И критикует "Северный поток-2"
Европейская комиссия не ограничилась стресс-тестами после газового кризиса в начале 2009 г. Поиск приемлемых вариантов газообеспечения государств - членов Европейского Союза продолжался все это время. На днях ЕК предложила новый регламент поставок природного газа для всего Евросоюза. Цель данного предложения - обеспечить безопасность поставок по региональному принципу. Еврокомиссия предлагает создать девять зон газообеспечения и укрепить взаимопомощь между участниками рынка. Но основная цель - избежать газового шантажа.
Региональная взаимоответственность
"Чтобы можно было воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет ликвидный и конкурентный рынок, необходимо улучшать прозрачность газового рынка ЕС. Чтобы решить эту проблему уязвимости системы, комиссия предлагает при выработке мер безопасности поставок придерживаться уже не национального, а регионального подхода", - говорится в пресс-релизе Европейской комиссии (ЕК).
Дипломатичное заявление еврокомиссара по делам энергосоюза Мароша Шефчовича о том, что новые предложения Еврокомиссии по энергобезопасности не нацелены исключительно на "Газпром", - скорее, дань вежливости. Да, меры, предлагаемые ЕК, касаются не только россиян, но все три примера рисков государств - членов Евросоюза (события 2006-го,
2009-го и 2014 г.) связаны именно с действиями Москвы.
В Брюсселе заявили, что надо создать условия для поддержки коммерческих контрактов на поставки газа в ЕС, выгодные для европейских потребителей. "Мы хотим вынести уроки из газовых кризисов последних лет", - отметили там.
Опыт работы с газовым диктатом уже наработан. В отличие от 2006-го и 2009-го, все государства - члены ЕС имеют планы действий на случай чрезвычайных ситуаций и кризисов, а также гарантированных поставок газа населению и другим защищенным клиентам даже в случае выхода из строя основной газовой инфраструктуры в стране. Но этих мер оказалось недостаточно.
Как показали общеевропейские стресс-тесты в 2014 г., в национальной политике все еще недостаточно учтены ситуации с возможностью поставок из соседних стран.
В Еврокомиссии также отмечают, что зависимость ЕС от импорта газа достигла 65% в 2013 г., увеличившись с 43,3% в 1995-м, то есть в полтора раза. В 2013 г. около 39% приходилось на импорт из России, 30 - из Норвегии и 13% - из Алжира.
Сейчас комиссия предложила создать в Евросоюзе согласно соответствующему регламенту девять региональных зон для безопасности поставок газа (включая Мальту, где газ не используют вообще).
Страны каждой из зон разделят между собой ответственность за формирование стратегических запасов газа и развитие инфраструктуры газопроводов между государствами. Литва будет отвечать за безопасность поставок газа в одной зоне с Латвией, Эстонией и Финляндией. Во вторую зону входят Германия, Польша, Чехия и Словакия, в третью - Австрия, Италия, Венгрия, Словения и Хорватия, а в четвертую - Болгария, Греция и Румыния.
В регламенте также представлен и "принцип солидарности", при котором соседние страны должны будут помогать друг другу во время кризиса с поставками газа и осуществлять снабжение газом домашних хозяйств и важнейших поставщиков социальных услуг, например больницы. Этот регламент имеет целью избежать повторения кризисов 2006-го и 2009 г., когда из-за перебоев с поставками газа из России в некоторых странах Европы возникли трудности по причине недостаточных запасов.
При этом государства каждой из зон при координации Еврокомиссии разделят между собой ответственность за развитие межгосударственной системы газопроводов и формирование стратегических запасов газа.
Особое внимание уделяется созданию возможности реверсных поставок "как одного из самых быстрых способов обеспечения газом". И снова ненавязчиво обозначено, от кого ожидают неприятностей: "…в том числе с запада на восток в случае газовых кризисов".
