Автор этих строк не принимал участия в подготовке национальных проектов. Однако с 2007 года, наряду с другими сотрудниками ООО «Нефтегазстройинформатика», изучает вопросы поставки в Украину сжиженного природного газа (СПГ, или англ. - LNG).
Взяться за перо меня заставила опубликованная в «Зеркале недели» (№34 от 18 сентября 2010 года) статья А.Комарова и А.Романова «Национальные проекты: очередная «Панама»?». Не берусь судить об остальных национальных проектах, остановлюсь только на том, который является предметом наших исследований, а именно - на поставке в Украину СПГ. Рассмотрим эту проблему по трем составляющим: энергетическая безопасность Украины, ресурсные показатели проекта и ценовые показатели проекта.
Энергетическая безопасность Украины
Думаю, не имеет смысла говорить о том, насколько важна для безопасности Украины возможность импорта природного газа из нескольких источников. Да, увеличение внутренней добычи и повышение энергоэффективности являются для нас крайне актуальными задачами, но если на долгосрочную перспективу остается потребность в импорте (а это так и будет при любом развитии событий), то желательно иметь несколько источников и маршрутов получения этого сырья. Страна не должна зависеть лишь от одного маршрута и одного источника поставки - Российской Федерации. К чему это может привести, мы уже могли убедиться не один раз.
Таким образом, диверсификация поставок природного газа в Украину - это государственная задача, направленная на обеспечение энергетической безопасности страны.
Экономические показатели СПГ-проекта, при всей их важности, все-таки не являются единственно определяющими его целесообразность. Возьмите, к примеру, газопровод «Южный поток». Очевидно, что экономически это чрезвычайно затратный проект. Но ведь россияне им занимаются. И не только для того, чтобы «влиять» на Украину. Видимо, превалируют геополитические соображения.
ООО «Нефтегазстройинформатика» совместно с ОАО «ВНИПИтрансгаз» принимало участие в оценке практически всех гипотетически возможных проектов диверсификации поставок в Украину природного газа, и могу сказать, что единственным реальным по стоимостным показателям вариантом остается поставка сжиженного природного газа.
Возможен еще вариант поставки в страну сжатого природного газа (англ. - CNG) из грузинских портов в объеме до 4-5 млрд. кубометров в год. Однако этот способ транспортировки требует более тщательной проработки. Проведенные нашими специалистами совместно с Институтом электросварки им. Патона НАН Украины расчеты показывают, что данный вид транспорта экономически проигрывает по сравнению с транспортировкой в виде СПГ при ежегодных объемах более 4-5 млрд. кубометров.
Ресурсные показатели
Даже самые оптимистические оценки позволяют определить время ввода в эксплуатацию первой очереди терминала производительностью около 5 млрд. кубометров в год не ранее 2015-го. Вот почему все основные показатели рынка СПГ на базе анализа существующей ситуации необходимо попытаться спрогнозировать на период 2016-2030 годов.
По данным исследования финансовой группы Prime Mark (см. «Газовый рынок: точка разворота». Нефть&Газ Обзор отрасли// Financial group «Prime Mark», 15 июня 2010 г.), масштабные инвестиции, сделанные в период высоких цен на газ, позволили вывести на мировой рынок дополнительные объемы СПГ: рост предложения в 2009 году составил 16%. По прогнозам British Petroleum, производство СПГ может практически удвоиться к 2020-му, достигнув 476 млрд. кубометров. А из-за переориентации значительных объемов СПГ-поставок из США в Европу темпы прироста предложения на европейском рынке обгоняют общемировые - 23% в 2009 году и 32% по прогнозам на 2010-й. По данным Prime Mark, со ссылкой на оценки CERA (Cambridge Energy Research Associates), доля СПГ на европейском рынке может вырасти с 11% в 2008 году до 36% - к 2035-му. СПГ выигрывает за счет своей экологичности, гибкости логистики и более приемлемого соотношения «цена - теплотворность».
