«Цены на газ расти не будут, а тарифы на электроэнергию с 1 октября будут снижены для большинства граждан, для остальных останутся неизменными. К отопительному сезону страна готова», — заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль в ходе «Часа вопросов к правительству» на заседании Верховной Рады в пятницу 24 сентября. Однако никаких оснований делать подобное заявление у премьера на тот момент не было.
Конъюнктура на внешнем рынке и открытый в прошлом году внутренний рынок газа не обещали действующей власти ничего хорошего этой осенью. Оппоненты потирали руки в ожидании первых платежек и «тарифного майдана». Банковая металась в поиске вариантов смягчения ударов: в июле право регулировать тарифы монобольшинство предусмотрительно передало местным властям. Хотели полномочий — берите! Вместе с ответственностью. Однако местное самоуправление, достаточно пострадавшее финансово от ковида и «Большого строительства», выдвинуло условие: мы держим тарифы и ваш рейтинг — вы за это платите. Два месяца стороны безуспешно вели торги, обсуждая детали будущего меморандума.
8 сентября глава Ассоциации городов Украины Виталий Кличко (исключенный Банковой из процесса переговоров) от имени правления АГУ публично обратился к правительству с условиями, которые должны лечь в основу будущего документа. Среди ключевых: погашение 37-миллиардной разницы в тарифах (что обещала власть еще в прошлом году и не выполнила); фиксированная цена на газ не только для населения, но и бюджетных учреждений, а также плюс 5% налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Стороны вошли в клинч. Проведение Конгресса региональных и местных властей и торжественное заключение меморандума назначалось и переносилось дважды — сначала на 15 сентября, потом на 21-е. Если правительство, желая успокоить людей, изначально озвучило единую цену для населения — 7,4 грн за кубометр, то фиксировать цену на газ для бюджетных учреждений категорически отказывалось. Глава НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко предлагал мэрам подписать, по сути, чистый лист, в то время как конъюнктура на рынке обещала не 11,2 грн за куб (как просили мэры), а все 30 грн. Где потом брать эти деньги, никто местным властям не пояснял.
В понедельник в кабинете президента премьер Денис Шмыгаль вместе с профильным министром Алексеем Чернышовым докладывали о сложившейся ситуации. Туда же с «боем» прорвались и мэры, чтобы пояснить гаранту: никто ни к какой зиме не готов, а тарифы без заключения согласованного меморандума удерживать ради пиара власти мэры не будут. Ни те, кто вошел в президиум президентского Конгресса (Львов, Днепр, Одесса, Житомир и др.), ни те, кто счел их предателями, оставаясь верными АГУ.
Третья попытка заключения меморандума висела на волоске буквально до сегодняшнего утра. Члены правления АГУ закончили голосование за полчаса до начала заседания Конгресса. Переговоры шли всю ночь. Меморандум таки подписан. Цены для населения за газ выше 7,4 грн за куб подняты не будут. Отсюда — стабильность в тарифах на тепло и горячую воду. Президент Зеленский назвал документ промежуточным, выразив надежду, что «следующий будет заключен как минимум на три года».
Но закрывает ли этот документ финансовый вопрос для местных властей?? Почему никто из спикеров не озвучил фиксированную цену на газ для бюджетных учреждений? По какой причине свою подпись на меморандуме не поставил глава Ассоциации городов Украины Виталий Кличко? Какой тест прошло местное самоуправление, консолидировав свою позицию, невзирая на раскольническую политику Банковой? Чем заключенный меморандум так важен для центральной власти? И при чем тут темники?
Политический контекст
Очевидно, что в случае досрочных президентских и парламентских выборов (сценарии вариантов в ОПУ активно обсуждаются и моделируются), Банковая должна влететь, а не вползти в компанию. И желательно без сильных конкурентов. Но если в правительстве (Шмыгаль и его Кабмин давно под каблуком) и парламенте (отставка Разумкова —дело нескольких недель) Зеленский уже практически зачистил политическое пространство, то обуздать местное самоуправление намного сложнее.
С одной стороны, Банковой нужно нейтрализовать политического оппонента Виталия Кличко (а он возглавляет АГУ), а с другой — договориться с местным самоуправлением и решить тарифный вопрос без ущерба для своего рейтинга. Ответ был найден еще в феврале. При президенте создали Конгресс местных и региональных властей, который впоследствии возглавил лично глава ОПУ Андрей Ермак. Подтвердив экстраважность поставленной президентом задачи. В президиум Конгресса вошли мэры ряда областных центров — Днепра, Львова, Одессы, Житомира и др., палату местных властей возглавил мэр Львова Андрей Садовой. Кличко изначально на заседания не приглашался.
В рамках классической схемы «разделяй и властвуй» Банковая начала свою осаду. Пиком стало проведение в июле президентского Форума «Украина-30» в пику Международному форуму АГУ, когда приглашенным гостям из ЕС полетели письма от ОПУ с просьбой посетить их мероприятие, а не запланированный год назад Международный форум Ассоциации городов. Тогда же мэры в первый раз были поставлены на растяжку и, выступив на одном мероприятии, на бешеной скорости гнали на другое. В тот день еще получилось угодить всем.
Однако после публичного столкновения амбиций Банковая четко дала понять мэрам, что пора определяться, и усидеть на двух стульях никому не удастся. Премьер-министр по команде ОПУ лично встречался с мэрами, озвучивая ключевой тезис политики власти: «Зачем вам какая-то ассоциация, если можно работать с нами, и напрямую и получать преференции?». Обещались дополнительные субвенции, деньги по линии Государственного фонда регионального развития (ГФРР), а также решение любых муниципальных вопросов. По нашей информации, кабинет Шмыгаля посетили мэры Днепра, Тернополя, Мариуполя, Хмельницкого и др.
Мэры внимательно слушали, а потом, как их и попросили, закидали Кабмин задачами. А тот пустил все по привычному кругу управлений и департаментов. После прохождения условного третьего круга все задачи снова оказались на столах аналитиков АГУ, которые скрупулезно владеют информацией в муниципалитетах и возможными вариантами решения тех или иных проблем. Короче говоря, АГУ вместе с Кличко просто сидели и ждали на берегу, «пока мимо проплывет труп их врага».
Триггером стал принятый в июле закон ВРУ о передаче полномочий формирования тарифов на местный уровень. Последовавшие за этим заявления представителей правительства и «темники» партии, которые полетели в регионы, заставили «отколовшихся» мэров разомкнуть удушающие объятия Банковой.
«…Высокие тарифы — это свидетельство несостоятельности на местах, — написал на днях министр Кабинета министров Олег Немчинов на своей странице в Фейсбуке. — Поэтому никаких оснований повышать тарифы для населения нет и не будет. Подчеркиваю, что суммы в платежках должны быть не больше, чем рассчитано на основе годовых тарифных предложений».
«Благодаря реформе децентрализации местные руководители получили значительно больше ресурсов и полномочий, чем у них было, — уточняет «аналитический темник» СН, разосланный по регионам. — Местные бюджеты значительно возросли. Местные руководители должны решать вопросы модернизации инфраструктуры, которая необходима для более эффективного и экономного отопительного сезона. Общество должно контролировать, правильно ли расходуются средства. Объема газа, который предлагается «Нафтогазом» для «Теплокоммунэнерго» по цене 7,42 грн за кубометр, достаточно, чтобы не повышать тарифы для бытовых потребителей».
От того, как мастерски Банковая сняла с себя политическую ответственность за решение государственной проблемы (а цена на газ — это государственная проблема), мэры схватились за голову. Пожалуй, общее состояние местного самоуправления можно резюмировать одним из тысяч комментов под постом Немчинова: «Так удобно, когда за строительство дорог инфраструктуры отвечает солнцеликий президент, а за тарифы — богомерзкая местная власть».
Условия сторон
8 сентября на правлении АГУ, когда было принято обращение к правительству, мэры Львова, Днепра, Одессы и Житомира еще не присутствовали. Однако за столом сидели их представители с доверенностями на право подписи под общим решением.
«Цена газа для населения в прошлом отопительном сезоне была зафиксирована на уровне 4 грн за куб, а в этом Кабмин уже публично заявил 7,40, — рассказывает один из мэров, который присутствовал на заседании. — Для того, чтобы закрыть разницу в 3,4 грн, нам нужно 16 миллиардов. Для бюджетных учреждений цена газа на тот момент поднялась с 8 до 20 грн за куб. А это еще 9 млрд грн. Итого — 25 миллиардов. Мы дали центральной власти четкий политический посыл, что не хотим повышать тарифы. Потому что это наши люди, и мы понимаем, что у них нечем платить. Но где нам взять эти 25 миллиардов? Тем более что правительство не выполнило своих обязательств по меморандуму 2020-го. Мы не получили обещанной субвенции на погашение разницы в тарифах за 2016–20 гг. А это 37 миллиардов, из которых львиная доля — за 2020 год».
АГУ предложила свой вариант возможных источников средств. «Если взять тот же Львов, то для него 5% НДФЛ — это около 500 млн, а Садовому (чтобы удержать тарифы на прежнем уровне) нужен где-то 1 млрд 200 млн. А где взять 700 млн? — задается вопросом мэр. — Как раз расходы можно уменьшить, если будет установлена фиксированная цена для бюджетных учреждений на уровне 11,2 грн за куб. Ну, и часть добавят мэры. Тем более что бюджет на следующий год значительно урезает субвенции на медицину и образование, а в контексте очередной волны ковида, нам точно будет куда тратить деньги бюджета. Все должно быть по-честному».
Таким образом, в кабинете президента в понедельник представители «богомерзкой местной власти» присутствовали уже с четкой консолидированной позицией. Ключевых условий было два:
Во-первых, предоставление компенсатора в 5% ПФО (а это 11 млрд грн).
Во-вторых, установление фиксированной цены на газ не только для населения (7,4 грн за куб), а и для бюджетных учреждений — 11,2 грн за куб.
Плюс мэры требовали:
— немедленно восстановить возможность теплоснабжения и горячего водоснабжения в 67 громадах, разблокировав счета предприятий, арестованных из-за задолженности по оплате за природный газ и его распределение;
— устранить дискриминационные нормы в договорах на поставку природного газа коммунальных предприятий с газовыми компаниями (включая пени, предоплаты и пр,);
— направить субвенцию из госбюджета местным бюджетам на погашение разницы в тарифах за период 2016–2021 гг. в объеме 37 млрд грн. И тем самым выполнить условия прошлого меморандума.
И еще одно требование: АГУ — сторона-подписант. Напомним, что в прошлом году своими подписями меморандум в первую очередь скрепили профильный министр Алексей Чернышов и мэр Киева, глава АГУ Виталий Кличко. Плюс глава НАК и несколько мэров. В этом году в числе подписантов Банковая изначально подразумевала премьера Шмыгаля, главу НАК «Нафтогаз Украины» Витренко, а также трех мэров-членов вышеупомянутого президиума Конгресса местных и региональных властей — Садового (Львов), Филатова (Днепр), Сухомлина (Житомир).
Однако по нашей информации Андрей Садовой, как глава палаты местных властей Конгресса, категорически и неоднократно заявлял, что единственным легитимным подписантом от местного самоуправления может быть только АГУ. В результате ни один из этих троих, хоть и авторитетных и влиятельных мэров, ожидаемо не взял на себя ответственность подписаться за 900 мэров, входящих в Ассоциацию. А значит, и гарантировать выполнение меморандума со стороны местного самоуправления.
Несмотря на недовольство Банковой, трио потенциальных подписантов от местного самоуправления стало квартетом: к мэрам-«конгрессменам» прибавился исполнительный директор АГУ Александр Слобожан. Которого, кстати, также по наводке Садового на одном заседании Конгресса задним числом ввели в президиум. То есть карманной истории не получилось. Свой командный тест местное самоуправление прошло. Хоть номинально и без Кличко, которого сегодня также на Конгресс не пригласили. Но здесь надо отдать должное мэру Киева, который деликатно отошел в сторону, не подставляя под удар Ассоциацию и решение реально важной для громад проблемы.
Что подписали в итоге?
Основным камнем преткновения сторон в ночь со среды на четверг оставался пункт о фиксированной цене (11,2 грн за куб) на газ для бюджетных учреждений. Этот пункт отчаянно блокировал глава «Нафтогаза» Юрий Витренко. Для мэров было принципиально важно знать, что после подписания им не придется зависеть от капризов рынка и отапливать садики, школы, больницы, а также махины зданий территориальных органов исполнительной власти, покупая у НАКа газ по 30 грн за куб.
Тем не менее, никто из спикеров конгресса не озвучил финальную цифру. Хотя и из уст премьера прозвучала фраза, что принципиальная договоренность о фиксированной цене есть. По нашей информации, НАК дотянул планку до 13,6 грн за куб без НДС (16,8 грн за куб с НДС).
Однако премьер подтвердил, что согласно Меморандуму, выше 8 грн за куб население за газ платить не будет. В итоге удержатся на прежнем уровне тарифы на тепло и горячую воду. Власть обязуется бесперебойно поставлять газ городским коммунальным предприятиям, а также поддержать субвенциями громады, которые не смогут платить. В бюджете громад останется 13,44% спорного акциза на топливо. Местное самоуправление получит компенсацию в виде 4% НПФО, а также государство обязуется погасить разницу в тарифах, списав 30 млрд долгов коммунальных предприятий за газ, накопленных в 2016–22 гг.
…В итоге, наблюдая за красиво преподнесенной картинкой, следует помнить, что речь идет о критической для государства ситуации, когда газовая блокада проверяет на прочность все и всех. И власть перед лицом опасности априори должна проявлять единство позиций и подставлять плечо друг другу, не важно, кто ее представляет — президент, правительство, голова громады Киева или Львова. Попытка же извлечь из ситуации пиар-дивиденды, перебросить политическую и финансовую ответственность на чужие плечи, а заодно утопить конкурента — недостойная. У Банковой нет вопроса, где взять деньги на «Большое строительство». Нет сомнений в том, стоит ли превращать ГФРР в политический инструмент, оплачивая средствами некогда фонда развития лояльность местных властей. И совсем не факт, что этот меморандум, заключенный под давлением консолидированной позиции местного самоуправления, будет выполнен, и громады таки получат обещанную компенсацию в 30 млрд за разницу в тарифах. Потому что срок исполнения такого же обещания, данного правительством в прошлом меморандуме, истек сегодня.
Все это еще раз подтверждает, насколько стратегически и интеллектуально слабое у нас государство. А при таком положении вещей никакой тарифный меморандум не удержит крышку на кастрюле, где власть наспех и напоказ варганит несъедобное для людей варево.
Все статьи Инны Ведерниковой читайте по ссылке.