Матрица формирования бюджета страны успешно перенесена правительственными чиновниками на финансовый план НАК «Нафтогаз Украины» - доходы как бы превышают расходы, а дефицит, как всегда, скрытый. При этом в расходной части бюджета скромно упущены средства на закупку газа для будущего отопительного сезона, кредиторская задолженность, компенсации разницы в ценах для теплокоммунэнерго.
Однако у правительства «на ум пошли» дополнительные резервы компании - 500 млн. грн. уставного фонда «Черноморнефтегаза», около миллиарда не расписанных производственно-инвестиционных вложений, то есть все то, что формирует доходы будущих периодов.
На самом же деле, такая компания, как НАК «Нафтогаз Украины», имеет достаточно серьезные скрытые резервы, мобилизовав которые, можно значительным образом оздоровить ее финансовое состояние.
Правительство должно понять: если нет контроля над розничным рынком природного газа, то отсутствует и контроль над своевременным сбором средств за потребленный промышленностью, коммунальщиками, населением и бюджетной сферой энергоресурс. Именно розничная торговля газом зияет разнообразием больших и малых дыр, через которые идет утечка финансовых ресурсов, создающих, среди прочих причин, реальный дефицит бюджета НАК.
При этом система контроля, помимо распределительных сетей, включает в себя, по выражению политиков советского периода, и «человеческий фактор», который в наших условиях может работать как в плюс, так и на минус.
Деньги «Нафтогаза Украины» - калейдоскоп халатности, создания долгов, уклонения от уплаты налогов, хищений, коррупции…
Постараюсь привести некоторые соображения и факты, свидетельствующие о системных злоупотреблениях и махинациях в сфере распределения и реализации природного газа в Украине.
Сразу оговорюсь, что в газовой отрасли работают достаточно известные персоналии, заслужившие определенное реноме в разные периоды своей деятельности. Некоторые из этих «товарищей» ранее уже попадали в поле зрения правоохранительных органов как изобретатели (или пользователи) незаконных схем по хищению финансовых средств и газового ресурса. К сожалению, к ответственности привлечены единицы. Так уж повелось у нас - чем больше навар, тем меньше ответ.
Хотелось бы раскрыть некоторые особенности формирования украинского газового рынка не столько для расширения базовых знаний наших граждан о ставшей в последнее время модной газовой проблематике, а скорее с целью обратить внимание правительства и правоохранительных органов на нарастание кризиса в этой сфере. Хотя есть подозрение, что в высоких властных кабинетах о ситуации неплохо проинформированы. И тем не менее: промедление с принятием комплекса административных, кадровых, нормативных и других мер приведет к усилению дестабилизации экономической ситуации в стране, что непосредственным образом скажется на безопасности граждан и государства в целом.
Для соблюдения объективности и ухода от тенденциозности в освещении затрагиваемых в статье проблем в конце материала приведу заодно точку зрения руководителей НАК «Нафтогаз Украины» на ситуацию в отношениях НАК, обл- и горгазов (ОАО) по газоснабжению и газификации. А также замечу, что мне абсолютно все равно, кто будет руководить соответствующими процессами - нынешние аксакалы или ставленники олигархов, метящие на их места вследствие возможной коалиционной ротации. Цель - привлечь внимание к ситуации, требующей хирургического вмешательства.
А украинскому правительству, которое «сбилось с ног», выполняя решения Совбеза по верстке финплана «Нафтогаза Украины» и создав воистину «шедевр» современной финансовой мысли, попробую все же показать некоторые резервы, позволяющие подлатать дыры в ветхом бюджете НАК.
Так что же не так «в королевстве Датском»? Какую роль играют функционеры «от газа» различных уровней? Куда деваются деньги потребителей газа? Откуда у Украины миллиардные долги за природный газ?
Именно процессу возникновения этих миллиардных долгов, природе их происхождения и активным участникам их создания посвящается этот материал.
Долги не забирают только трусы!
Казалось бы, все очень просто. Потребитель, оплачивая природный газ, понимает, что его деньги в конечном счете должны поступить облгазам или горгазам (ОАО по газоснабжению и газификации), затем в НАК «Нафтогаз Украины» и далее, в рамках межправительственных соглашений и корпоративных договоров, отправлены основному поставщику газа - РАО «Газпром».
