Ситуация вокруг НАК «Нафтогаз України» всегда была предметом пристального внимания как журналистов, так и представителей контролирующих органов всех уровней...
Ситуация вокруг НАК «Нафтогаз України» всегда была предметом пристального внимания как журналистов, так и представителей контролирующих органов всех уровней. Нынешний год не стал исключением, только вот постреволюционная ситуация в корне сместила акценты интереса: будучи ранее обвиненной во всевозможных финансово-социальных грехах, ныне НАК сама оказалась жертвой экономических побед и социальных свершений предыдущего правительства. Мы попытались проанализировать все доступные нам источники информации о деятельности компании в последние девять месяцев и вынуждены констатировать, что угроза энергетической безопасности государства, о которой недавно говорил экс-глава СБУ Александр Турчинов, действительно существует. Однако потеря контроля над отечественной газотранспортной системой (ГТС) может проявиться в совершенно иных формах. За девять месяцев текущего года «Нафтогаз України» перечислил в бюджеты всех уровней более 8 млрд. грн. налогов, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие сводки монополиста внушают что угодно, кроме чувства гордости. Ибо покрывать дефицит бюджета уже непосредственно НАКа придется за счет роста тарифов и кредиторской задолженности. Только за первое полугодие 2005 года НАК «Нафтогаз України» перечислила в бюджет 5,7 млрд. грн. — вдвое больше, чем за первое полугодие 2004-го (2870,5 млн. грн.). Всего же налоговая нагрузка на НАК увеличилась за год с 6,1 млрд. грн. до 9,89 млрд. Кроме того, в госбюджете-2005 содержится пункт о перечислении в бюджет части выручки от реализации газа в 2000 году, полученного в качестве платы за транзит газа через территорию Украины. Всего — чуть более 1 млрд. грн. Новая система налогообложения также снижает прибыль нефтегазодобывающих подразделений НАКа еще примерно на 212 млн. грн. Таким образом, только директивным порядком в бюджет страны нефтегазовая госмонополия должна будет перечислить за год дополнительно около 4 млрд. грн. Но это не все. Кроме того, в бюджет «Нафтогаз України» должен перечислять 50% от балансовой прибыли за вычетом налогов. Правда, если НАК объявят банкротом, то этот пункт можно будет вычеркнуть. Утешение слабое. Каким бы эффективным ни был менеджмент, а дополнительные 4 млрд. грн. он не вытянет. Откуда деньги? Эксперты рынка утверждают, что один из основных источников дополнительных доходов находится в статье кредиторской задолженности НАКа. Кредитная история с прологом и эпилогом Кредиты «Нафтогазу» дают более чем охотно. В списке наиболее инвестиционно привлекательных предприятий эта компания удерживает стабильное лидерство. Только за текущий год, когда официально была запущена инвестиционная труба, НАК открыла две глобальнейшие кредитные линии. В марте председатель правления «Нафтогазу», первый замминистра топлива и энергетики Украины Алексей Ивченко в присутствии президента Украины Виктора Ющенко подписал соглашение об открытии кредитной линии в размере 2 млрд. евро с членом правления Deutsche Bank Тессеном фон Хайдебреком. Кредит был предоставлен без правительственных гарантий. Уже в сентябре свой интерес к украинскому топливно-энергетическому комплексу продемонстрировали французы. Кредитную линию на 2,5 млрд. евро выделил французский банк Societe Generale. 4,5 млрд. евро, из которых транш Deutsche Bank в 300 млн. долл. уже поступил на счета «Нафтогазу», — это вам не рекорд прошлых лет. До сих пор самым крупным считался кредит в 200 млн. долл., который в апреле 2004-го голландский ABN AMRO Bank N.V. предоставил «Нафтогазу України». Впрочем, перехода от количества к качеству, как утверждают эксперты, не случилось. Одним из первых тревогу забил экс-председатель СБУ Александр Турчинов, заявив об угрозе потери Украиной стратегических газопроводов вследствие «бесконтрольной кредитной политики» «Нафтогазу». По его словам, «сегодня кредиты, получаемые «Нафтогазом», проедаются, а долги НАКа скупаются оффшорными компаниями, аффилированными с «Газпромом». Правда, А.Турчинова подвел пассаж, что компания берет кредиты, под которые закладывается стратегическое имущество, в частности газотранспортная сеть. А.Ивченко тут же напомнил А.Турчинову, что кредиты, которые получает компания, осуществляются без залога активов НАКа или гарантий правительства. Хотя ошибка экс-председателя СБУ вполне объяснима: доступ к тексту кредитного соглашения строго-настрого запрещен кому-либо не из системы НАКа. Да и в самой системе круг допущенных к подобным документам лиц настолько ограничен, что любая утечка сразу же укажет на посягнувшего на святая святых. Остается, правда, вопрос: почему текст столь широко разрекламированного соглашения так старательно скрывают от глаз общественности и представителей национальной безопасности? Впрочем, это если речь идет о новых займах. Обсуждать же старые долги компании и вовсе считается ныне моветоном. А зря. Буквально сразу после публичных обвинений А.