Следует отметить, что масштабный ввод мощностей по производству СПГ уже привел к избытку его предложения. По данным МЭА, сейчас превышение предложения СПГ над спросом составляет около 30% (см. рис. 1).
Важным следствием роста поставок СПГ становится глобализация мирового рынка - таким образом, три региональных рынка (Североамериканский, Европейский и Азиатский) превращаются в единый мировой. Это способствует росту конкуренции среди поставщиков газа. Нерегулируемый инерционный прирост мощностей СПГ-проектов приведет к еще большей конкуренции с трубопроводным газом и обострению конкуренции производителей на основных рынках.
Страны Северной Африки и Катар планомерно наращивают мощности по производству СПГ. Именно они являются наиболее вероятными источниками поставок сжиженного газа в Украину.
Следует отметить, что если страны Северной Африки мало комментировали ход реализации проектов по увеличению производственных мощностей во время кризиса, то Катар уже в 2010 году ввел в эксплуатацию мощностей на 10,8 млрд. кубометров (в феврале 2010-го была введена в эксплуатацию линия №7 проекта Ras Laffan LNG III). Еще две линии компания Qatargas запустит в конце 2010-го и начале 2011 года, соответственно. Таким образом, в 2011 году Катар увеличит номинал мощностей до 106,4 млрд. кубометров в год. В то же время у страны есть планы по дальнейшему приросту мощностей (после 2014 года), реализация которых может быть продиктована дальнейшим спросом на СПГ.
Поставщиками сжиженного газа для Украины могут быть и другие страны, которые согласятся пойти на снижение прибыли ради своевременного ввода в эксплуатацию мощностей по производству СПГ (т.к. при данном способе поставки газа на рынок расстояние до рынка сбыта имеет хоть и важное, но не решающее значение), а также выхода на новые рынки.
Это утверждение справедливо для поставок СПГ на мировой рынок из Катара в 2009-2010 годах, когда проекты по вводу новых мощностей вышли на такой уровень, что стране было выгоднее планомерно их реализовывать, нежели заморозить или приостановить на время кризиса. В результате этого катарский СПГ буквально «заполнил» европейский рынок, что вызвало также падение цен на спотовом рынке.
Таким образом, существующие мощности по производству и экспорту СПГ стран Северной Африки и Катара (которые являются наиболее вероятными источниками поставок в Украину), а также их увеличение позволяют констатировать наличие свободных объемов СПГ в будущем при активной работе Украины в сфере их контрактования. Это подтверждается и анализом, выполненным A.Flower/Poyry Energy Consulting (см. рис. 2).
Наряду с Алжиром, Египтом и Катаром, в последнее время появилась еще одна альтернатива - проект AGRI, т.е. сжижение природного газа на терминале в Кулеви (Грузия) и его поставка на терминал в Констанцу (Румыния). Речь идет о годовых объемах в 2-8 млрд. кубометров.
14 сентября в Баку президенты Азербайджана, Грузии, Румынии, премьер-министр Венгрии подписали «Бакинскую декларацию» о поддержке этого проекта, а главы национальных нефтегазовых компаний Азербайджана, Грузии и Румынии подписали меморандум о создании совместного предприятия с базированием в Румынии для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта AGRI. Таким образом, в бассейне Черного моря может появиться первый завод по сжижению природного газа.
Для Украины это - дополнительный шанс. И его нельзя упустить.
Рассмотрим также вопросы, связанные с прохождением танкеров со сжиженным природным газом через турецкие проливы. Правила прохождения СПГ-танкеров через проливы Дарданеллы и Босфор регулируются конвенцией Монтрё и рядом нормативных документов Турции. Согласно этим правилам для СПГ-танкеров длиной до 300 м основные ограничения следующие: движение только в светлое время суток, движение только в одном направлении, сопровождение специальными судами. Кроме того, на выбор тоннажности СПГ-танкеров влияет высота пролетов мостов через Босфор (58-62 м). Надо отметить, что экологическая опасность СПГ-танкеров значительно ниже, чем нефтетанкеров. С учетом изложенного, максимально допустимый объем СПГ-танкеров для прохода через Босфор не должен превышать 120 тыс. кубометров.