Однако в указанной цепочке происходит «утечка» части финансовых потоков, которые затем фиксируются как долги.
Что происходит с долгами дальше?
А дальше дочерняя компания НАК «Нафтогаза» - «Газ Украины» - должна провести соответствующую работу по получению этих самых денег с должников, коими являются ОАО, не рассчитывающиеся с «Газом Украины», но продолжающие получать от него весь объем газа. В этой сфере деятельности компании происходят вещи весьма своеобразные.
Без каких-либо веских оснований руководители ДК «Газ Украины» приняли решение о реструктуризации долгов и подписании мировых соглашений с рядом гор- и облгазов на сумму 259 млн. грн. с отсрочкой платежей на два года и полным расчетом через восемь лет. Хотя, как показывает анализ, и эти договоры тоже не выполняются. На сегодня расчеты по ним достигают чуть более 10%. Да и то, по данным Госказначейства, эти деньги несвоевременно и с нарушениями действующего законодательства перечислялись в госбюджет, о чем свидетельствует текст письма Госказначейства Украины №09-04/375-2997 от 26.02.2009 года на имя директора ДК «Газ Украины» С.Зубова (см. документ №1). Мало того, в письме упомянуты должностные лица ДК, виновные в нарушениях действующего законодательства.
«Забывчивость» газопоставляющих компаний просто поражает. Например, ОАО «Луганскгаз» не перечислило 27,5 млн. грн., ОАО «Одессагаз» забыло о 12,5 млн., ОАО «Тернопольгаз» недоплатило 10 млн. грн.
Большая часть долгов, которые реструктуризируются, была создана, как это ни странно, в 2003-2004 годах, когда и газ был дешевым, и в руководстве НАК «Нафтогаз Украины» были известные профессионалы, контролирующие неусыпно гор- и облгазы. Да и современный директор ДК «Газ Украины» С.Зубов трудился в то же время в тех же пенатах.
Иначе как «благотворительностью» за счет государства подобную деятельность назвать нельзя. А сколько таких долгов сегодня по Украине? Можете не сомневаться - миллиарды!
Именно из таких маленьких примеров создается громадное полотно нашей сотрясаемой кризисом, неустроенной жизни.
Продолжу рассказ не самым интересным, но очень важным звеном в цепи хищений государственных средств.
Речь пойдет о газовых трейдерах, исполняющих функцию «пособников», если хотите, «соучастников», «помогающих» создавать проблемы с расчетами за природный газ.
Газовое трейдерство и его сладкие возможности
Решением СНБО в феврале 2008 года НАК «Нафтогаз Украины» определена главным уполномоченным субъектом по формированию и распоряжению ресурсами природного газа для конечных потребителей. При этом в соответствии с постановлением Кабинета министров №605 от 29.04.2006 года был установлен предельный уровень цены реализации газа для промышленности. На этом бы поставить точку. Но рано.
Поскольку у гор- и облгазов есть лицензии на реализацию газа по нерегулируемым тарифам, то существует возможность некоторое количество газа продать через эти структуры подороже. И эта схема реализуется чиновниками от газа полным ходом.
Возможно, филиалы ДК «Газ Украины» под предлогом отсутствия выделенных им лимитов природного газа «отказывают» (естественно, в устной форме) промышленным потребителям в подписании контрактов. Одновременно с этим гор- и облгазы получают природный газ из ресурсов той же ДК «Газ Украины», выделенный для промышленных потребителей, по максимально низкой цене и заключают контракты на его реализацию с газовыми трейдерами, опять же с минимальной рентабельностью. Далее промышленные предприятия просто «вынуждены» покупать газ у трейдеров, порой по цене, на 60 долларов за 1000 кубометров выше. Почему же потребители не купили газ у НАК или «дочки» НАК? Что, деньги лишние? Или их поставили в ситуацию, когда нет другого выхода?
Круг лиц, причастных к этой схеме, очерчен. Персоналии на слуху.
Значительные объемы газа ДК «Газ Украины» были переданы ОАО «Тернопольгаз», ОАО «Макеевкагаз», ОАО «Одессагаз», ОАО «Лубныгаз», которые (исключая «Лубныгаз») даже не подконтрольны НАК «Нафтогаз Украины».
