В минувший вторник, 26 июня, Хозяйственный суд Запорожской области именно так расставил знаки препинания в заглавной фразе этого материала и тем самым определил судьбу одного из стратегических предприятий Украины — энергогенерирующей компании «Днепрэнерго». А задача была непростая: либо на предприятии будет задействован новый план санации с привлечением инвесторов, либо вскоре оно было бы объявлено банкротом и вследствие этого распродано «по запчастям» за копейки. С новым планом санации предприятия, дабы не пустить его под нож банкротства, еще прежде согласились и Фонд госимущества, и Госдеп по делам банкротства, и другие государственные инстанции, и, собственно, комитет кредиторов «Днепрэнерго». Но остались некоторые вопросы, которые в силу нынешней предвыборной ситуации каждый трактует по-своему. Впрочем, обо всем по порядку.
Шесть лет банкротства, четыре года санации…
Чтобы вспомнить и понять, о чем, собственно, идет речь, прочтите справку «ЗН» об ОАО «Днепрэнерго». Прочли? Теперь вы понимаете, что эта энергогенерирующая компания — весьма лакомый кусочек энергетического пирога Украины. И был он таковым всегда. Но, увы, это не помешало этой энергокомпании к 2001 году оказаться у долгового обрыва. Один из кредиторов ОАО «Днепрэнерго» — ЗАО «БАРИ» обратился в Хозяйственный суд Запорожской области, который 12 декабря 2001 года своим определением и возбудил дело о банкротстве энергокомпании.
4 июня 2002 года в газете «Урядовий кур’єр» было опубликовано сообщение о возбуждении дела о банкротстве ОАО «Днепрэнерго». Дело было возбуждено по солидарному иску шести компаний на сумму 17,5 млн. грн. Однако общая сумма претензий кредиторов к ОАО «Днепрэнерго» на начальном этапе составляла около 3,3 млрд. грн. Но в процессе согласования и разбирательства часть долговых претензий не была признана. В результате 1 сентября 2003 года Хозяйственный суд Запорожской области утвердил реестр требований кредиторов ОАО «Днепрэнерго». Таким образом, счет выставили 65 компаний и организаций, общая сумма претензий которых составила 1 млрд. 390 млн. грн. Структура кредиторской задолженности включала: долги перед бюджетом и государственными органами; перед поставщиками угля; долги за газ и его транспортировку; долги за подрядные работы; за услуги железной дороги; долги по кредитам и векселям.
Согласно определению Хозяйственного суда Запорожской области от 28 ноября 2003 года по делу о банкротстве ОАО «Днепрэнерго» была открыта процедура санации и назначен управляющий санацией должника, которому согласно действующему законодательству переданы полномочия органов управления должника. В течение трех месяцев со дня вынесения определения о санации должника, согласно ст. 18 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», управляющий санацией обязан подать комитету кредиторов для одобрения план санации должника. Так как план санации не был разработан согласно вышеуказанным требованиям, 16 апреля 2004 года был назначен другой управляющий санацией, которому было поручено разработать план санации.
30 июля 2004 года план санации ОАО «Днепрэнерго» был утвержден судом, а управляющего санацией обязали осуществить санацию согласно этому плану. Однако Высший хозяйственный суд Украины 20 октября того же года данное определение отменил, и дело было передано на новое рассмотрение в Хозяйственный суд Запорожской области на стадию санации должника.
Хронологию судебных решений и определений можно продолжать долго. Менялись управляющие санацией предприятия. Но фактом остается то, что за все это время дела в ОАО «Днепрэнерго» не улучшились и оно по-прежнему в долговой яме.
К слову, одним из основных должников «Днепрэнерго» является госпредприятие «Энергорынок».
На сегодня кредиторская задолженность ОАО «Днепрэнерго» составляет около 1 млрд. грн. А вот дебиторская задолженность превышает 3 млрд. грн. Но рассчитаться с долгами за счет дебиторки энергокомпании «Днепрэнерго» не удалось.
20 мая 2005 года Хозяйственным судом Запорожской области утвержден новый (действующий в настоящее время) план санации ОАО «Днепрэнерго». В нем указано, что согласно заключению от 24 апреля 2002 года Агентства по вопросам банкротства Министерства экономики Украины, выданному по результатам проведения экспертизы для определения финансового состояния должника, было установлено следующее:
— экономические признаки доведения до банкротства и признаки фиктивного банкротства ОАО «Днепрэнерго» отсутствуют;
— предприятие неспособно восстановить свою платежеспособность;
— возможность восстановления платежеспособности ОАО «Днепрэнерго» находится в зависимости от исполнения обязательств ГП «Энергорынок» перед предприятием.
К апрелю 2007-го непогашенная кредиторская задолженность ОАО «Днепрэнерго» в деле о его банкротстве составила сумму 951 млн. 928,6 тыс. грн. Основную часть задолженности составляют долги перед государством, госпредприятиями и организациями, включая Минфин и Госкомрезерв. Кроме того, открыто исполнительное производство по текущим долгам на сумму почти в 200 млн. грн. Понятно, что в случае объявления ОАО «Днепрэнерго» банкротом и начала процедуры ликвидации этого предприятия кредиторы в большинстве своем останутся не солоно хлебавши. А энергосистема страны потеряет немалую часть генерирующих мощностей.
Срок санации ОАО «Днепрэнерго» согласно текущему плану устанавливался до 28 ноября 2006 года. Но тут вступил в силу Закон Украины «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» и срок санации «Днепрэнерго» был продлен до 1 января 2008 года.
Таким образом получалось, что если до конца текущего года серьезных сдвигов с санацией ОАО «Днепрэнерго» не последует, то с 1 января оно — банкрот.
Попытка выбраться из долговой ямы
Все вышесказанное и подтолкнуло управляющего санацией ОАО «Днепрэнерго» обратиться к инвесторам и предложить им поучаствовать в финансовом оздоровлении ОАО «Днепрэнерго» во избежание его банкротства. Предложение о привлечении инвесторов к участию в санации ОАО «Днепрэнерго» было опубликовано 29 декабря 2006 года в газетах «Урядовий кур’єр» (№ 247, 29.12.2006 г.) и «Голос України» (№ 249 (3999), 29.12.2006 г.). Предложений поступило несколько, в том числе от российского «Альфа-Банка» и украинских компаний — ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь», входящих в состав вертикально интегрированной «Донбасской топливно-энергетической компании» (ДТЭК). (К слову, в эту же группу компаний входит и единственная в Украине негосударственная генерирующая компания «Востокэнерго». И работает она в настоящее время вполне успешно, особенно в сравнении с аналогичными государственными предприятиями.)
Рассмотрев полученные заявки, комитет кредиторов ОАО «Днепрэнерго» утвердил в качестве инвесторов украинские угледобывающие предприятия — ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь». Что, в общем-то, логично, ведь эти угледобывающие предприятия — давние партнеры ОАО «Днепрэнерго». В год потенциальный инвестор добывает около 12 млн. тонн углей газовой группы и более 2 млн. тонн антрацитной. Это значит, что он способен практически полностью покрыть потребности в угле теплоэлектростанций ОАО «Днепрэнерго». Это значит и стабильность поставок, и увеличение кпд использования энергогенерирующих мощностей. И в общем-то участие инвесторов — ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь» в единой технологической цепочке только лишь восстанавливает некогда разорванную связь.
Итак, управляющим санацией с участием названных инвесторов были разработаны изменения и дополнения к плану санации ОАО «Днепрэнерго», которые прошли процедуру предварительного согласования комитета кредиторов предприятия. Кстати, предложенные инвесторами изменения к плану санации были согласованы с Минтопэнерго Украины, Фондом госимущества, Государственным департаментом по вопросам банкротства Минэкономики, Минфином и НАК «Энергетическая компания Украины», которая в настоящее время, как уже было сказано, управляет госпакетом акций ОАО «Днепрэнерго».
Данными изменениями и дополнениями к плану санации предусмотрено погашение кредиторской задолженности ОАО «Днепрэнерго» и восстановление его платежеспособности за счет средств, полученных от инвесторов ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь».
Фактически инвесторами планируется передать ОАО «Днепрэнерго» денежные средства в размере не менее 1 051 928 590,19 грн., из которых 100 млн. грн. будут израсходованы на восстановление основных фондов ОАО «Днепрэнерго» либо погашение реструктуризированной текущей задолженности предприятия по налогам и сборам, а более 950 млн. грн. — на погашение долгов перед кредиторами.
Дополнительно к вышеуказанному инвесторы принимают на себя обязанности по внесению инвестиций в общем объеме не менее 1 млрд. грн. в модернизацию, реконструкцию, ремонт (улучшение) основных фондов ОАО «Днепрэнерго», но уже в соответствии с отдельным инвестиционным договором. Ведь ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находятся объекты генерации. По оценкам Минтопэнерго, 92% энергоблоков ТЭС отработали расчетный ресурс (100 тыс. часов), 64% преодолели признанную в мировой энергетической практике границу физического износа в 200 тыс. часов и требуют срочной замены или хотя бы модернизации. Но за какие средства? У государства денег на это нет. Но они есть у инвесторов. У отечественных инвесторов.
Учитывая необходимость оптимального соотношения между привлечением средств для полного погашения конкурсной кредиторской задолженности ОАО «Днепрэнерго» и привлечение дополнительного инвестирования в развитие производственных мощностей, а также необходимость сохранить контроль государства над ОАО «Днепрэнерго», указанные мероприятия планом санации предусматривается осуществить таким образом, чтобы обеспечить сохранение пакета акций этого ОАО, принадлежащего государству и переданного в уставный фонд НАК «Энергетическая компания Украины», в размере не менее 50%+1 акция.
Есть в истории с ОАО «Днепрэнерго» еще один важный аспект — экологический. Только в первом квартале 2007 года предприятие заплатило 28 млн. грн. экологических платежей за выбросы. Искать внутренние резервы для преодоления экологических проблем практически бесполезно, так как износ основных фондов — колоссален, и даже сохранить работоспособность предприятия без инвестиций будет невозможно. Скажем, загруженность золоотвалов Запорожской ТЭС, входящей в состав «Днепрэнерго», достигла предельного уровня: фактически золоотвалы уже надо закрывать. А поскольку золу надо куда-то девать, станция без отвала работать не сможет, и ее придется закрыть.
Но даже и это не выход: золы навалили столько, что, если не укреплять инженерные сооружения отвалов, то они могут спровоцировать экологическую катастрофу для близлежащих населенных пунктов. По самым скромным подсчетам, необходимые для решения проблем золоотвалов ОАО «Днепрэнерго» инвестиции составляют почти 160 млн. грн. Понятно, что таких денег у государства нет. Как нет и средств на замену фильтров, которые не соответствуют нормам Минприроды, и на сероочистку. Все это стоит сотни миллионов гривен, которые кто-то должен вложить. Иначе, согласно существующим нормативным актам, предприятия ждут серьезные санкции, штрафы, вплоть до прекращения работы станций.
Так в общих чертах выглядит предложение украинских инвесторов и партнеров по санации и производственному циклу ОАО «Днепрэнерго». Самое примечательное, что при этом ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» и ОАО «Павлоградуголь», а в общем и целом ДТЭК никому не переходят дорогу. И пытаются проводить процедуру открыто. Да, пакет акций генерирующей компании ОАО «Днепрэнерго», принадлежащий государству, в случае проведения дополнительной эмиссии будет уменьшен до 50% плюс одна акция. Но это контрольный пакет. Да инвестор, если скупит у миноритариев остающиеся акции, получит блокирующий пакет. Но при этом предприятие будет работать. Да, по большому счету это концентрация капитала и мощностей в руках одной компании. Но эта компания работает в Украине, здесь ее основной бизнес и доход. Здесь она платит налоги. Зачем же ей тормозить работу своего энергетического подразделения, вместо того, чтобы получать прибыль?
Наверное, не будь шахта «Комсомолец Донбасса» и «Павлоградуголь» структурами «Донбасской топливно-энергетической компании», и не имей они отношения к Ринату Ахметову, который представляет в парламенте партию «Регионы Украины», возможно, комментарии по поводу выбора инвесторов для ОАО «Днепрэнерго» имели бы другой тон и акценты. Но на сегодня ситуация такова, что оппозиционный БЮТ подозревает в случае с ОАО «Днепрэнерго» Кабмин В.Януковича и коалицию в попытке прибрать к рукам (пока они при власти) предприятия, «которые обеспечивают свет и тепло в украинских домах».
План санации ОАО «Днепрэнерго» утвержден судом несколько дней назад - 26 июня. Но накануне БЮТ выступил с резким заявлением о том, что «в результате такой сделки доля собственности государства сократится с 76 до 50%. В этом случае, как заявляет Блок Юлии Тимошенко, доля собственности компаний, которые контролируются известным миллиардером-регионалом Ахметовым, фактически получат контроль над управлением «Днепрэнерго». Заявление БЮТ очень гневное, и как бы ставит под вопрос сделку по привлечению инвесторов к санации ОАО «Днепрэнерго». Но суд уже сказал свое слово… Да, Кабмин поддержал такое разрешение участи ОАО «Днепрэнерго». Но, с другой стороны, скажите: были ли другие внятные и финансово обеспеченные предложения спасения от банкротства потенциально прибыльной энергогенерирующей компании ОАО «Днепрэнерго»?
Справка «ЗН»:
Государственная компания ОАО «Днепрэнерго» — крупнейшая тепловая энергогенерирующая компания Украины. Уставный фонд ОАО «Днепрэнерго» — 9809995 тыс. грн., номинал акции — 25 грн.
В состав ОАО «Днепрэнерго» входят Запорожская ТЭС (установленная мощность — 3600 МВт), Криворожская ТЭС (2820 МВт), Приднепровская ТЭС (1740 МВт). Проектная мощность трех ТЭС «Днепрэнерго» составляет 8,18 млн. кВт/ч. Это почти 10% электроэнергии, вырабатываемой всеми энергогенерирующими компаниями страны. Правда, мощности ОАО «Днепрэнерго» сейчас едва загружены на треть. Тем не менее, объем реализации более чем на 2 млрд. грн. и расположение в центре индустриального региона (Запорожская, Днепропетровская области) делают компанию довольно привлекательной.
Контрольный пакет акций ОАО «Днепрэнерго» в размере 76,04% принадлежит государству и передан в уставный фонд НАК «Энергетическая компания Украины», которая в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению указанным пакетом акций. 22,84% акций уставного фонда реализовано в 1996—1997 годах путем льготной продажи, и сейчас этот пакет распылен среди миноритарных акционеров предприятия.