28 мая, когда в Украине был официальный выходной после Троицы, глава Министерства топлива и энергетики Юрий Бойко встречался с российским визави - министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. Нет, после их встречи во время заседания подкомиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса комитета по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии никто не раздавал журналистам копии обсуждаемых проектов документов (в принципе, это и не принято). Между тем такие проекты были и есть. Что подтвердила и публикация на минувшей неделе в интернет-издании «Главред» (glavred.info) «Протокола между правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины об урегулировании отношений в газовой сфере». Мол, хотели получить межправительственный протокол - вот он, готовится к подписанию…
Но куда больше жару в российско-украинские газовые отношения 4 июня поддал президент РФ Владимир Путин.
О каких «субсидиях» может идти речь?
Не особо выбирая слова, глава Российского государства так прямо и заявил: «Мы 15 лет субсидируем Украину низкой ценой на газ в размере 3-5 миллиардов долларов ежегодно. Больше мы этого делать не намерены». Судя по всему, теперь российский «Газпром» намерен компенсировать, так сказать, недополученную прибыль повышением цен на газ для Украины.
Правда, при этом остаются вопросы. Например, о каком субсидировании Украины идет речь, если последние лет десять Украина российский газ «покупала» практически по бартеру? Кто в этом случае вправе определять, кто кому переплатил? Как отметил заместитель главы секретариата президента Украины Александр Чалый, «цена на газ определялась по формуле, что за транзит мы получали газ в эквиваленте 50 долларов за 1000 кубометров, если цена на транзит была 1,09 долл.».
Нехитрая арифметика тем более свидетельствует, что Украина не могла недоплачивать в тот период «Газпрому» за его товар, к тому же за бартерный газ. Ежегодно «Газпром» поставлял Украине около 30 млрд. кубометров своего газа. Условно говоря, в такой объем «выливалась» плата за транзитные услуги со стороны Украины. Но если Украина действительно недоплачивала 3 млрд. долл., как заявил (и уже не впервые) президент РФ, то получается, что каждая тысяча кубометров российского газа в тот период стоила для Украины… 150 долл.?! Это при том, что даже европейцам россияне тогда продавали газ по 80 долл. за 1000 кубометров. Так что кто-то нехорошо подшутил над Владимиром Путиным. Ведь это даже не дезинформация, это уже иначе называется. Очевидно, что в окружении В.Путина есть много людей, которые могут стучать, но не так уж и много людей, которые умеют считать…
Или все же причину столь резкого антиукраинского заявления следует искать в начавшейся предвыборной президентской гонке в России? Так или иначе, но это нисколько не улучшает украинско-российские отношения, тем более в газовой отрасли. Попытаться улучшить их можно, выведя эти отношения на межправительственный, межгосударственный уровень, а не низводя их до уровня внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Причем до такой степени, что НАК «Нафтогаз України» практически оказывается в роли статиста.Межправительственный газовый протокол: быть или не быть?
Это редко кому удавалось. Но все же попробуем провести некую грань между политикой и экономикой. В принципе, это маловероятно, потому что энергоносители - это всегда прежде всего политика. И не только в странах СНГ и Балтии, но и в Европе, США и тем более на Ближнем Востоке.
Но вернемся в Украину.
Если вчитаться в уже обнародованный в СМИ проект «Протокола между правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины об урегулировании отношений в газовой сфере», то в принципе можно сказать, что направление движения выбрано правильно. Тем более что это один из вариантов проекта межправительственного протокола. Однако проблема в том, что амплитуда этого движения слишком широка, и это при определенных обстоятельствах (а история газового рынка Украины свидетельствует, что такие обстоятельства обязательно появятся при малейшей возможности) может спровоцировать желание у некоторых дельцов и чиновников от газа воспользоваться оставленными лазейками.
В конце концов, когда-нибудь нужно урегулировать на межправительственном и межгосударственном уровне украинско-российский газовый вопрос. Хотя бы для того, чтобы обезопасить себя от неуемного желания россиян в самый неподходящий для нас момент (например, в канун Нового года или в первый день года наступившего), образно говоря, перекрыть газовый вентиль, да еще всю эту бутафорскую процедуру показать по всем телеканалам.
Но имело бы смысл сначала определиться с понятиями, чтобы впредь не возникало никаких вопросов. И тогда уже первое сомнение в том, что это, по сути, не протокол, а соглашение, требующее соответствующей процедуры ратификации, ни у кого бы не возникало. Кроме того, протокол, как правило, - это своего рода рамочное соглашение, мягко говоря, не обязательное для выполнения. Так что в подобном документе следует определить основные параметры, в данном случае - политики в газовой сфере, а уж все остальное, действительно, скорее предмет последующих договоренностей хозяйствующих субъектов двух стран. Тем более что в настоящее время Украина и ее газовая компания НАК «Нафтогаз України» не имеют договора с российским «Газпромом» на закупку российского газа. Но если это сделано, чтобы хоть какие-то гарантии на прокачку газа в Украину получила компания «РосУкрЭнерго» (РУЭ), то это способ. Сегодня - эта компания, а завтра, возможно, «Нафтогаз» или какая-либо другая. Но факт гарантированности объемов прокачки со стороны РФ таким образом можно было бы зафиксировать. Если бы, конечно, россияне подписали этот протокол.