И напоследок о возможности строительства, покупки, фрахта СПГ-танкеров, их возможном дефиците. Об этом также шла речь в одном из комментариев экспертов.
Во-первых, некоторые из судостроительных заводов Украины проявили интерес к кооперации в строительстве таких судов (в частности, завод «Океан» в Николаеве). Во-вторых, учитывая достаточно продолжительные сроки реализации проекта, существует возможность заказать их строительство (свободные мощности есть, в 2009 году было начато строительство только одного СПГ-танкера). Кроме того, как показывает анализ, возможен и фрахт таких судов.
Ценовые показатели
Конечно, достаточно сложно прогнозировать конъюнктуру газового рынка на средне- и долгосрочную перспективу. Также мы можем только предполагать, какими могут быть условия контрактов на покупку СПГ, в том числе формулы цен. Однако общие принципы и тенденции очевидны.
Следует отметить, что в настоящее время на «хабах» Европы в формулах ценообразования при поставке СПГ все больше используются спотовые цены. Например, в Великобритании и Бельгии ценообразование на поставку СПГ по контрактам полностью проходит на основе спотовых цен «хабов» NBP и Zeebrugge. Цены «хаба» TTF в Нидерландах будут использоваться при поставке СПГ по долгосрочным контрактам с 2011 года, после начала работы приемного СПГ-терминала Gate в Роттердаме.
Безусловно, на построенном терминале мы должны иметь гарантированные долгосрочные контракты с возможностью докупать определенные объемы СПГ на спотовом рынке. При этом ясно, что в периоды превышения спотовых цен над контрактными необходимо закупать СПГ в максимальных объемах по долгосрочным контрактам и в минимальных - на спотовых рынках. Если на спотовых рынках цена меньше, то по долгосрочным контрактам закупаются минимально возможные объемы.
Также следует помнить, что согласно прогнозам Управления энергетической информации США, ОПЕК, Barclays Capital, цена нефти в 2016-2020 годах превысит 100 долл./барр. Это, в свою очередь, приведет, несмотря на скидку от России в 100 долл. за тысячу кубометров, к значительному росту цены газа для Украины согласно формуле контракта от 19 января 2009 года. Напомним, в нем цена газа привязана к цене
нефтепродуктов на европейском рынке. И не факт, что изменение цен в долгосрочных контрактах поставки СПГ и цен российского газа, поставляемого ОАО «Газпром», будут изменяться синхронно и в одинаковой степени.
Если говорить об экономических показателях проекта, то мы надеемся, что они могут быть улучшены за счет использования дополнительных возможностей. Например, использования холода, получаемого при регазификации, для охлаждения (замораживания) пищевых продуктов, локальной газификации малых населенных пунктов и т.д.
Безусловно, в одной статье нельзя ответить на все вопросы, связанные с реализацией СПГ-проекта в Украине.
В соответствии с распоряжением Кабмина, в ноябре-декабре 2010 года должен быть объявлен международный тендер на ТЭО инвестиционного проекта поставок СПГ в Украину. (В Польше ТЭО для СПГ-терминала в Свиноуйсьце разрабатывал консорциум во главе с PriceWaterhouseCoopers.) Сейчас готовится тендерная документация. Именно в ТЭО будут проанализированы все риски, в том числе ценовые, а также технологические и экономические показатели, выбрано место расположения СПГ-терминала. Именно по результатам ТЭО и переговоров с возможными поставщиками СПГ в Украину Кабмином и будет принято окончательное инвестиционное решение.
От редакции. Согласно распоряжению Кабмина от 31 марта 2010 года, на следующей неделе должны быть завершены переговоры с потенциальными иностранными участниками и привлечение их к разработке ТЭО проекта строительства в Украине терминала сжиженного природного газа.