Кроме того, решения при проектировании инфраструктуры будут приниматься не на национальном, а на региональном уровне. Это обеспечит лучшую координацию между государствами-членами, в том числе более точную оценку общих рисков. А еще усилит их переговорную позицию. Другими словами, будет труднее проводить в жизнь тактику играть на противоречиях разных членов Евросоюза.
Собственно, об этом в документе Еврокомиссии говорится совершенно прямо: "Поставщики из стран, не входящих в ЕС, будут иметь меньше возможностей оказывать давление в качестве доминирующего продавца".
Ликвидируется и изолированность от общеевропейской газотранспортной системы Финляндии и стран Балтии. Строится газопровод из Польши в Литву, будут построены газопроводы между Эстонией и Латвией. Через залив протянут трубу от Эстонии до Финляндии. В Суоми строят и свои пункты приема сжиженного газа. Эти проекты получат общеевропейский статус.
На юге Европы Болгария и Румыния получат газ из Греции, а в Венгрии будет обеспечена возможность получения топлива с терминала сжиженного газа в Хорватии.
Испания, Португалия и Франция также получат дополнительные газопроводы.
Несмотря на слабую нагрузку имеющихся терминалов по приему сжиженного газа, они будут развиваться. Хотя пока статус проекта ЕС получил только проектируемый терминал в Хорватии. Предполагается, что в каждом регионе должна быть возможность приема сжиженного газа. Предложены и меры по стимулированию его использования.
Но, пожалуй, самым болезненным "подарком" для "Газпрома" станет новый механизм контрактов и проверка действующих на соответствие требованиям Евросоюза. Как сообщало ZN.UA, ранее ЕС заявил о том, что намерен проверить контракты "Газпрома" с европейскими компаниями на фоне возникших подозрений, что российский монополист установил несправедливые цены, которые нарушают правила торговли Евросоюза.
По оценкам Евросоюза, на момент проведения стресс-тестов в 2014 г. в Европе действовало около 300 контрактов на поставку газа (сроком от одного до 30 лет) с поставщиками, не являющимися членами ЕС. Более половины их заключено пятью странами - Францией, Испанией, Германией, Бельгией и Италией (у каждой свыше 30 таких договоров). А вот у Финляндии, Латвии, Болгарии с Грецией, Португалии и Словении их менее пяти у каждой.
Естественно, это не только "газпромовские" (например, у Испании "русских" контрактов почти нет). Но именно "Газпром" в наибольшей мере упирается, десятилетиями выстраивая систему долгосрочных контрактов, что обошлось ему в огромные суммы на лоббистов.
Сейчас Европейская комиссия хочет узнать детали всех долгосрочных контрактов на поставку товарного газа в ЕС с поставщиками, не являющимися членами ЕС. В том числе объемы и пункты доставки. Теперь от импортеров будут требовать предоставления в свои национальные органы информации о всех контрактах с поставщиками, не входящими в ЕС, сроком более года, а также любых последующих изменениях в существующих.
Это и продолжительность контракта, и контрактные объемы, в том числе минимальные и максимальные (как суточные, так и ежемесячные с годовыми) в случае возникновения чрезвычайной ситуации, и конкретные пункты доставки. И, в частности, условия приостановления поставок газа. А национальные власти будут передавать эти данные в ЕК к концу сентября каждого года. Предполагается, что импортеры должны будут уведомить их национальные органы и Еврокомиссию о любых новых контрактах, которые индивидуально или совместно с другими контрактами обеспечивают более 40% годового национального спроса. Это уже напрямую "антигазпромовский" пункт, так как сейчас российская компания поставляет более 40% импортируемого газа в 13 из 28 стран ЕС. Правила также позволят национальным органам или Еврокомиссии узнавать подробности любого контракта на поставку газа, которые могут повлиять на безопасность в любой части ЕС.
Хотя обещано, что коммерческая информация будет конфиденциальной, но при ее противоречии директивам ЕС контракт будет приводиться в соответствие с ними.