Что же касается объемов газа, которые упомянуты в проекте протокола, то их тоже можно трактовать по-разному. В статье 1 протокола говорится о том, что «ежегодно до 2013 года включительно - не меньше 125 млрд. кубометров; ежегодно с 2013 года до 2030 года - не меньше 145 млрд. кубометров». Здесь же следующий абзац: «Стороны договорились поручить НАК «Нафтогаз України» и ОАО «Газпром» подготовить и подписать до 1 января 2013 года документы, необходимые для обеспечения транзита по территории Украины вышеупомянутых объемов газа в определенные сроки».
К объемам мы еще вернемся. А вот по поводу второго абзаца есть вопрос: не лучше ли подобные отношения оставить непосредственно хозяйствующим субъектам, тому же «Газпрому» и «Нафтогазу»? Тем более что в статье 5 «стороны договорились, что условия транзита по территории Украины, хранения и поставки природного газа в Украину оформляются ежегодным межправительственным протоколом, который должен содержать поручение хозяйствующим субъектам сторон о подписании договоров (контрактов)…»
Теперь вернемся к объемам. Почему за отсчет взят 2013 год? В Минтопэнерго по этому поводу есть простое объяснение: до 2013 года между «Нафтогазом» и «Газпромом» существует соглашение о гарантированном транзите в объеме 110 млрд. кубометров (российский экспортный газ, который прокачивается транзитом через территорию Украину). Таким образом, по версии Минтопэнерго, ежегодный объем транзита до 2013 года увеличивается дополнительно на 5 млрд. кубометров газа. Что же касается деталей, то все они должны содержаться в соглашении (видимо, дополнительном) между «Нафтогазом» и «Газпромом».
Кто заплатит за дополнительные услуги «Укртрансгазу» (газотранспортному подразделению НАК «Нафтогаз України»)? На этот вопрос в протоколе ответа нет. Впрочем, не факт, что он должен быть. А в Минтопэнерго говорят, что дополнительная выручка «Укртрансгаза» при сохранении действующего тарифа «составит не менее 80 млн. долл. в год». Это до 2013 года. А до 2030 года эта допприбыль должна составить, по версии Минтопа, «не менее 400 млн. долл. в год».
В той же статье 5 проекта протокола говорится, что договоры между хозсубъектами сторон должны содержать «сведения об: объемах транзита газа по территории сторон и поставках газа в Украину для обеспечения баланса газа Украины, размере платежей за услуги по транзиту в денежной форме и/или объемами поставок газа в счет оплаты транзита, цене газа, который поставляется в Украину, тарифной ставке транзита газа по территории Украины на взаимовыгодных для сторон условиях, а также механизме вмешательства правительства в случае недостижения уполномоченными хозяйствующими субъектами договоренностей по поручению правительства, условия ответственности уполномоченных лиц в случае нарушения условий, предусмотренных таким протоколом».
Вопрос в том, кто будет уполномоченной стороной. По транзиту более-менее понятно - «Нафтогаз» и «Газпром». А вот по поставкам газа в Украину - есть вопросы. Пока, надо понимать, речь идет о компании «РосУкрЭнерго». Причем в РФ говорят, что этого оператора газопоставок в Украину уполномочила сама Украина, а в Киеве уверяют, что это «креатура» Москвы. Кому только легче от таких сказок? Ведь если «Газпрому» принадлежат уже официально и легально 50% акций «РосУкрЭнерго», а так называемую украинскую сторону представляют частные лица - бизнесмены (пусть даже и учредители юрлиц), то как-то странно выглядит, что россияне выражают сомнения относительно учредителей компании, так сказать, со стороны Украины.
Но вернемся к проекту протокола. А точнее, к объемам газа, которые, возможно, появятся после 2013 года. Существует версия о том, что к этому времени Россия построит Прикаспийский газопровод из Туркменистана. И тогда у нее действительно появятся дополнительные 20 млрд. кубометров газа, даже если она не будет активно увеличивать добычу газа на своей территории. Украина в отношении Прикаспийского газопровода также пытается вставить свои «пять копеек». И, возможно, ей это даже удастся.