Далее эти объемы газа реализовывались газовыми трейдерами: ООО «Конекс-газ», «Луксор», «Укрзакордоннафтогазрозвідка», «Компания Юник-Ком», «Укрнадроресурс», «Тандем плюс», «Газпостач», «Фирма ТДК», «Ника-Газ», «Компания Энерготрейд». Естественно, продажа газа указанными коммерсантами происходит не себе в убыток, а по «надутому» тарифу, да такому, что даже российский президент Д.Медведев возмутился. Есть мнение, что разница в ценах быстро переводится через конвертационные центры в наличку и направляется на поддержку заинтересованных лиц из «Нафтогаза Украины» и «Газа Украины». Ну, а как иначе можно объяснить, что учредителем трейдера ООО «Конекс-газ» является супруга начальника Департамента реализации природного газа ДК «Газ Украины» В.Кириняченко? Совпадение? Вряд ли! Большинство названных трейдеров имеют одних и тех же учредителей, собственников и т.п. Да и потребители природного газа весьма интересны - сахарные комбинаты. Лишний раз не хотелось бы утомлять читателя подробностями, поэтому данные по объемам поставленного на них газа, а также о связях между трейдерами находятся в распоряжении редакции.
Фамилии высокопоставленных господ из НАК «Нафтогаз Украины» и ДК «Газ Украины», которые «патронируют» данную аферу, тоже известны и периодически мелькают на экранах телевизоров. Причем НАК ни при чем: она-то напрямую с трейдерами договоры не заключает, а просто сгружает ОАО газ. И ручки - вот они!
Однако если все же у нашей исполнительной власти возникнет необходимость в дополнительных поступлениях от реализации газа, замечу, что только по приблизительным подсчетам через конвертационные центры только за 2008 год было или могло быть обналичено порядка 120-150 млн. грн. Как-никак, все же в бюджет могли поступить денежки, а не в карманы дельцов!
Есть и другие «изыски». Чтобы нашим правоохранителям было легче искать, даю «маячок»: списание обл- и горгазами объемов производственно-технологических потерь природного газа, оприходование этих потерь в виде газа собственной добычи частных газодобывающих предприятий, реализация подобного газа с максимальной рентабельностью. Между прочим, списание возможно только с разрешения ДК «Газ Украины».
Вызывает простое недоумение как раз то обстоятельство, что именно должностные лица из государственной компании НАК «Нафтогаз Украины» и должны были инициировать изменения в нормативно-правовую базу, которые бы не позволили наживаться на госсобственности дельцам из гор- и облгазов. Руководство НАК через день бывает в кабинетах президента и премьера, имеющих право законодательной инициативы. Ну и?.. Что мешало урегулировать правовое поле по взысканию задолженностей и «поставить в строй» ОАО?
Теперь о них, об этих самых открытых акционерных обществах по газоснабжению и газификации. Открытостью в данной ситуации даже и не пахнет, зато запашок от «вонючего газа» разит.
Открытые акционерные пылесосы
Система гор- и облгазов превратилась в «черную дыру» для высасывания денег из государства именно с момента вывода ее из-под контроля НАК «Нафтогаз Украины».
С этого момента картина представляется так: кровеносную систему человека делят на части; снабжение кровью рук, ног, головы и других частей производится по сосудам, которые работают в совершенно аритмичном с сердцем режиме. А еще при этом часть крови используется другими организмами.
Любая система, если она не сбалансирована, работать эффективно не будет. На стыке между государственной и частной собственностью всегда существуют паразитирующие элементы. К сожалению это характерно для современной стадии развития (или деградации) нашей экономики.
На практике выглядит все это совершенно безобразно.
Все 48 гор- и облгазов делятся по принадлежности к различным финансовым группам. Двадцать одно ОАО контролирует швейцарская компания «РосУкрЭнерго», три - «СОДРУЖЕСТВО», пять - «ГАЗЭКС», остальные - кто попало, в том числе и НАК «Нафтогаз Украины».
На примере одной из групп ОАО попробую показать системные злоупотребления должностных лиц, создающих основания для уклонения от расчетов за потребленный природный газ, что приводит к росту задолженности ОАО с последующей ее трансформацией в государственные долговые обязательства.
Возможно, как раз здесь и скрыты резервы, которые могут значительно снизить дефицит бюджета нацкомпании «Нафтогаз Украины».
