ЖКХ: верхи не могут, а низы не хотят?

25 октября, 2013, 18:25 Распечатать

Это — своеобразное ноу-хау кировоградской власти: созданное коммунальное предприятие, на содержание и заработную плату которого израсходовано 269,8 тыс. бюджетных гривен, абсолютно ничего не сделало, но депутаты (правда, с перевесом всего в один голос) продлили деятельность виртуального КП.

На последней сессии Кировоградского городского совета многих удивило выступление директора КП "Кировограджилсервис" Игоря Фурманова. В сущности, это должен был быть его отчет как руководителя коммунального предприятия, которое существует уже более чем полтора года и, по идее, должно было значительно улучшить ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве города. Должно было, но… ничего не сделало. Причем речь идет не об отдельных проблемах, недостатках, недоработках, а о нулевом результате. Это — своеобразное ноу-хау кировоградской власти: созданное коммунальное предприятие, на содержание и заработную плату которого израсходовано 269,8 тыс. бюджетных гривен, абсолютно ничего не сделало, но депутаты (правда, с перевесом всего в один голос) продлили деятельность виртуального КП.

Жилищно-коммунальное хозяйство — это наименее реформированная отрасль с момента распада СССР. Она катастрофически стареет, так же катастрофически отставая от потребностей людей. ЖЭКи Кировограда не раз находились на грани банкротства, для предотвращения которого часть из них переименовывали в КРЭПы, и наоборот. Это позволяло на некоторое время отложить момент банкротства. Но не спасало ситуацию в целом, поскольку плата за жилье хоть и не раз увеличивалась, но никак не может догнать уровень затрат жилищно-эксплуатационных контор, которые постоянно остаются убыточными.

Это и не удивительно, ведь 38% всего жилищного фонда города построено до 1946 г., десятая часть его находится в ветхом или аварийном состоянии. По заключениям специалистов городского профильного управления, из-за старости и неудовлетворительного содержания основные элементы и конструкции трети зданий нуждаются в немедленном капитальном ремонте. Кроме того, необходимо полностью заменить внутридомовые сети тепло-, водоснабжения и водоотвода в многоквартирных домах, срок эксплуатации которых превышает 40 лет. Во многих зданиях эти системы держатся буквально на честном слове. Не намного лучше ситуация и с кровлями: пятая часть из них требует срочного капитального ремонта, еще 42% — текущего. Ситуация патовая: ЖЭКи еле существуют, даже приблизительно не справляясь с навалившимися проблемами, количество которых с каждым годом растет. Люди недовольны, потому что не видят, что их деньги используются эффективно. В случае, когда где-то что-то прорывает или выходит из строя, наступает чуть ли не коллапс.

Чтобы хоть как-то предупредить критическую ситуацию, в Кировограде организована платная аварийная служба, которая успешно работает. Но это не решило проблему с ЖЭКами. Местная власть очень электорально зависима и радикально повышать квартплату не решается. Да это ничего и не дало бы: финансово необеспеченные ЖЭКи, как губка, впитали бы эти деньги, ведь их долги уже несколько лет подряд более чем вдвое превышают сумму задолженности населения за предоставленные услуги. То есть повышение квартплаты может привести к тому, что многие жителей, не заметив реальных перемен к лучшему, просто перестанут платить. Где же выход?

Необходимо сделать использование уплачиваемых людьми средств прозрачным и эффективным. Один из самых важных шагов — убрать из тарифа плату за услуги, предоставляемые другими организациями. Например, обслуживанием лифтов в городе занимаются два предприятия — ООО "Аста" и КП "Геркон", обслуживанием дымовентиляционных каналов — КП "Полум'я". Остальные услуги следует разделить на обязательные и предоставляемые по заказу. Соответствующий проект решения, который к тому же наделял председателей домовых комитетов значительными полномочиями по контролю над качеством предоставления услуг, представил на рассмотрение городского совета депутат Павел Топчий. Но он не был принят. Очевидно, влияние тех, кому выгодно ловить рыбку в мутной воде финансово-проблемной круговерти, оказалось более сильным. Об этом шла речь и в публикации на сайте Corrupt.UA.

А прозрачность формирования тарифа повысила бы доверие, и люди платили бы исправно, а при необходимости легче согласились бы на его увеличение. Лучший пример такого реформирования — ОСМД. Но они, как известно, создаются медленно, а в Кировограде, где настолько старый жилищный фонд и десятая часть зданий находятся в аварийном состоянии, — вообще черепашьими темпами: ОСМД охватывают только немногим больше 1% городского жилищного фонда. Городская власть Кировограда решила пойти другим путем: объединить все ЖЭКи и КРЭПы в одном предприятии, которое и было формально создано весной прошлого года. Горсовет также утвердил программу реформирования сферы обслуживания жилищного фонда и придомовых территорий и передал практически все жилье города в хозяйственное ведение КП "Кировограджилсервис".