Другое дело, что для Украины было бы выгоднее самостоятельно закупать тот же азиатский, в частности туркменский, газ и самостоятельно проводить ценовую политику. Но пока что у РФ действуют договоренности с Туркменистаном на закупку практически всего туркменского газа, который она переуступает компании «РосУкрЭнерго». А новый лидер Туркменистана Г.Бердымухаммедов, очевидно, не намерен в одночасье побить горшки с Россией. К тому же среди украинских чиновников не наблюдается особого движения в сторону этой среднеазиатской страны. Так что вывод напрашивается сам собой. И вывод этот для нас нелицеприятный…
А теперь - о балансе газа. Почему, собственно, речь идет только об объемах ежегодного потребления газа в Украине? Ведь то, что 16 мая Кабмин все-таки утвердил (проект баланса см. в «ЗН» от 26 мая 2007 года), называется балансом поступления и распределения газа. Значит, следует учитывать и транзитный объем, то есть те самые 110-115 млрд. кубометров российского газа, который «Газпром» и его дочерние компании экспортируют через территорию Украины. Тогда это будет действительно баланс поступления и распределения газа. А так получается усеченный вариант.
В балансе поступления и распределения природного газа на 2007 год, утвержденном Кабмином Януковича, появились изменения. В графе «Отбор газа - всего» вместо прогнозной цифры в 14 млрд. 289 млн. кубометров - 16 млрд. 289 млн. кубометров природного газа. И, пожалуй, это самая неблагонадежная графа: не факт, что в украинских «подземках» будет накоплено столько газа.
Второй вопрос: куда делись 4 млрд. кубометров газа из прогнозных 95,94 млрд. кубометров? В итоге Кабмин утвердил распределение газа по Украине в объеме 91 млрд. 942 млн. кубометров.
То, что в балансе Украины появился газ ОАО «Укрнафта» (правда, «из баланса 2006-го»), в общем-то логично. Причем, этот газ предназначен исключительно для населения. Его немного - 1 млрд. 544 млн. кубометров. Но он все равно дешевле импортного. В первом проекте баланса Минтопэнерго не было и этого.
Но самый напряженный момент в проекте и утвержденном балансе поступления и распределения газа на 2007 год сокрыт в предпоследних строках.
Изначально планировалось закачать в ПХГ 18,14 млрд. кубометров газа. А когда Кабмин утвердил баланс газа, то закачка в ПХГ была зафиксирована уже в объеме 14,14 млрд. кубометров. Где взять остальной газ?..
При этом, если изначально «РосУкрЭнерго» планировало экспорт в объеме 6 млрд. 643 кубометров газа, то и после утверждения баланса газа Кабмином данные о транзите РУЭ не изменились: они все так же планируют экспортировать (транспортировать) 6 млрд. 643 млн. кубометров газа.
То есть экспорт-транзит РУЭ - это, по версии Кабмина, нормально. А вот закачка в ПХГ - другое дело. Это и гарантия Украины в предстоящий осенне-зимний период. И гарантия обеспечения транзита российского газа в Европу.
Несколько слов о гарантиях. В проекте протокола есть статья, в которой говорится о том, что российская сторона гарантирует поставки природного газа, поступающего с территории РФ в Украину, в объемах, необходимых для баланса газа Украины, на условиях, определенных в контрактах между хозсубъектами. С кем сегодня заключен контракт на поставку газа в Украину? С компанией «РосУкрЭнерго». А в Украине ее агент и опосредованно дочернее предприятие - «Укргаз-Энерго» (по 50% которого принадлежат «Нафтогазу» и «Газпрому»).
Но тут есть еще одна небезынтересная деталь. Если россияне гарантируют поступление в Украину газа в рамках газового баланса Украины, то выходит, что если то же «РосУкрЭнерго» по каким-то причинам не выполнит условия договора о поставках газа в Украину, то Украина может взять нужный ей объем газа из транзитного газопровода?! Ну ничего себе условие! Вряд ли бы россияне вообще и «Газпром» в частности на такое добровольно согласились. Разве что под шумок избирательной кампании (не у нас, а у них) кто-то бы этот пункт, скажем так, не заметил. Но рассчитывать на это вряд ли стоит.
В принципе, при подробном анализе проекта украинско-российского межправительственного газового протокола можно найти еще несколько гвоздей и для Украины, и для России. Но суть даже не в этом. Как уже говорилось в самом начале, рано или поздно газовые отношения России и Украины (да разве только газовые?!) надо гармонизировать, причем на взаимовыгодных условиях. И межправительственный протокол в согласованном виде, скорее всего, будет подписан. Возможно, не этими министрами и не при этих правительствах.
Суть от этого не меняется: Украине нужен газ (российский или поступающий из других стран через РФ) и газовый транзит; России нужен гарантированный транзит в третьи страны, который пока в состоянии обеспечить Украина. И этим фактором есть смысл воспользоваться. С умом. Но при этом нужно быть готовым к тому, что за все это придется платить. Рыночную цену…