Итак, семь ОАО из не очень промышленных регионов, которые ранее, по данным СМИ, контролировал известный предприниматель О.Бахматюк, а на сегодняшний день, при сохранении его же менеджмента, «РосУкрЭнерго»: «Закарпатгаз», «Волыньгаз», «Львовгаз», «Черновцыгаз», «Ивано-Франковскгаз», «Черниговгаз» и «Винницагаз».
Для простоты изложения выделю эти ОАО из общего владения «РосУкрЭнерго», назвав их «группой семи».
Представьте себе, что эту группу «роднит» не только региональное соседство, но и колоссальные суммы долгов за потребленный газ. За 2008 год эта задолженность составляет 652 млн. грн., а за текущий период 2009 года - 279 млн. грн.
В целом же за период с 2000-го по 2009 год долговые обязательства указанных ОАО перед государством составляют около 2,5 млрд. грн. (см. документ №2).
Для того чтобы читатель не подумал, что подобное вообще фантастика, приведу некоторые цифры из сводных таблиц по расчетам за поставленный газ от 19 февраля 2009 года лишь по ОАО «Ивано-Франковскгаз». По остальным газоснабженцам ситуация аналогична.
Так вот, в 2008 году по категории «промышленные потребители» долги ОАО перед ДК составляют 44 млн. 875 тыс. грн., а расчеты с ДК - лишь 5%, т.е. 2 млн. 150 тыс. грн. Получается, что промышленность не платит за потребленный газ вообще? И такая картина наблюдается по всем упомянутым гор- и облгазам. За 2009 год тоже удручающие цифры - по Ивано-Франковской области долг потребителей (без учета промышленности) составляет 23,9 млн. грн.
Даже поверхностный анализ этих цифр свидетельствует о том, что долговая яма, в которую «падают» ОАО из «группы семи», становится все глубже, денег все меньше, а банкротство все ближе. И самое главное, что их кипрским собственникам, как говорится, «все по барабану», поскольку вложенные средства они, похоже, уже давненько отбили.
В связи с изложенным возникает ряд вопросов:
1. Почему деньги с промпотребителей в Ивано-Франковской области собирает ООО «Компания «Тандем плюс», а не НАК «Нафтогаз» или ОАО?
2. Зачем ликвидирован в области филиал ДК «Газ Украины»? Чтобы ему не платили?
3. Куда и зачем в феврале вывезены бухгалтерские и финансовые документы ОАО «Ивано-Франковскгаз»?
При просмотре данных по расчетам, оценивании фактов приходят на ум слова: «деятельность данной преступной группировки»…
Следует обратить внимание на определенную особенность поступлений средств ОАО в адрес «Газа Украины» по категории «промышленные потребители» в 2008 году. Практически в каждом из семи ОАО эти расчеты составляют 4-8% от потребленного объема газа.
Естественно, что подобные цифры уже не просто настораживают, а вопят о том, что в каждом из этих гор- и облгазов должны работать межведомственные оперативные и следственные группы, а некоторые руководители и работники НАК «Нафтогаз Украины» и ДК «Газ Украины» - возможно, «сушить сухари» в тесной компании с руководящими персонами городских и областных газоснабженцев. Ведь если потребленный газ оплачивают на 4-8%, то почему до сих пор не закручен вентиль? А если предприятия газ оплатили, то куда ОАО дели эти деньги?
Чтобы ни у кого не сложилось мнение о возведении напраслины на уважаемых должностных лиц, постараюсь проиллюстрировать вышесказанное некоторыми доводами и документами.
Основой происходящего является организованная и четко функционирующая система вывода государственных финансовых ресурсов в теневую сферу.
Именно подобная ситуация на газовом рынке мгновенно должна бы стать предметом рассмотрения на СНБО, который, к сожалению, используется для сведения личных политических счетов.
Замечу, что процесс утечки средств в ОАО базируется на манипуляциях с ресурсными документами - реестрами транспортировки, актами приема-передачи природного газа, договорами поставки газа и другими. Фоном для всего этого как раз и является вялотекущая претензионная работа со стороны НАК и ее дочерних компаний, которая описана в первой части статьи.
Нечто аналогичное происходит и с ресурсными документами. НАК «Нафтогаз Украины» и ДК «Газ Украины» не передают гор- и облгазам реестры транспортировки и акты приема-передачи газа под формальным предлогом: они не рассчитываются за газ, а лимиты, мол, для них вообще не выделяются. Тем самым сводятся к нулю любые возможности для «Нафтогаза Украины» подать иски в суд за отсутствие расчетов за потребленный промышленностью и населением природный газ! Зато одновременно появляются основания для подачи исков к «Нафтогазу» со стороны ОАО за несвоевременное выполнение обязательств государственной компанией. Ну а газ, несмотря на отсутствие оплаты, как поступал потребителям, так и продолжает поступать по сетям, которые находятся в аренде у ОАО. А между ОАО и конечными потребителями газа фланируют газовые трейдеры, откачивая дельту между отпускной ценой госкомпании и ценой реализации по нерегулируемому тарифу на фирмы-«бабочки», конвертационные центры, в общем, куда угодно, но не в госкарман. Вот такие «паразиты» завелись в нашей газотранспортной системе, которые понимают четко: нет ресурсных документов - и проблемы нет. А контролирующие и проверяющие организации куда смотрят? Правильно! Смотрят они не в газовые трубы, а в те самые акты приема-передачи и реестры транспортировки, которые с «легкой руки» должностных лиц никак не могут к ним попасть.
В качестве примера приведу сводные данные по движению ресурсных документов между ДК «Газ Украины» и лишь двумя ОАО - «Закарпатгаз» и «Ивано-Франковскгаз».
Так, ДК «Газ Украины» не спешит отправлять ОАО «Закарпатгаз» реестры по транспортировке газа за май-декабрь 2008 года и акты приема-передачи газа для промышленности по договорам за июнь-август 2008 года. Похожая картина наблюдается по ОАО «Ивано-Франковскгаз». Здесь речь идет о миллионах кубометров природного газа и о миллионах гривен, которые не поступят своевременно для расчетов за российский газ, потому как ДК «Газ Украины» эти документы слегка попридержала.
Казалось бы, с чего это «Газ Украины» не спешит передавать документы своим контрагентам? Не нужны деньги? Кредитуем промышленность газом? Или создаем специальные условия для трейдеров и коммерсантов? Все очень просто. Когда отсутствуют акты приема-передачи газа и реестры транспортировки хотя бы у одного из контрагентов, начинается система «управляемого хаоса», которая как раз и создает среду для разного рода злоупотреблений.
Договоры на поставку газа. Элемент «управляемого хаоса»
Описывая то, каким образом создаются условия для невыполнения контрагентами обязательств по своевременным расчетам за потребленный газ с «Газом Украины», нельзя не упомянуть еще один существенный элемент системы «управляемого хаоса» - несвоевременное подписание или несвоевременная передача «Газом Украины» новых договоров поставки природного газа для ОАО. Вследствие этого процесса опять же невозможно вести претензионную работу на уровне НАК «Нафтогаз» - ОАО.
Создается впечатление, что «Нафтогаз Украины» не знал, не ведал, что он и в 2009 году будет поставлять газ населению и промышленности! Поэтому подготовил документы лишь в конце первой декады февраля. Попали ли эти договоры в гор- и облгазы - большой вопрос. Приведу таблицу, позволяющую понять, что организационное ядро процесса функционирует именно в системе НАК. Если ДК «Газ Украины» не передает договоры поставки природного газа своим контрагентам - ОАО, то сомневаюсь, что об этом не ведает головная компания - НАК «Нафтогаз Украины» и конкретный зампред ее правления (документ №3).
Отсутствие договоров, точно так же, как и отсутствие оформленных ресурсных документов не позволяет НАК и ее «дочке» предъявлять долговые претензии к контрагентам. «Тенденция, однако»…
Когда просматриваешь эти и другие документы, закрадывается мысль: может, это лихие украинские агенты нашего «родного» российского «Газпрома» через то самое «РосУкрЭнерго» решили устроить нам глобальный «газовый дефолт»? Может, какой-то вражеский центр реализует коварный замысел по доведению до банкротства наших газоснабжающих компаний? Тогда где наши спецслужбы? Почему не раскрывают агентурные сети агентов влияния в сфере газа? Они «в теме, но не в доле», или «в доле, а потому не в теме»?
Очевидно, схемы утечки средств в гор- и облгазах настолько банальны и просты, что на них почти не обращают внимания даже наши правоохранители.