И тут "Газпром" может пенять сам на себя. Он многие годы откровенно пытался диктовать цены на востоке Европы. Для той же небогатой Балтии они были самые высокие в ЕС. При этом россияне саркастически заявляли: "Не нравится - пройдитесь по базару. Может, дешевле найдете". И оказались правы - прошлись и нашли дешевле.
В общем, перемен много, часть из них непосредственно повлияет и на нас. Возможный общеевропейский пересмотр контрактов усиливает нашу позицию в переговорах с "Газпромом" - Киев требует именно их соответствия европейским нормам.
Будет проще решать вопрос и с виртуальным реверсом, который "Газпром" охотно использует сам и с которым отчаянно борется, когда таким реверсом хотят воспользоваться другие. Хотя для нас не все однозначно. Южные проекты Евросоюза снижают потребность в российском газе, а значит, и загрузку южного коридора через Украину. Тот же хорватский терминал может снять потребность в 4–6 млрд кубометров газа. Зато снизится желание поиграть вентилем, как в прошлом году.
Пока это скорее еще декларация о намерении ЕК. Для вступления регламента в силу его должны утвердить Совет ЕС и Европарламент, на что уйдет минимум два года. Но такой консолидированной позиции Евросоюз не выражал давно. Это не самая хорошая новость для "великой энергетической супердержавы", но совсем неплохая для Европы.
ЕК критикует процесс подготовки к "Северному потоку-2", но под силу ли его остановить?
Несмотря на то, что в Еврокомиссии не верят, что газопровод "Северный поток-2" будет построен, но уже сегодня подчеркивают, что этот проект не является исключительно коммерческим. В частности, на минувшей неделе заместитель председателя Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович опроверг заявления правительства Германии о том, что в строительстве газопровода "Северный поток-2" речь идет об исключительно коммерческой инициативе. "Вы наверняка не раз слышали, что "Северный поток-2" называют коммерческим проектом, однако я хочу подчеркнуть, что не видел коммерческих проектов, которые бы так часто обсуждались на столь высоком политическом уровне", - сообщил М.Шефчович.
В свою очередь, комиссар ЕС по энергетике Мигель Ариас Каньете заявил, что речь идет не только о юридических тонкостях, но и о "высокополитических вопросах". Он пояснил, что Еврокомиссия добивается права проверки важных коммерческих контрактов о поставках газа с целью спрогнозировать степень энергетической зависимости. Однако речь идет только о тех договорах, которые играют важную роль для энергетической безопасности страны или региона, например, если поставщик покрывает не менее 40% рынка.
На данный момент доля "Газпрома" на рынке Германии не превышает 40%, отметил Ариас Каньете, но это может измениться после строительства "Северного потока-2". "В таком случае 80% газа может поставляться из одного-единственного источника", - сказал он.
Как сообщало ZN.UA, 1 февраля премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что Украина подала иск в секретариат Энергетического сообщества относительно "Северного потока-2". Глава правительства Украины отметил, что вместе с премьер-министром Словакии Робертом Фицо они "дали четкий сигнал всем нашим европейским партнерам и мировому сообществу, что этот проект должен быть не просто пересмотрен, а фактически приостановлен".
В сентябре 2015 г. "Газпром" и европейские энергоконцерны договорились о строительстве "Северного потока-2" стоимостью 9,9 млрд евро. Новые нитки газопровода должны будут транспортировать 55 млрд кубометров газа из России в Германию и далее в ЕС по дну Балтики. Запустить газопровод планируется в 2019 г.
Ряд стран - членов ЕС резко выступили против строительства "Северного потока-2". Официальной позицией ЕС остается приоритет снижения энергетической зависимости от РФ. В начале ноября прошлого года сообщалось о том, что Еврокомиссия подвергнет тщательной проверке проект газопровода "Северный поток-2", вызвавшего острую критику.