Одной из острейших для Киева является проблема мостов через Днепр, разделяющий трехмиллионный город на две части.
Направления развития столицы Украины определяются на десятилетия вперед ее Генеральным планом. Так, еще в Генплане 1966 года отмечена необходимость функционирования в городе семи мостов через Днепр. Спустя сорок лет после утверждения того генплана в Киеве существуют всего лишь четыре моста, а пятый, Подольский, только строится.
Генеральный план 2002 года подтвердил остроту проблемы. Ведь о сложности переезда через Днепр в час пик киевляне знают не понаслышке.
По количеству автомобилей на душу населения Киев уже приближается к европейским столицам — 230 автомашин на 1000 жителей, а вот по дефициту мостов находится на первом месте. Мало того, что существующие мосты перегружены транспортом, они еще и нуждаются в капитальном ремонте, который потребует закрытия движения временно, частично или полностью. А что же тогда делать с транспортом? Коллапс!
В начале 90-х годов, сразу же после открытия Южного моста через Днепр, были начаты работы по Подольскому переходу, предназначенному для совмещенного движения автомобилей и поездов метрополитена. Выбору места перехода предшествовало глубокое всестороннее исследование различных факторов — градостроительных, экономических, гидротехнических, экологических, социальных. Несколько лет продолжалась публичная дискуссия. В результате предложенный вариант был признан оптимальным и утвержден Кабинетом министров Украины.
К сожалению, создание новых дорог и мостов в старинных городах сопряжено со многими проблемами: сносом существующих построек, вторжением в сложившуюся городскую среду. Только в молодых столицах наподобие Астаны этот процесс может быть безболезненным, но не в Киеве, история которого насчитывает более 1500 лет. Представляется, что трасса, по которой будет проходить новый мост, с учетом этих факторов определена оптимально. На правом берегу она выходит за пределы исторического Подола, щадяще пересекает Рыбальский остров. На левом берегу города трасса проходит узкой полосой по территории Русановских садов.
Эти участки, построенные 50 лет назад, сегодня оказались окружены жилыми массивами. Подлежат переносу 300 садовых участков, и это минимальное вторжение на территорию садов.
В заявлениях для прессы мэра столицы Л.Черновецкого прозвучал упрек в том, что отсутствует согласование строительства моста с владельцами садовых участков. Но это не совсем верно, ведь трасса мостового перехода согласована Кабмином и соответствует требованиям Земельного кодекса Украины. Речь может идти не о согласии владельцев участков на прохождение трассы, а об их согласии на предлагаемые условия переселения и компенсации. Еще в начале 90-х годов общественность активно обсуждала проблемы строительства мостового перехода, для садоводов даже готовили площадку для переселения. Но финансирование прекратилось и начатые подготовительные работы, в т.ч. и по перенесению садовых участков, были приостановлены.
Меня не может не беспокоить появление в СМИ противоречивых высказываний о проблемах строительства Подольского мостового перехода. Постараюсь внести ясность в сложившуюся ситуацию, которая известна мне не по газетным публикациям. Сегодня я являюсь главным инженером проекта Подольского моста, а ранее был автором проектов других мостов через Днепр в Киеве — «Метро», Московского и Южного. Поэтому считаю, что я вправе высказать собственное мнение.
Критическая перегрузка существующих мостов через Днепр заставила предыдущего мэра Александра Омельченко, несмотря на финансовые трудности, в 2004 году возобновить приостановленное ранее строительство моста. Решение это было весьма оправданным, возможно, даже запоздавшим.
За работу принялись те, кто был вынужден прервать ее десять лет назад. Это «Мостобуд», бывший ордена Ленина трест Мостострой №1. В послевоенный период эта организация построила в Украине все мосты и заслуженно была признана самым передовым предприятием во всем СССР. За два года, прошедших после возобновления работ, сделано многое. И очень жаль, что 3 мая, когда все причастные к строительству Подольского мостового перехода подготовили информацию о состоянии дел, мэр, не доехав двести метров до моста, повернул назад, так и не увидев, что сделано и каковы перспективы.
Я утверждаю, что никакой «критической ситуации, которая сложилась со строительством моста», не существует. За два с небольшим года практически без подготовки выполнен огромный объем работ. Что действительно сейчас произошло — это сужение фронта работ. Из семи километров перехода построены два, разворачиваются работы на главном объекте перехода — мосту через Днепр. В середине года уже должен начаться монтаж стальных конструкций. Действительно, на левом берегу строители уперлись в садовые участки, вопрос с которыми так и не решен, а на Рыбальском острове столкнулись со сложными условиями работ на промышленной территории.
Однако эти трудности субъективные, и на основании действующих в Украине законов их должна разрешить киевская власть. Разговоры о том, что возможен вариант строительства мостового перехода в обход садов, по-моему, только затягивают нормальное решение вопроса. Как автор проекта, я утверждаю, что автодорогу можно пустить в обход. Но для Подольского мостового перехода под совмещенное движение автотранспорта и метрополитена иной трассы, кроме предусмотренной проектом, нет.
Разве можно назвать авантюрой всесторонне обоснованное, успешное строительство моста, завершения которого с нетерпением ожидают многие сотни тысяч киевлян?
Надеюсь, что столичный мэр найдет время для объективного изучения проблем строительства моста и окажет содействие в скорейшем вводе его в эксплуатацию.