Об очень простых, но весьма прибыльных способах вымывания финансовых ресурсов из газоснабжающих предприятий
Предлагаю хотя бы чуть-чуть разобраться в том, как осуществляются операции по вымыванию финансовых ресурсов, поступающих от потребителей на счета гор- и облгазов за газ.
Например, просматривая материалы о поставках оборудования ОАО «Винницагаз», «Ивано-Франковскгаз» и «Львовгаз», можно обратить внимание, что на протяжении 2007-2008 годов эти предприятия закупили большое количество АГНКС (автоматические газонаполнительные компрессорные станции) и трубопроводных систем.
И это было бы прекрасно, если бы не два обстоятельства.
Обстоятельство первое. Почти все оборудование покупалось тремя из семи разбираемых нами облгазов через цепочку коммерческих структур. По мере прохождения цепочки цена на него выросла в три раза (в некоторых случаях - в десять). Однако самое примечательное то, что продавцами оборудования для бывших облгазов Бахматюка выступали компании, опять же с О.Бахматюком аффилированные.
Так, «Станиславская торговая компания» в апреле 2008 года продала четыре АГНКС по цене 7 млн. 420 тыс. грн. ООО «ВБК «Текстрой», которое, в свою очередь, реализовало эти АГНКС ООО «Валорес», но уже по цене 19 млн. 788 тыс. грн. На ОАО «Львовгаз» оборудование попало по цене 19 млн. 800 тыс. грн. Угадайте, что случилось с разницей в двенадцать миллионов гривен, которую переплатило ОАО «Львовгаз»? Аналогичную операцию та же компания провела несколько ранее, в марте 2008 года, но сумма поставки ОАО «Винницагаз» выросла с 37 млн. 100 тыс. грн. до 98 млн. При этом все финансовые проводки осуществлялись в банке, как это ни странно, «Финансовая инициатива». А кто у них хозяин? Правильно, О.Бахматюк!
А еще ранее, в мае 2007 года, аналогичная операция через банк «Финансовая инициатива» была проделана с ОАО «Ивано-Франковскгаз». Конечная сумма, которая была уплачена за 48 АГНКС, составила 237 млн. 696 тыс. грн.
Даже если стоимость одной АГНКС составляет 1 млн. 855 тыс. грн. (что следует из первой сделки «Станиславской торговой компании»), то дельта, полученная на поставке 48 комплектов этого оборудования, составит 148 млн. 656 тыс. грн.! И это при условии, что эти АГНКС не виртуальны, а существуют в физическом измерении. И посему внимание! Обстоятельство второе. Доказать их отсутствие, равно как и наличие, пока не смогли даже самые дотошные налоговики. Ведь их даже близко не подпускают к декларируемым местам хранения оборудования.
Еще пару нот из этой же песни. Некоторые компании, упомянутые выше, встречаются и в покупке (август 2008 года) газопроводов, цена которых при продаже их ОАО «Винницагаз» транзитом через ООО «Карпатская нефтяная компания» вырастает с 2,9 млн. до почти 20 млн. грн. А уж сколько авторы этих операций на НДС выигрывают - ни в сказке сказать, ни оперу описать….
Еще раз обращаю внимание правительства: ищите деньги рядом с вами, а не за рубежом! Хотя, кажется, их уже надо искать на Кипре. В том же месте, где находятся известные офшорные акционеры наших гор- и облгазов.
В завершение хочу обратить внимание читателей лишь на один аспект. А именно на то, как реагируют региональные органы прокуратуры на катастрофический рост газовых долгов. Редакция располагает копиями ответов областных прокуратур на обращения ДК «Газ Украины».
В качестве примера приведу ответы прокуратуры Ивано-Франковской области на письма ДК «Газ Украины» к главе Ивано-Франковской облгосадминистрации и прокурору области (документ №4).
Хотите - верьте, хотите - нет. Но в семи областях Украины в прокуратуре работают одни и те же люди. Практически во всех ответах госкомпанию отправляют в суд или не видят оснований для прокурорского реагирования на те процессы, которые прямиком ведут НАК «Нафтогаз» к невозможности оплатить импортный газ. Можно искать кредиты; можно делать «ути-пути» господину Путину; можно требовать финплан НАК от правительства и при этом вешать ордена на грудь соавтора вышеописанной схемы… А можно использовать для стабилизации финансового положения НАК «Нафтогаз» скрытые резервы. Тем более что теперь они не скрытые.