Крайняя необходимость

Поделиться
Критическая ситуация, сложившаяся в Украине вокруг аукционов по нефтегазовым месторождениям, обострилась и рано или поздно должна была стать причиной системного кризиса в отечественной добыче углеводородов...

Критическая ситуация, сложившаяся в Украине вокруг аукционов по нефтегазовым месторождениям, обострилась и рано или поздно должна была стать причиной системного кризиса в отечественной добыче углеводородов. Действия чиновников Министерства охраны окружающей природной среды и, мягко говоря, аффилированных с ними коммерческих структур не оставили в этом никаких сомнений. Причем не только у участников аукционов, но и у компетентных органов. Последней каплей стал аукцион по продаже специальных разрешений (лицензий) на право пользования недрами, состоявшийся 29 августа.

Последний отсчет

Чтобы прояснить сложившуюся ситуацию, обратимся к недавней истории. Начиная с 2004 года в Украине были установлены законодательные требования к проведению аукционов по продаже лицензий на использование недр. Эта норма содержится в каждом законе о госбюджете на соответствующий год.

Во исполнение закона Кабмин с этого же года утверждает порядок проведения аукционов, а также их регламент. До последнего времени основные условия практически не менялись. Однако 4 апреля 2007 года, принимая соответствующие нормативные акты, регулирующие порядок продажи лицензий на 2007 год, правительство решило изменить алгоритм проведения аукционных торгов. Причем существенно. И главное — «своевременно». Может, конечно, это случайность, но появление новых правил проведения аукционов, прописанных в постановлении правительства №611, «удачно» совпало с первым указом президента Виктора Ющенко о роспуске парламента.

По ранее действовавшим правилам, если победитель аукциона отказывался от оплаты стоимости полученного на нем разрешения, то результаты аукциона аннулировались. При этом порядок предусматривал, что именно Минприроды организует и проводит аукционы. Теперь же оператором аукциона может быть юридическое лицо, которое определяется министерством на основе конкурса и которое на основании договора предоставляет услуги по организации и проведению аукциона.

Главное же изменение состоит в том, что если победитель аукциона не внесет всей необходимой суммы в 30-дневный срок, то он теряет право на получение разрешения (при этом задаток не возвращается), а победителем аукциона объявляется следующий участник, предложивший наибольшую сумму.

По данным первого заместителя председателя правления «Укрнафти» Владимира Пустоварова, подобные нововведения позволяют реализовывать противоправные схемы при проведении аукционов по продаже лицензий на использование недр. В итоге, только на протяжении июня госбюджет Украины недополучил как минимум 38 млн. грн. за продажу лицензии на разработку Ржавецкого месторождения (Харьковская область). Руководители ОАО «Укрнафта» также утверждают, что следствием аукциона по продаже разрешений на использование недр, который состоялся 29 августа, могла стать потеря бюджетом как минимум 100 млн. грн.

Довольно любопытно и то, что накануне Минприроды пообещало перевыполнить план в 150 млн. грн., которые должны были поступить в госбюджет страны от продажи лицензий в 2007 году. По данным этого ведомства, за неполные восемь месяцев от продажи лицензий уже было получено 101 млн. грн. Только вот, похоже, что дополнительные бонусы от такого «перевыполнения» должны были получить четко определенные компании, контролируемые отнюдь не государством. Ведь не зря говорят, что состояния делаются в смутные времена, а перевыборы для такого рода операций — самое то.

Детективная история

Возмутитель спокойствия — ОАО «Укрнафта» всегда являлось одним из наиболее заинтересованных игроков на аукционных торгах. Его эксперты если не участвуют, то всегда внимательно следят за процессом, так что примеров работы нового аукционного механизма могут привести более чем достаточно.

В частности, 11 июня во время проведения аукциона по продаже спецразрешения на уже упомянутую Ржавецкую площадь (месторождение природного газа) при начальной стоимости лицензии в 614 тыс. грн. частное предприятие «Дельта-Капитал» предложило 40 млн. грн. А затем… отказалось от ее приобретения. В результате чего лицензию получил следующий участник, предложивший наи­большую сумму, — «Алдеа Украина» — и по цене 1,6 млн. грн., что ненамного превышает начальную стоимость. При этом эксперты отмечают, что указанная цена не является отражением реальной стоимости разрешения на разработку Ржавецкого месторождения, которая могла сложиться в результате честных и конкурентных торгов. Справедливая цена, по их мнению, находится, как правило, где-то посередине. То есть на проведенном 11 июня аукционе была реализована схема продажи лицензии практически за бесценок.

Апогеем же заложенных новыми правилами манипуляций, по словам Владимира Пустоварова, стал аукцион, состоявшийся 29 августа. Сначала малоизвестная компания «Техногазиндустрия» предложила за две лицензии на разработку месторождений нефти и газа в Луганской области, стартовая цена которых составляла 202 и 143 тыс. грн., 48 и 63 млн. грн. соответственно, что в более чем 200 и 400 раз превышало начальную стоимость!

При проведении торгов на лицензии по разработке месторождения углеводородов в Полтавской (Гаркушинская площадь) и Ивано-Франковской области (Илемковская площадь) события повторились, но с участием других компаний. Участник торгов ООО «ДВ Нефтегазодобывающая компания» с голоса предложило за указанные площади 4 и 8 млн. грн. соответственно. А затем сразу же никому не известный участник торгов — ООО «Продуктсервис» предложил цены в 210 и 250 млн. грн. (это более чем в 70 и 40 раз соответственно превышает стартовую стоимость лицензий).

«Стало очевидным, что задействуется схема, по которой победитель торгов, предложив непомерно высокую цену, впоследствии отказывается ее уплачивать, и победителем аукциона становится следующий участник, предложивший наибольшую цену (на практике она оказывается чуть выше стартовой), то есть существенно заниженную. Единственной возможностью разрушить заранее спланированный сценарий согласованных действий участников и оператора проведения торгов стало предложение следующей по шагу торгов цены», — подытожил Владимир Пустоваров.

По его мнению, в результате реализации теневых схем по продаже лицензий на использование недр только после проведения двух названных аукционов в июне и августе госбюджет недополучил соответственно 38 млн. и как минимум 100 млн. грн.

В интервью «ЗН» первый заместитель председателя правления «Укрнафти» отметил, что после окончания торгов представители оператора аукциона пытались сфальсифицировать протоколы проведения торгов, а после внесения им (Пустоваровым) замечаний в протоколы представители оператора попытались воспрепятствовать его выходу из помещения. В итоге, в ситуацию вынуждены были вмешаться представители правоохранительных органов.

Руководитель юридического управления ОАО «Укрнафта» Вячеслав Карташов считает, что представитель «Укрнафти» сделал единственно верный шаг в сложившейся ситуации: согласился на приобретение месторождений по завышенной цене и на максимальную фиксацию нарушений закона при проведении аукционов. «Мы не скрываем, что «Укрнафта» заинтересована в приобретении данных участков. Мы сделали все возможное, чтобы месторождения остались в собственности государства, а не ушли в частные руки по значительно заниженным ценам. Это была крайняя необходимость — есть такое понятие в юридической практике, когда необходимо совершить определенное действие во избежание более серьезных негативных последствий. Теперь же мы рассчитываем на то, что результаты торгов будут отменены и аукционы будут проведены снова без подставных структур, играющих в пользу чиновников Минприроды», — заявил он.

Присутствовавший на торгах главный геолог ДК «Укргазвидобування» НАК «Нафтогаз України» Владимир Бенько также считает, что ход торгов «был более чем необычным». По его мнению, стоимость Илемковской площади, за которую боролась и его компания, не может превышать 15 млн. грн. В противном случае просто экономически нецелесообразно вести разведывательное бурение на этом месторождении. Таким образом, коррупционную схему разворовывания государственных недр во время аукциона увидели не только представители «Укрнафти».

В итоге, ОАО «Укрнафта» обратилось в СБУ, МВД и Генеральную прокуратуру с просьбой обратить внимание на злоупотребления и коррупционные схемы, существующие сегодня при организации и проведении Минприроды аукционов по продаже специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами. Помимо этого, был подан иск в Хозяйственный суд города Киева с требованием признать итоги аукциона недействительными. Как сообщил Вячеслав Карташов, в обеспечение иска суд уже принял решение о приостановке выдачи лицензий на месторождения.

Грустный романс о политике

Впрочем, похоже, что правительство решило лишить «Укрнафту» не только инвестиционных перспектив. По итогам 2006 года в бюджеты всех уровней компанией было перечислено около 4,8 млрд. грн., что на 1,8 млрд. грн. (59%) больше по сравнению с 2005 годом.

Наибольшая часть этих отчислений — рентные платежи за добычу нефти и газового конденсата, которые на протяжении последних лет непомерно растут без какого-либо экономического обоснования и учета мнения ведущих нефтегазодобывающих предприятий отрасли (см. табл.). Вследствие этого добыча углеводородов в Украине стала малорентабельной, а на месторождениях с труднодобываемыми и истощенными запасами — и вовсе убыточной.

В результате существенного увеличения государством фискальной нагрузки на нефтегазодобывающую отрасль в целом и «Укрнафту» в частности путем значительного повышения рентных платежей за добычу нефти и газового конденсата финансовые показатели компании по итогам первого полугодия 2007 года значительно ухудшились по сравнению с аналогичным периодом 2006-го. Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) уменьшился на 626 млн. грн. (-10%) и составляет 5,7 млрд. грн. Чистый доход уменьшился на 1,3 млрд. грн. (-31%) и составляет 2,9 млрд. грн. В результате чистая прибыль компании упала на 728 млн. грн. (-64%) и равна 405 млн. грн.

Соответственно, выплаты в бюджеты всех уровней составляют почти 2,4 млрд. грн. Большая часть этих отчислений приходится на рентные платежи — 1,7 млрд. грн., которые увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 53%. Но кроме значительного повышения рентной платы за добытые углеводороды, на ухудшение финансовых показателей «Укрнафти» повлияло еще и нерыночное регулирование цен реализации газа на экономически необоснованном уровне — 318,78 грн. (с НДС) за 1000 кубометров.

Несмотря на такое «содействие» со стороны государства, «Укрнафта» все же пытается модернизировать технологические мощности. Только за семь месяцев текущего года компания выполнила целый комплекс мероприятий по оснащению и модернизации скважин, а также объектов по подготовке, учету и транспортировке сырья. Общий объем капиталовложений в указанные проекты составил более 200 млн. грн. Наряду с обновлением технической инфраструктуры по добыче и транспортировке ресурсов «Укрнафта» развивает мощности по переработке сырья. Это строительство Гамалиевского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) и модернизация Пасичнянского газоперерабатывающего производства. Для реализации этих проектов потребуется более 1,1 млрд. грн.

Поэтому для того чтобы «Укрнафта» развивалась, государству как акционеру, владеющему 50%+1 акция этой компании, необходимо пересмотреть свою политику относительно предприятия.

Вполне возможно, расчет делался на то, что финансовые и административные проблемы должны были бы сделать руководителей компании более сговорчивыми в отдельных «очень деликатных» вопросах. Довольно ярким примером таких вопросов может стать предложение руководителям «Укрнафти» о приобретении права на разработку Сахалинского нефтегазоконденсатного месторождения (Харьковская область) путем приобретения корпоративных прав в коммерческой структуре «Геолсоюз».

Такое предложение, по словам Вячеслава Карташова, поступило от лиц, «которые, по их словам, представляют интересы руководства Минприроды, а также одного из вице-премьеров. Цена такого участия на несколько сот миллионов гривен превышает цену, которую обычно устанавливают как начальную при проведении подобных аукционов».

Напомним, что в начале года «Укрнафта» заявляла о своей готовности приобрести лицензию на разработку этого месторождения не менее чем за 300 млн. грн. В итоге Минприроды без всякого конкурса переоформило лицензию на убыточную НАК «Надра України». «Нам стало известно, что в ближайшее время, то есть до выборов, Минприроды собирается передать лицензию негосударственной коммерческой структуре «Геолсоюз». Единственным условием передачи, согласно нормативным актам министерства, является обеспечение участия действующего лицензиата (в данном случае — НАК «Надра України») в уставном фонде такой негосударственной коммерческой структуры на долю в 50% корпоративных прав. Но это требование касается лишь момента передачи лицензии и никаким образом не препятствует осуществлению продажи таких корпоративных прав по их номинальной стоимости после переоформления лицензии», — сообщил Вячеслав Карташов.

Похоже, что нефтегазовый сектор по-прежнему остается одним из наиболее мощных источников наполнения предвыборных касс. Достаточно вспомнить недавнюю ситуацию с одним из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов, который активно пытались дискредитировать на межгосударственном уровне для изменения финансовых схем и смены поставщиков предприятия. Видимо, не минует чаша сия и государственные нефтяные компании. Как ни печально, но интересы украинских политиков и чиновников до сих пор являются «крайней экономической необходимостью» даже для государственных компаний.

P.S. Пресс-конференцию представителей Министерства охраны окружающей природной среды Украины по поводу заявления компании «Укрнафта» о нечестности проведения аукционов по выдаче специальных разрешений на пользование нед­рами, которая должна была состояться в ИА УНИАН в 13.30 5 сентября 2007 года, без указания причин ОТМЕНИЛИ!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме