В любую минуту эта уникальность может обернуться большой бедой.
Время от времени на газораспределительной станции, а она расположена на значительном расстоянии от Черновцов, проводятся плановые профилактические работы. На несколько дней остаются без газа почти 85 тысяч черновицких квартир и три тысячи коммунально-бытовых и промышленных предприятий. Это создает домохозяйкам огромные неудобства, наносит предпринимателям значительные убытки. Но больше всего страдают газовики, а вместе с ними сотрудники различных спасательных служб. Для них возобновление газоснабжения превращается в несколько часов сильнейшего стресса. Каждый раз, открывая центральный вентиль, они с ужасом ждут самых плохих сообщений, поскольку ситуация складывается непредсказуемая и аварийная. Любая из многочисленных газовых точек может дать утечку газа (кто-то просто забыл перекрыть плиту или печь). Малейшая искра — и грандиозный фейерверк обеспечен. И так — уже пятнадцать лет, на протяжении которых ведутся разговоры о настоятельной необходимости строительства в Черновцах второй ветви газопровода.
— Пока Бог миловал от катастроф, но никто не знает, что будет в следующий раз, — говорит председатель правления ОАО «Черновцыгаз» Иван Козар. — Все областные центры уже давно имеют по три-четыре отдельных газоснабжающих источника. Черновцы — единственный. Во-первых, это опасно, даже хотя бы потому, что город расположен в предгорье Карпат, в зоне высокой сейсмичности в 7—8 баллов. Во-вторых, магистральные газопроводы от газораспределительных пунктов до конечных потребителей протянулись на целых 40 километров, что не позволяет обеспечить в газопроводе необходимое давление. В отопительный сезон газ практически не доходит до отдаленных жилых микрорайонов, поскольку давление в газовых сетях падает до критического уровня. А Черновцы, заметьте, обогреваются в основном газовыми печами. Строительство хотя бы еще одного газопровода, а это проблема чрезвычайной важности, должно волновать в первую очередь городской совет, который не могут не беспокоить вопросы безопасности жизнедеятельности города. С газом шутки и легкомысленное отношение недопустимы.
Наконец, после многочисленных нижайших просьб газовиков в январе прошлого года мэр Черновцов Николай Федорук созвал совещание, на котором представители «Прикарпаттятрансгазу» согласовали варианты второй ветки газопровода и представили в городской совет технические условия на проектирование подачи газа в город от газораспределительной станции «Топоривка» и на прокладку нового газопровода высокого давления. Тогда же решением горисполкома заказчиком по изготовлению проектно-сметной документации был признан департамент градостроительного комплекса и земельных отношений городского совета, который договорился с «УкрНИИинжпроектом» о необходимой для строительства документации. Но, как уже повелось в подобных ситуациях, проектировщики прозрачно намекнули, что предварительная стоимость их работ возрастет в несколько раз. Черновцы вежливо поблагодарили, и бумажный вопрос, без которого невозможно начать строительство, завис в воздухе.
Удешевить и проект, и прокладку газопровода пообещали львовяне, как раз конструировавшие новый мост через Прут, который был составляющей объездной дороги международного значения. Последнюю, также после почти двадцатилетнего ожидания, наконец-то начало строить Министерство транспорта (вот еще одна уникальность Черновцов, которые до сих пор остаются единственным областным городом без объездной дороги). Но увидев чертежи, газовики пришли в ужас. По мудрому замыслу львовских проектировщиков, газопровод высокого давления из труб большого диаметра, проходил посередине моста, что нарушало все мыслимые и немыслимые требования технической безопасности. Пришлось срочно переделывать монтажные схемы. Теперь решено пустить газовые трубы понизу моста. Но все дело затормозилось на разработке проекта газопровода, которого нет до сих пор.
— Мы работаем над этим вопросом, он нас всех, а прежде всего мэра Николая Трофимовича Федорука, очень беспокоит, — заверил директор департамента градостроительства и земельных отношений Виктор Оленчук. — За выполнение проектно-сметной документации берется местный институт «Черновцыагропроект». Правда, договор с ним еще не заключен, поскольку профинансировать проектные работы, а они потянут на сто тысяч гривен, мы пока не можем — городской совет не внес газопровод в титульный список основных объектов капитального строительства Черновцов на текущий год.
— Почему же не внес?
— Да потому что есть более важные дела. А выделенных из городского бюджета на все виды строительства семи миллионов гривен всем никак не хватит. Нужно, например, срочно строить новые котельные для нескольких городских школ, которые раньше обогревались за счет разных предприятий и организаций — Черновицкого сахарного завода, областной тюрьмы и т.п. А теперь эти организации отказались давать детям тепло. Каждый начал считать деньги. Вы ведь не хотите, чтобы дети зимой мерзли? И городская власть не может этого допустить. К тому же надеемся все же на поддержку Кабинета министров, который обещал профинансировать строительство второй ветви газопровода в нашем городе.
Действительно, еще в августе прошлого года премьер-министр Виктор Янукович дал поручения нескольким кабминовским структурам отработать вопрос обеспечения Черновцов газом от второго источника и определиться с объемами и сроками его финансирования. Обещания помочь разрешить эту проблему звучали и от представителей Минтранспорта. Мол, параллельно с объездной магистралью в Черновцах будем строить и газопровод. Но, похоже, транспортники с темы плавно съехали. Это не удивительно, ведь по предварительным расчетам в него нужно вложить 16 млн. грн.
— Думаю, стоимость газопровода несколько завышена. За такие деньги можно всю Буковину оплести газовыми трубами вдоль и поперек, — говорит председатель Государственного комитета по надзору за охраной труда Сергей Сторчак, который к тому же является куратором Черновицкой области от Кабинета министров. — Убежден, что проблема строительства в Черновцах второй ветки лежит не столько в плоскости финансовых возможностей, сколько в понимании руководителями города и области важности ее разрешения. А его, этого понимания, судя по всему, как раз и нет, если местная власть за такое продолжительное время никак не обеспечит элементарное — разработку проектно-сметной документации. На это уж точно не требуется помощь Кабмина. К тому же строительство подобных объектов всегда привлекательно в инвестиционном плане. Ведь второй газопровод к городу, кроме решения важных проблем техногенной безопасности (находящихся в поле зрения нашего комитета), будет способствовать газификации окружающих районов области, а в перспективе позволит подавать газ даже в соседнюю Румынию. Словом, сдвинуть вопрос с мертвой точки вполне реально. Просто нужно на деле, а не на словах взяться за его решение.