Новое коммунальное предприятие должно было действовать в режиме службы единого заказчика. За счет сокращения затрат на содержание административно-управленческого персонала, уменьшения суммы уплаты налогов, высвобождения штатных единиц планировалось сэкономить почти 6,5 млн грн. Передача на обслуживание внутридомовых сетей и коммуникаций предприятиям, предоставляющим услуги, должна была сэкономить еще почти миллион. Все эти миллионы (почему-то в программе их насчитали более 11 — как считали, знают только авторы программы) могли бы пойти на ремонт, скажем, тех же крыш многоэтажек.

Тем временем должна была сложиться конкурентная среда в сфере предоставления услуг, и такие предприятия определялись бы на конкурсной основе, а также повыситься активность жителей, среди которых избирались бы члены домовых комитетов, которые принимали бы выполненные работы и были бы своеобразными посредниками между КП и всеми жителями. Все это должно было бы постепенно привести к массовому созданию ОСМД и к всеобщему благоденствию. Большая часть этого процесса должна была завершиться еще в прошлом году, а в 2013–2015 гг. количество охваченного ОСМД жилья только увеличивалось бы.

Но все так легко оказалось только на бумаге. До сих пор КП "Кировограджилсервис" так ничего и не сделало. ЖЭКи и КРЭПы остались самостоятельными единицами и по-прежнему продолжают накапливать долги. Помещение для КП выделено, но люди там не работают, а директор И.Фурманов вообще неохотно говорит на эту тему. Он называет целый комплекс причин, по которым реформирование ЖКХ осуществлять очень сложно, а значит, и практически невозможно. В частности, что уровень тарифов до сих пор не экономическая категория, а скорее, политическая, и нормативная база несовершенна (накопленные средства облагаются налогом на прибыль, что абсолютно нивелирует кумулятивный эффект), и отсутствие ответственности жителей-должников, и несформированный рынок жилищно-коммунальных услуг, и, наконец, наша потребительская ментальность.

Понятно, что обо всем этом было хорошо известно и в начале прошлого года, когда КП "Кировограджилсервис" создавалось. За время его существования из городского бюджета для него выделено 360 тыс. грн, из которых потрачено почти 270 тыс. И это — при нулевой деятельности! Из конкретных дел, по словам Игоря Фурманова, можно назвать разве что изучение опыта в других городах — Тернополе, Сумах, Александрии.

Мэру города Александрии Степану Цапюку можно предъявить много претензий, но никто не отрицает, что он — волевой человек. Еще в конце 90-х добился того, что на базе хронически зависших в неплатежах ЖЭКов были созданы частные предприятия, обслуживавшие население. Буквально через год уровень оплаты вырос с 30–40 до 98%! Но более 90% поступавших средств шли на содержание и заработную плату. Надо было повышать эффективность системы. Решением городского совета была создана служба единого заказчика, действующая в Александрии с декабря 2011 г. Постепенно удалось достичь того, что только 9% уплачиваемых жителями средств идут на содержание аппарата.

"Если раньше мы за год ремонтировали 3–4 тыс. квадратных метров крыш, — рассказывает Степан Цапюк, — то в прошлом году отремонтировали 24 тыс. кв. м. Александрийцы забыли, что такое запущенные подъезды, неработающие лифты.

У каждого дома есть своя карточка, где фиксируются поступившие суммы, здесь же — акты выполненных работ, которые обязательно подписывают специалисты выполнявшего работы предприятия и старший по дому. Люди четко видят, куда именно и как тратятся их средства, сами определяют, что в первую очередь надо сделать, что для них важнее. Ни одна копейка без ведома старшего по дому не тратится. В таких условиях не получится выполнить работу некачественно — такой подрядчик сразу потеряет заказы".

Что же нужно для того, чтобы запустить подобный механизм в Кировограде? Очевидно, в первую очередь — воля руководства. Виктор Андреев, эксперт в сфере ЖКХ, который в свое время пытался реформировать эту отрасль в областном центре, уверен: "Основная проблема реформы ЖКХ в Кировограде — отсутствие политической воли высшего руководства города и нежелание городского головы портить отношения с руководителями КРЭПов. Также некоторые депутаты городского совета заинтересованы в том, чтобы оставались на должностях "свои" руководители КРЭПов. Для эффективной и безубыточной работы отрасли ЖКХ без создания управляющей компании (для оптимизации экономики) не обойтись. Об этом свидетельствует опыт многих городов Украины. Также необходимо создать конкурентную среду, то есть допустить на рынок ЖКХ частные компании, внедрить прозрачную тарифную политику, чтобы тарифы были экономически обоснованными. Однако повышать их без значительного улучшения работы жилищно-коммунального комплекса города — путь в никуда".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Combat Games Combat Games 27 жовтня, 17:29 Не стоит забывать ЖКХ и "Програму поетапного оснащення наявного житлового фонду засобами обліку та регулювання споживання води і теплової енергії на 1996 - 2007 рр" утв. постановлением КабМина 27.11.1995г. №947 (с изм. пост КМУ 25.12.2002 №1957) пункт 2 "Установити, що у 1996 - 2005 роках підлягають обов'язковому оснащенню засобами обліку та регулювання споживання води і теплової енергії абонентські вводи багатоповерхових будинків (п'ять поверхів і вище), а до кінця 2007 року малоповерхові будинки з одночасним у разі можливості впровадженням поквартирного обліку." согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно