Сохраним планету вместе

07 июня, 2021, 12:00 Распечатать
Отправить
Отправить

Как формировать структурные изменения в угольных регионах вместе с гражданским обществом, и каким опытом могут обменяться Германия и Украина

В Харькове, как и в Восточной Фризии, люди стремятся к достойному будущему для своих детей и внуков. Поэтому Украина и Германия сталкиваются с одним и тем же экзистенциальным вызовом — защитой климата и декарбонизацией собственных экономик для этого.

Согласно Зеленому соглашению, ЕС стремится достичь углеродного нейтралитета не позже 2050 года, а Германия — даже до 2045 года. Украина также рассматривает возможность более амбициозных целей, связанных с сокращением выбросов CO2. Итак, скорый отказ от угля неизбежен, а структурные изменения в угольных регионах должны формировать субъекты всех уровней в социально приемлемой форме. Главная роль при этом отводится гражданскому обществу.

 

Структурные изменения происходят с разной скоростью и успехом, в зависимости от страны и региона. Поэтому простого универсального рецепта для них нет. Впрочем, Германии и Украине, Рурской области и Донбассу стоит обмениваться опытом структурных изменений и использовать его на практике.

Для формирования этого, зачастую болезненного процесса деньги очень важны, но это вовсе не главное. Во-первых, решающее значение имеет готовность к ответственности за процессы на всех уровнях; во-вторых, финансовая помощь должна использоваться в соответствии с потребностями, независимо от того, поступает она из налогов, местных или международных средств. Быстрое использование средств может иметь смысл для бюджетного планирования, но способно повредить индивидуальным региональным потребностям в условиях структурных изменений. Идеи и решения в пользу достойного будущего должны формировать и поддерживать местные игроки и люди на местах.

Ведь у многих людей в угольных регионах отказ от угля и структурные изменения зачастую вызывают не только экзистенциальное беспокойство по поводу своей работы, но и ощущение фундаментальных преобразований, которое затмевает все. Вот слова жительницы восточноукраинского угольного города, недавно участвовавшей в анонимном исследовании: «Все шахты закрыты. Мы держимся на ниточке. Скоро закроется и пекарня, тогда уже ничего не останется». Структурные изменения влияют на бизнес, на региональную идентичность. Важно вначале выслушать людей, а уже потом предоставить им средства для формирования собственного будущего. Это урок, который Германия и ЕС уже вынесли из структурных изменений.

Украинские угольные регионы сейчас получают первый положительный опыт систематического сотрудничества между муниципалитетами, гражданским обществом и бизнесом. Девять угольных городов, три ОО и региональная промышленно-торговая палата объединились в рамках «Платформы устойчивого развития угольных моногородов Донецкой области». Они разработали концепции проектов по вопросам образования и возобновляемых источников энергии и сейчас работают над стратегией структурных изменений. Их опыт сотрудничества между муниципалитетами и гражданским обществом может пойти на пользу угольным регионам Германии и Европы в целом.

В 2020 году Министерства экономики и энергетики Германии и Украины подписали Соглашение о стратегическом энергетическом партнерстве. Оно направлено на содействие энергетическому переходу в Украине (возобновляемые источники энергии, расширение сетей, энергоэффективность, отказ от использования угля) и таким образом может сделать совместный вклад в имплементацию Парижского соглашения о защите климата. Украина еще на начальных этапах определила структурные изменения как свой приоритет. Германия с радостью готова поддержать Украину в реализации этого намерения, которое много значит для будущего. Именно поэтому Станислав Тиллих отныне будет поддерживать украинскую сторону как Специальный уполномоченный Федерального правительства Германии по трансформации угольных регионов Украины. Бывший премьер-министр Саксонии также был главой немецкой «угольной комиссии».

Германия вынесла много уроков из своих структурных изменений. Для успеха структурных изменений особое значение имеет финансовое укрепление регионов и общин; построение диверсифицированной экономической структуры в тесном сотрудничестве с образовательными и исследовательскими учреждениями; установление четких рамочных условий для энергетического перехода, совместимого с Парижским соглашением, и разработка прозрачных целевых инструментов финансирования для дальнейших социальных и экологических издержек. Все это правильно и необходимо, но этого недостаточно.

Ведь в Германии и других европейских странах структурные изменения успешны тогда, когда в их формировании участвуют регионы, а к ним присоединяются представители общественности всех уровней. Недавно Украина успешно завершила реформу децентрализации, которая содержит принципы, схожие с принципами немецкого местного самоуправления. Поэтому у регионов — хорошие предпосылки для участия в формировании структурных изменений. Но местные администрации и политики не могут решить все самостоятельно, даже обладая значительными финансовыми ресурсами. Решающее значение имеет гражданское общество.

Правда, еще можно услышать жалобы, что привлечение граждан замедляет управление структурными изменениями: граждане задают вопросы и выражают свою критику посредством ассоциаций, профсоюзов, церквей и инициатив. Однако немецкий и украинский опыт также свидетельствуют о том, что изменения удаются лучше тогда, когда граждане могут быть участниками изменений и идентифицировать их с собой. Участие на начальных этапах может даже ускорить процесс. Именно активное украинское гражданское общество многократно демонстрировало свою инновационную силу после Революции достоинства в 2014 году. Объединение и систематическое сотрудничество органов власти, политиков, бизнеса и гражданского общества в вопросах структурных изменений способны стать своеобразной украинской инновацией, которой могут поучиться другие европейцы.

У государства есть много способов начать диалог с гражданским обществом: круглые столы, тендеры на проекты, представительство в национальных органах, таких как угольная комиссия. Гражданское общество также должно иметь возможность играть конструктивную роль в этих формах двустороннего сотрудничества в рамках энергетического партнерства.

Таким образом, структурные изменения в угольных регионах могут стать процессом обучения для обеих сторон: с одной стороны — для местных органов власти и политиков, которые привлекают гражданское общество как конструктивного игрока с важными социальными ресурсами и вводят в общую ответственность. С другой — для гражданского общества, конструктивно выполняющего эту роль.

Германия и Украина уже давно являются близкими партнерами. Энергетическое партнерство, Европейское зеленое соглашение, тесные отношения между организациями гражданского общества и общинами дают много возможностей, которые нам предстоит совместно использовать для большой трансформации для защиты климата. У Украины уже есть значительные ключевые предпосылки к успеху: ее потенциал в ветровой и солнечной энергетике поражает даже на международном уровне.

Итак, открывается украинская перспектива для энергетического перехода, которая может стать социальным и экономическим успехом, если будут созданы соответствующие устойчивые рамочные условия: с одной стороны — путем энергетических проектов, которые принесут пользу местному населению. С другой — путем создания надлежащих рамочных условий для крупных инвестиционных проектов, таких как генерация и экспорт зеленого водорода, производимого по технологиям устойчивого производства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК