Газ почем? А если поторгуемся?

01 ноября, 2021, 13:00 Распечатать
Отправить
Отправить

Справится ли НАК с газообеспечением Украины и выполнит ли условия меморандума с местными властями

«Нафтогаз» великодушно одолжил Кишиневу 0,5 млн кубометров газа. Бизнес — благородное дело, но есть нюансы. 27–28 октября в «Нафтогаз Трейдинге» думали, как выкрутиться, если цена природного газа на рынке Украины превысит удерживающиеся 30–35 грн за кубометр. 29 октября цены на газ рухнули до 28 грн/кубометр (с НДС), фактически сравнявшись с европейскими.

Аналитики всех компаний и рынков ломают голову: это тренд одного дня или тенденция к снижению цен на газ будет сохраняться хотя бы несколько месяцев? Если да, то на какой конкретно период и что за этим последует? И как повлияет на ситуацию вокруг бюджетной сферы? Ведь заключенный между правительством и местным самоуправлением тарифный меморандум уже провален по ряду ключевых статей. А предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ) превратились в короткий поводок, на который Кабмин посадил местные власти.

Однако давайте по порядку.

Как поднять и обвалить биржевые цены на газ

Биржевые цены в Украине 29 октября впервые за месяц опустились ниже 30 грн/кубометр. Если сравнивать недельный спред, то цены снизились почти на 20%. При этом поставщики газа вне рынка продавали газ по еще более низкой цене — от 27 грн/кубометр.

Результаты торгов на Украинской энергетической бирже свидетельствуют, что 29 октября ООО «Газопоставляющая компания «Нафтогаз Трейдинг» закупило 1 млн кубометров (на ноябрь) по 28 008 грн за тысячу кубометров (с НДС). Причем в начале дня «Нафтогаз Трейдинг» планировал купить газ по 30 216 грн, но затем снизил стартовую цену до 28 104 грн, а купил еще дешевле — по 28 008 грн за тысячу кубометров (с НДС) на условиях послеоплаты в течение пяти дней. Удачная биржевая сделка, отмечает ExPro.

Обвал котировок на европейских хабах 28–29 октября эксперты называют основной причиной резкого снижения цен на газ и в Украине. Произошло это после заявления президента РФ Путина о намерении увеличить поставки российского газа в европейские подземные хранилища (ПХГ), контролируемые «Газпромом». ПХГ на территории РФ «Газпром» заполнил уже достаточно, подогревая тем самым рост цен на хабах Европы как способ принуждения ЕС и прежде всего Германии к ускорению сертификации «Северного потока-2». Плюс фактор Китая.

wallpapercave.com

Накануне стало известно, что Федеральное министерство экономики и энергетики Германии позитивно оценило вопрос безопасности поставок газа, связанный с сертификацией газопровода «Северный поток-2». После чего Путин и дал команду на поставку газа в подземные хранилища в Европе, и цены на европейских биржах стали падать.

Странно, что это «удивило» «Нафтогаз Украины»: консультации со многими связанными и сопричастными странами федеральное министерство Германии проводило не один день. Не было в их числе только Украины. Хотя 18 октября «Нафтогаз», а 21 октября Оператор ГТС Украины официально подали заявки на участие в сертификации оператора газопровода «Северный поток-2». Но сегодня речь не об этом.

Меморандумы — не напасть, как бы с ними не пропасть

Первый Меморандум правительства с местным самоуправлением и тепловиками, заключенный в феврале, свою роль витрины выполнил: отопление массово не отключали, цены административно удержали, спецобязательства (ПСО) для тепловиков продлили аж до середины мая.

Однако к завершению отопительного сезона 2020/2021 предприятия теплокоммунальной энергетики и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) пришли с многомиллионными долгами, возникшими из-за разницы в тарифах, за которые правительство так и не рассчиталось (хотя в меморандуме взяло на себя такое обязательство). Причем почти 70 ТКЭ — с арестованными «Нафтогазом» и энергетиками счетами.

Задолженность населения на 1 августа этого года, по данным Госстата, превышала 3 млрд грн (на эту же дату годом раннее — 17,3 млрд). Плюс ко всему в рамках децентрализации ответственность за тарифообразование центральная власть передала местной. Но то, что это стоит денег, почему-то осталось за скобками процесса децентрализации.

Парламент в законодательном порядке обязал реструктуризировать долги на рынке газа и списать вышеупомянутую разницу в тарифах, штрафы и пени, начисленные на эти суммы «Нафтогазом» для предприятий ТКЭ. Изначально говорили почти о 47 млрд грн, закончили на 30 млрд. Хотя менее чем в 37 млрд грн вряд ли удастся уложиться. Почти так и прописали в принятом Верховной Радой Законе №3508-д «О мероприятиях, направленных на преодоление кризисных явлений и обеспечение финансовой стабильности на рынке природного газа». Основательный во всех отношениях труд.

Единственное, что стоит заметить: если долги правительства по разнице в тарифах для ТКЭ действительно хотели обнулить, для этого достаточно было бы включить ТКЭ в цепочку погашения взаимных обязательств госбюджет—«Нафтогаз»—«Укрнафта». Ни копейки бы Госказначейство и Минфин не выпустили из-под своего контроля. А ТКЭ могли бы начать отсчет с чистого листа. Но не сложилось…

Ко времени принятия закона №3508-д цены на европейских хабах, а за ними и в Украине ежедневно били рекорды. Отопительный сезон 2021/2022 висел на волоске. Местные власти вместе с предприятиями ТКЭ стали бить в набат. Мэры, представители ассоциаций и руководители предприятий ТКЭ, как некогда челноки, постоянно мотались в Кабмин, Минрегион, ОПУ. В конце концов, 30 сентября 2021 года Кабинет министров, НАК «Нафтогаз Украины», Ассоциация городов Украины (АГУ) и мэры четырех областных центров подписали Меморандум о взаимопонимании по урегулированию проблемных вопросов в сфере поставок тепловой энергии и горячей воды в отопительном периоде 2021/2022 годов.

Что получилось в итоге? Вместо рынка и адресной помощи малообеспеченным — госрегулирование, а не хеджирование цен на отопительный сезон. Формально убрали механизм ПСО для теплокоммунэнерго. Реально перенесли ответственность на местные бюджеты. А «Нафтогазу» дополнительно пообещали выделить требуемые им средства (из спецфонда) — для закупки газа в Европе на случай холодной зимы.

Премьер-министр Денис Шмыгаль неустанно твердит, что до конца апреля 2022 года население будет получать газ по цене не более 8 грн/кубометр (7,98) в зависимости от поставщика. У «Нафтогаза» контрактные цены самые низкие — 7,4 грн/кубометр — из-за неограниченного доступа к ресурсу «Укргаздобычи».

Кроме взимания НДС, окончательный счет населению выставляют газораспределительные компании (экс-облгазы). Но эта сумма зависит от регулятора энергорынка — НКРЭКУ. Вряд ли регулятор повторит прошлогоднюю «ошибку» с увеличением тарифа на доставку (распределение) газа, что привело в начале 2021 года к массовым протестам в стране.

Почему «бюджетникам» предлагают газ по цене поставщика «последней надежды»?

В разгар заключения контрактов для ООО «ГПК «Нафтогаз Трейдинг» сложилась неоднозначная ситуация с ценами на газ. Например, для бюджетных организаций «Нафтогаз Трейдинг» еще в четверг предлагал фиксированную цену на 15 месяцев — 13,7 грн/кубометр. Но это без учета НДС и стоимости транспортировки. С учетом НДС и платы за транспортировку получалось, по расчетам «Нафтогаза», уже 16,8 грн/кубометр.

Напомню, до подписания меморандума 30 сентября мэры требовали для «бюджетников» цену максимум в 11,2 грн/кубометр, но так ничего и не добились. В меморандуме значится только цена для населения и предприятий теплокоммунальной энергетики (о них отдельный разговор).

Изменить цифру — даже цену газа — в контрактах с «бюджетниками» несложно, было бы желание. Важно для начала определить, кто такие эти «бюджетники». В условиях децентрализации школы и детские сады, как и госпредприятия — забота муниципалитетов. То есть это не «бюджетники» в чистом виде. А вот госконторы, а также больницы, медицинские учреждения согласно еще медреформе Супрун — это «бюджетники».

«Нафтогаз» насчитал таких 12,5 тысячи. Объем потребляемого ими газа как для «Нафтогаза» в общем-то невелик — 1,5 млрд кубометров/год. Так что прежде НАК и возиться с ними не хотела. Они закупали газ у других поставщиков. Но этой осенью ситуация кардинально изменилась. Многие поставщики, не выдержав роста цен, ушли с рынка или отказались выполнять свои обязательства перед «бюджетниками». Вот и пришлось им обращаться к «Нафтогазу». А уже НАК переадресовала их к поставщику «последней надежды».