Турчинова российское министерство обороны предъявило «Нафтогазу України» к уплате векселя на 60 млн. долл. Деньги, как для такой компании, вроде бы небольшие, но в Москве утверждают, что эти векселя — только начало. По этому поводу Алексей Ивченко ограничился многозначительным: «Мы сегодня изучаем, как не платить по этим векселям». Накануне грядущего повышения стоимости голубого топлива для Украины ответ более чем достойный. Труба Пандоры Между тем Кремлю нужны не 60 млн. долл. России (да, впрочем, не только России) нужна стабильная и надежная работа украинской ГТС (на реконструкцию которой, собственно, и берет кредиты НАК). А также понятные и предсказуемые действия руководства страны. Комментируя получение первого транша от Deutsche Bank и открытие французской кредитной линии, Алексей Ивченко заявлял, что деньги будут потрачены на реконструкцию газотранспортной системы, замену компрессорных станций и уменьшение выбросов в окружающую среду. Эксперты утверждают, что работы в этих направлениях не ведутся. По их оценкам, реконструкция газотранспортной системы Украины по европейским стандартам надежности, качества и норматива внутренних потерь в системе потребует от 3,5 до 5 млрд. долл. Только одно мероприятие установления уровня износа и контроля качества линейной части магистрали стоит около 120 млн. долл. В указанный объем инвестиций может быть включен перечень мер по снижению собственных потерь на транспортировку газа. Сегодня потери доходят до 6% от транспортируемых объемов (европейский норматив — 4%). Реально этих цифр практически не придерживаются. Что касается производственной деятельности, то тут сегодня наблюдается острое недофинансирование производственной деятельности (дефицит НАКа по этой статье составляет около 200 млн. грн.). О системном кризисе свидетельствует статистика. В первом полугодии 2005 года прирост добычи газа по Украине составил 0,2%, что в 24 раза меньше, чем в 2004-м. Текущие результаты деятельности НАКа — самый низкий показатель за последние три с половиной года. В Полтавской и Харьковской областях простаивают буровые, которые по нескольку недель не обеспечивают оборудованием и реагентами. Не лучше обстоят дела и в дочерних компаниях НАКа. «Укртрансгаз» из-за отсутствия запасных частей и средств на ремонт вынужден был остановить около 40 газоперекачивающих агрегатов. Во что это выльется для газотранспортной системы, скорее всего, увидим уже зимой. Только ждать до зимы никак не представляется возможным. Как минимум, исходя из особого интереса к нашим газовым трубам с Запада. Всего страны Западной и Центральной Европы потребляют 534 млрд. кубометров природного газа, из них собственной добычи — 322 млрд. кубометров, а остальные 212 млрд. — дефицит. Новые члены ЕС увеличили европейский дефицит еще на 52 млрд. кубометров. Запасы газа в странах Западной Европы ограничены и составляют не более 3% от доказанных мировых запасов. При этом они не имеют перспектив увеличения, ибо месторождения истощаются. В то же время прогноз роста потребления газа в странах Западной Европы выглядит достаточно оптимистично. Среднегодовой темп прироста потребления газа в период с 2002 по 2020 годы составит, как минимум, 3% («усредненный сценарий»). При этом собственная добыча останется на нынешнем уровне, то есть около 290 млрд. кубометров, но может также и снизится до 200—250 млрд. кубометров. Дефицит газа в странах Европы к 2020 году может составить 450—540 млрд. кубометров. Иными словами, поставки природного газа ежегодно должны возрастать примерно на 24 млрд. кубометров, что эквивалентно введению раз в два-три года нового мощного газопровода. На первых порах проблему можно решить за счет резерва догрузки действующей украинской ГТС в объеме порядка 50—55 млрд. кубометров в год. Однако, по мнению руководства ОАО «Газпром» и ряда зарубежных экспертов, осуществление такой задачи невозможно без серьезных капитальных вложений. Средств, которые согласились выделить Deutsche Bank и французский Societe Generale, по идее, должно хватить и на то, и на другое. Если расходовать их будут по целевому назначению. Сегодня же, как утверждают специалисты, благодаря усилиям предыдущего состава Кабмина, кредитные транши практически стали частью стабилизационного фонда и полностью утекают в госбюджет на покрытие возросших социальных расходов и на прочие обязательные платежи. Рецепт ее молодости Изобретать паровоз «Нафтогаз України» не станет. С прошлого года он расчищал плацдарм для повышения тарифов. И если в декабре тогдашний глава Нацкомиссии регулирования энергетики Сергей Титенко выступал решительно против любого повышения его ведомством тарифов для НАКа, то уже в сентябре этого года НКРЭ передумала. С 1 октября Нацкомиссия разрешила повысить предельную цену на газ, поставляемый крупнейшим в Украине поставщиком газа, дочерним предприятием Национальной акционерной компании «Нафтогаз України» — компанией «Газ Украины», для промышленных предприятий на 5% (до 361,2 грн. за 1000 кубометров — без НДС и тарифа на поставку и транспортировку). До этого в апреле предельную цену на газ для промышленности разрешили повысить до 344 грн. И это далеко не все. 15 сентября «Нафтогаз України» инициировал повышение цены на газ для промышленных предприятий на 42,44% — до 490 грн. за 1000 кубометров в 2006 году. Компания уже подала соответствующее предложение Министерству экономики. Позицию «Нафтогазу» всецело разделяет Министерство топлива и энергетики. Его глава Иван Плачков надеется убедить руководство страны утвердить повышение тарифов на электроэнергию на 20% и на газ на 25%, обещая компенсацию в виде адресной помощи. «Должны быть адресные дотации каждому потребителю, — заявил И.Плачков. — Мы сегодня низкими тарифами субсидируем колоссальный массив достаточно высокооплачиваемых людей». Нынешний председатель НКРЭ Валерий Кальченко заявил о том, что повышение тарифов на газ и электроэнергию произойдет в один этап. По его словам, в настоящее время комиссия ведет интенсивные переговоры с представителями различных профсоюзов о необходимости повышения цен на энергоносители для населения. При этом профсоюзы уже согласились с рядом выдвигаемых комиссией аргументов, обосновывающих такую необходимость. В.Кальченко отметил, что повышение цен на электроэнергию и газ не отразится негативно на социально незащищенных слоях населения. Рост цен приведет к увеличению отчислений в госбюджет в виде налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, что позволит увеличить объем выделяемых из госбюджета льгот и субсидий. Действующие цены на электроэнергию для населения в настоящее время не покрывают даже себестоимость ее производства, не говоря уж о затратах на ее транспортировку и поставку, отметил глава НКРЭ. Такое повышение тарифов в принципе реально. Вряд ли с января, скорее всего после парламентских выборов — где-то в апреле-мае. Но только после тщательной проверки. Как сообщил «Интерфакс-Украина», ссылаясь на источники в Кабинете министров, на конец октября запланирована совместная проверка НАК «Нафтогаз України» представителями КРУ, Генпрокуратуры и Антимонопольного комитета. По словам источника, с инициативой такой проверки выступил Кабинет министров. Предметом проверки станет расходование кредитных средств НАК «Нафтогаз України», полученных в качестве первого транша кредита Deutsche Bank в размере 300 млн. долл. на реконструкцию и модернизацию газотранспортной системы Украины. Между тем работы в этом направлении до сих пор ведутся очень вяло. Если с инициативой проведения аудита НАКа выступил премьер-министр Юрий Ехануров по возвращении из Москвы, то такая его реакция неудивительна. Ибо цифры хозяйственной деятельности НАК в текущем году настораживают. Так, объем кредиторской задолженности компании и ее подразделений, по оценкам специалистов, на начало года превышал уровень 3 млрд. долл. Финансовое положение НАК «Нафтогаз України» отягощено в 2004 году размещением на открытом финансовом рынке еврооблигаций на сумму 500 млн. долл. со средней доходностью 8,2% годовых (достаточно высокий процент для долгосрочных заимствований на европейских финансовых рынках). Можно вспомнить при этом и провал делегации «Нафтогазу» на переговорах в Туркменистане. Как известно, из-за того, что в этом году НАК не оплатила своевременно товарами туркменской стороне поставки газа, украинская делегация на переговорах в Ашгабаде вынуждена была согласиться оплатить всю задолженность на сумму 490 млн. долл. не по коэффициенту 1,9—2 (как это предполагалось при заключении договора), а по среднемировым ценам. То есть на четверть дороже. Потери «Нафтогазу» только по урегулированию этой задолженности эксперты оценивают в 200 млн. долл. Реально — потери намного больше. Ибо следующие поставки Туркменистан если и будет проводить, то только по повышенным ценам. И, как следствие, не исключается повышение тарифов на российский газ. Первой ласточкой уже стал безрезультатный раунд переговоров в ходе визита премьера Ю.Еханурова в Москву. Выдвинутые «Газпромом» условия те же, что и при предыдущем правительстве: расчет за газ по европейским ценам. Согласно прогнозам, стоимость тысячи кубометров газа для стран Европы в новом году может превысить 200 долл. за тысячу кубометров. Украине, исходя из этих расчетов, предлагается уровень Словакии и Румынии — 180 долл. за 1000 кубометров, вместо нынешних 50 долл. То есть в три с лишним раза дороже. К чему украинская экономика не готова. Разумеется, ситуацию не спасут ни повышение тарифов на газ для промышленности и населения, ни проверка «Нафтогазу України» силами ГПУ, КРУ и Антимонопольного комитета. Но эти меры могут, по крайней мере, выявить дыры в бюджете НАК и инициировать процесс их латания. Например, тем же целевым расходованием кредитов на реконструкцию и модернизацию газотранспортной системы, чтобы можно было не просто пережить очередную зиму, но и увеличить пропускную способность газопровода. А в будущем это — реальные деньги. Причем, свои.