Некоторые известные "мозговые центры" Европы (Гаагский центр политических исследований, Брюссельский европейский политический центр и др.) в последнее время сформулировали ряд положений, которые непосредственно относятся к проблематике энергетической безопасности Украины и ее роли на энергетической карте Европы. Основные из них следующие:
- газовые конфликты Украины и России носят долгосрочный характер и на много лет вперед создают системные риски для ЕС;
- Южный газовый коридор (через Турцию) значительно менее подвержен давлению со стороны Москвы и в целом более надежен;
- Украина, лишенная роли газового хаба в Восточной Европе и не осуществляющая транзит российского газа в Европу, получит значительно лучшие перспективы мирного будущего: полномасштабная реформа энергетики и расширение возможностей реверса из Европы полностью обеспечат газовые потребности Украины.
Такой взгляд свидетельствует о том, что очень многие в ЕС не видят Украину ни как транзитера, ни как активного игрока европейского газового рынка, оставляя нам роль рынка сбыта для европейских (и не только) газовых трейдеров.
Эти допущения еще не стали европейской официальной политикой, но постепенно реализуются через конкретные действия. Так, об этом свидетельствует история с газопроводом Eastring (см. также ZN.UA №9 от 13 марта 2015 г., "На энергокартах Украины "нет". Кому это выгодно?"). Если поначалу в этом проекте была отмечена и роль нашей страны, то в текущей его версии реального места Украине уже нет.
11 марта 2015 г. Еврокомиссия заявила о намерении создать механизм энергетического партнерства с Турцией. Практически одновременно с этим директор секретариата Энергетического сообщества Янез Копач заявил о возможности принятия Турции в состав этого сообщества.
Само по себе расширение Энергетического сообщества является позитивным фактом, но есть нюансы. И важнейший из них состоит в том, что центр внимания Евросоюза постепенно, но уверенно смещается к Южному коридору, в лучшем случае, при сохранении в краткосрочной перспективе интереса к status quo с транзитом российского газа по газотранспортной системе Украины.
Неужели все это действительно так? Неужели в нынешней геополитической ситуации мы теряем все свои стратегические преимущества в транзите и, что самое главное, в хранении газа в наших западноукраинских подземных хранилищах природного газа (ПХГ)?
10 марта 2015 г. Карло Малакартне, руководитель итальянской компании Snam, в интервью агентству Reuters сообщил, что газотранспортные операторы Европы готовятся к созданию и реализации совместного механизма хранения природного газа.
На сегодняшний день мощности ПХГ государств - членов Европейского Союза составляют около 100 млрд кубометров. По расчетам европейских специалистов, объем хранения, который обеспечил бы безопасность в потреблении при сбоях или при прерывании поставок российского газа, должен составлять около 140 млрд кубометров. Для достижения этого необходимо около 20 млрд евро. Но это при сооружении новых ПХГ. А ведь Украина предлагает Европе мощности по хранению около 20 млрд кубометров газа. Правда, для этого необходимо немного достроить существующую газотранспортную инфраструктуру и провести модернизацию ПХГ. И над этим уже ведется работа.
Почему же чиновники Евросоюза, многие "мозговые центры" Европы не обращают внимания на наши возможности?
Можно говорить об "агентуре" Кремля, конкуренции со стороны других стран-транзитеров. Но ведь очень многое зависит от нас самих. И вот тут, по моему мнению, мы не можем сказать себе, что сделали все, что могли.
Да, мы прожили зиму. В этом заслуга не только теплой погоды, но и нашего правительства. Мы нарастили, благодаря усилиям Еврокомиссии, "Нафтогаза" и "Укртрансгаза", реверсные возможности. Но должны были сделать намного больше. И главная роль в этом должна была принадлежать Кабинету министров Украины и профильному министерству. Прежде всего, в построении системной, целенаправленной скоординированной работы всех причастных к энергетике ведомств страны. Ведь встречи президентов и премьер-министров только дают толчок к началу работы. Сама работа, ее успех зависят от профессионалов совершенно на других уровнях.
В то же время многие злободневные вопросы "тонули" в бесплодной переписке. Пример: 24 декабря 2014 г. Министерство иностранных дел Украины направило письмо в Минэнергоугольпром об активизации сотрудничества нашего государства и Вышеградской группы (Польша, Словакия, Венгрия, Чехия), в частности, о расширении газотранспортной инфраструктуры между нашими странами и обеспечении разработки технико-экономического обоснования интеграции газовых рынков стран Вышеградской группы и Украины. До сих пор, по моей информации, ответ МИДом так и не получен. И это только один случай.
С другой стороны, нам нужна консолидация и в экспертном сообществе. Так, Национальный институт стратегических исследований и Центр им. Разумкова разработали два варианта энергетической стратегии Украины. Может быть, надо было делать одну стратегию с учетом наилучших аспектов обоих научных авторских коллективов? Ведь все равно придется их объединять, если только верх не возьмут чисто корпоративные интересы.
Вернемся к европейскому вектору, с которого была начата эта статья. Для того чтобы исправить ситуацию, защитить и усилить значимость Украины как европейского газового хаба необходимо:
1. Сформулировать и добиться включения во 2-й Список инфраструктурных проектов, представляющих общий интерес (Projects of Common Interest), предложений по развитию инфраструктурных возможностей между странами Центральной, Юго-Восточной Европы и Украиной, а также участия Украины в проекте Eastring в качестве страны, инфраструктура которой будет включена в этот проект.
2. Разработать, согласовать и приступить к реализации общей дорожной карты по развитию интеграции газовых рынков стран Вышеградской группы и Украины.
3. Разработать концепцию восточноевропейского газового хаба на базе западноукраинских ПХГ и начать практическую работу по ее продвижению в европейских структурах. Добиться включения данной концепции в разрабатываемую в Европе стратегию относительно СПГ и хранения газа.
Все названные выше вопросы должны быть отражены в "Меморандуме о взаимопонимании относительно модернизации стратегического партнерства с Украиной" (Дорожная карта Энергетического союза - Roadmap for the Energy Union, Annex 1 to the COM (2015) 80 final, Brussels, 25.2.2015). Координировать эту работу в правительстве должен не менее чем вице-премьер. Иначе рассчитывать на то, что интересы Украины, в том числе энергетические и инфраструктурные, будут учтены европейскими соседями - бесперспективно.