На октябрь и ноябрь в турборежиме, характерном для парламента, им предлагают вне процедуры публичных закупок, согласованной постановлением Кабмина от 25 октября, подписать договоры с ООО «Нафтогаз Трейдинг» по цене газа того же ООО, но как поставщика «последней надежды».

Например, населению газ поставляют по 7,4 грн, а бюджетным организациям — по 16,8 грн/кубометр (с НДС и транспортировкой). Об этом заявил глава «Нафтогаза» Юрий Витренко 28 октября в ходе 7-го Украинского газового форума. По его словам, 16,8 грн/кубометр — это сбалансированная цена среднесрочных контрактов. Параллельно НАК работает и над долгосрочными контрактами — до 2023 года.

Более того, Юрий Витренко уверяет, что для компании не составит проблем ежедневно заключать плюс еще несколько сотен, а то и тысяч договоров с «бюджетниками», и что к 1 декабря они управятся. Справлялись же как-то весной с договорами с населением (домохозяйствами), а их было намного больше — 1,3 млн. Хотя, по информации источников ZN.UA, к началу ноября «Нафтогаз Трейдинг» заключил с «бюджетниками» едва ли 1000 договоров на поставку газа. Однако в самой НАК эту информацию опровергают, утверждая, что обслужили уже около 5 тысяч договоров.

znaj.ua

Тут бы только рынок не подкачал (это тот случай, когда он, рынок, крайне нужен «Нафтогазу»), — если цены пойдут вниз, «бюджетники» могут вернуться и к прежним поставщикам газа, если те предложат меньшую цену, чем НАК. Такая вероятность существует, хотя на сегодняшний день никто не возьмется спрогнозировать, как поведут себя цены на газ на еврохабах, а значит, и в Украине.

Предприятия теплокоммунэнерго — короткий поводок для местных властей

Кроме того, в сентябрьском меморандуме четко определено, что для неизменности тарифов в 2022 году государство передаст и направит в местные бюджеты налог на доходы физических лиц в размере 4%, то есть дополнительно не менее 11 млрд грн. Также в местных бюджетах в 2022-м будет оставлен акциз с топлива в размере 13,44%, чтобы они могли поддержать коммунальных производителей тепла и обеспечить спокойное прохождение отопительного сезона. Последнее выглядит как злая шутка, учитывая долю «черного» рынка нефтепродуктов…

Но и это еще не все. ТКЭ всеми силами отказываются подписывать мировые соглашения с «Нафтогазом». С одной стороны, это условие меморандума. С другой — признание предприятиями теплокоммунэнерго даже того, к чему они непричастны.

Проект договора ООО «Нафтогаз Трейдинг» составлен так, что в любом случае ТКЭ попадают в ловушку. В договоре есть Объем 1 и Объем 2. Первый рассчитан на основе последних трех лет, два из которых были аномально теплыми. И если этот сезон будет более суровым, ТКЭ автоматически переберут объем 1 и также автоматически окажутся потребителями Объема 2. А там и штрафы, и, главное, цены другие…

Словом, к середине октября только четверть предприятий ТКЭ подписали такие договоры. По-видимому, для сговорчивости власть направила к ним очередные проверки. «Госаудитслужба зашла на все предприятия ТКЭ, — рассказывает наш источник в Кабмине. — Де-юре это невыполнение пункта меморандума о выделении разницы в тарифах. А де-факто работа предприятий теплокоммунэнерго останавливается. Вы же понимаете, что такое проверки аудиторов. И потом будут рассказывать на всю страну о диверсиях со стороны ТКЭ. На самом деле аудиторы месяц уже работали в комиссиях, которые готовили выводы в части выполнения закона о погашении разницы в тарифах».

По словам источника, свои выводы эти комиссии должны предоставить к 31 декабря 2021 года. Поздно для отопительного сезона? Так никто же о нем и не говорил! Возможно, в реестре на погашение той же разницы в тарифах получилось многовато? Вот и очередная верификация. У одних уже закончена, у других только начата.

А то, что тем же предприятиям ТКЭ надо закупать газ по предоплате, производить тепло и горячую воду и подавать населению, так это, получается, их проблемы. И еще неугомонных мэров. По нашей информации, Ассоциация городов Украины на основе закона о доступе к публичной информации уже обратилась в Госаудитслужбу с запросом о целях и заказчиках блиц-проверок предприятий теплокоммунэнерго.

К сожалению, уже сегодня можно констатировать, что в связи с ситуацией с ТКЭ ряд пунктов сентябрьского меморандума не выполняются. Это касается пунктов 4 и 6 о разблокировке счетов и преодолении кризисных явлений в работе сферы, а также о погашении разницы в тарифах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК