Пока некоторые дончане совершают политический и отнюдь не бескорыстный вояж на майданы Киева, в самом Донецке наконец-то всерьез обеспокоились качеством питьевой воды. Впрочем, и количеством тоже, потому что иногда даже не особенно вкусной, мягко говоря, воды на всех не хватает. Эта проблема — обычная для находящихся в степной зоне юго-восточных регионов Украины. Однако именно сейчас, считают представители центральной и местных властей, ситуация требует безотлагательных мер. «Уже нет времени, надо что-то решать с водой», — лаконично и просто выразил суть проблемы «коммунальный» вице-премьер Владимир Рыбак.
Об этом уже мало кто помнит, но последний визит премьер-министра Виктора Януковича в Донецкую область 29 марта был посвящен именно проблеме снабжения своего «родного» региона качественной питьевой водой. Это потом ему пришлось, отвечая на вопросы журналистов, делать политические заявления, ставшие затем основным информационным результатом его поездки на малую родину. Но вообще-то Янукович приехал в Донбасс с намерением посоветоваться с региональными чиновниками, как дальше быть с водой, без которой, как известно, «ни туды и ни сюды».
«Безусловно, этот вопрос является одним из наиболее болезненных в нашем государстве. Создание такой системы, которая могла бы решить этот вопрос в ближайшее время, сегодня в повестке дня для правительства и местной власти. Мы сегодня уже провели аудит в каждом регионе, чтобы выяснить, в каком состоянии находится система водоснабжения. У нас есть огромный разрыв между регионами», — заявил после совещания с чиновниками всех юго-восточных областей премьер-министр.
Тогда же он поручил Владимиру Рыбаку начать разработку национальной программы «Питьевая вода Украины», состоящей из двух разделов. Первый будет содержать неотложные мероприятия, чтобы проблемные регионы и вовсе не остались на «сухом пайке» (говоря об этом, Янукович очень старательно избегал слова «антикризисные»), второй будет посвящен стратегическому развитию отрасли водоснабжения. Причем В.Рыбак настаивает, что составляться эта программа должна не сверху, а снизу, то есть представлять собой компиляцию соответствующих региональных программ. Вроде как федерализация в действии. И деньги из госказны, заверил вице-премьер, будут выделяться только программно-целевым методом — под конкретные проекты. На такую форму оказания финансовой помощи украинским водоканалам правительство, если ничего худшего досрочно не случится, планирует перейти уже при формировании бюджета-2008.
Общую стратегию премьер-министр видит в нетрадиционном для постсоветских стран подходе. По его мнению, в отрасль водоснабжения пора наконец-то впустить частный капитал. «Мы не сможем самостоятельно решить этот вопрос, как, наверное, ни одна страна мира. Поэтому для нас очень важно создать такую систему, конкурентную среду, в которой была бы возможность соревнования. И чтобы такая система была привлекательной для инвесторов», — заявил В.Янукович в ходе своего визита на Донетчину.
Донецкие власти, со своей стороны, предложили самый радикальный подход к решению проблемы с водой. По общему мнению обладминистрации и облсовета, корень зла — в неэффективной структуре управления отраслью водоснабжения. «Водопроводно-канализационное хозяйство Донецкой области организационно состоит из многочисленных предприятий различных форм собственности. Технологическая схема производства и реализации услуг водоснабжения и водоотведения «от водозабора до потребителя» в большинстве случаев функционально разорвана. То есть налицо конфликт экономических интересов и, как следствие, отсутствие солидарной ответственности за качество услуг, оказываемых потребителю», — пояснил суть проблемы председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк.
Сейчас «донецкие» получают воду по достаточно сложному пути: местных источников питьевой воды в области нет, вода поступает по каналу Северский Донец — Донбасс. Владелец канала и прилагающейся к нему инфраструктуры — предприятие «Укрпромводчермет» (УПВЧМ), которое всегда находилось в собственности государства, последовательно перейдя по наследству от Минпрома СССР к Минпромполитики Украины. Это предприятие эксплуатирует 132 км канала, две тысячи километров магистральных водопроводов и 17 фильтровальных станций, где производится собственно приготовление питьевой воды из обычной речной. Таким образом, «Укрпромводчермет» сегодня — монопольный поставщик питьевой воды в Донецкой области. Ее через эту махину ежесуточно жителям области перекачивается полтора миллиона кубометров.
Но в городах воду потребителям распределяют уже местные водоканалы. Полторы сотни городов и поселков обслуживаются областным коммунальным предприятием «Донецкоблводоканал» (собственность Донецкого облсовета). В этих городах действуют единые тарифы на воду и канализацию. Еще ряд городов имеют собственные муниципальные водоканалы — Донецк, Мариуполь, Краматорск и др. Там работой своих предприятий распоряжаются местные советы. С переменным успехом.
Такая структура системы водоснабжения в области давно вызывала нарекания. Во-первых, государство проявило себя не слишком эффективным собственником своего водоснабжающего предприятия. Тарифы на отпуск питьевой воды согласовывались долго и со скрипом, в итоге «Укрпромводчермет» на сегодняшний день оказался с изрядно изношенным оборудованием и по уши в долгах. Ничего удивительного в этом нет — для Минпрома УПВЧМ никогда не относился к приоритетным предприятиям. В то же время для самой Донецкой области главнее «Укрпромводчермета» предприятия, пожалуй, и нет: любой сбой в работе — и пять миллионов человек останутся без воды. Что, как свидетельствует печальный опыт, практически неминуемо влечет за собой вспышку инфекционных заболеваний. Не говоря уж о «легком запашке» на улицах, поскольку канализация работать тоже не сможет. Даже на секунду остановить подачу воды по каналу нельзя, потому что другого источника воды нет.
Когда-то канал Днепр — Донбасс хотели дотянуть до Донецкой области, но потом решили не мучиться. Такое положение дел создает массу неудобств: естественный монополист вынужден тратиться на передовые технологии ремонта русла своего канала, чтобы изолировать изрядно потрескавшееся дно при помощи водолазов и подводной техники. По стоимости это сопоставимо с затратами на экспедиции Кусто.
Борьба за переформатирование этой структуры началась еще в 2001 году. Чтобы подвести под свои претензии научную базу, «донецкие» пригласили в область ученых из Киевского НИИ городского хозяйства. Главный вывод института: «необходимо изменение организационно-правовой структуры водоснабжения области, то есть объединение ведомственно и экономически разобщенных водоснабжающих предприятий».
«Ага!» — сказали донецкие власти и решением сессии облсовета определили «Укрпромводчермет» в коммунальную собственность областной общины. После всех бюрократических процедур, затянувшихся на три года, Кабмин Януковича своим постановлением поддержал это решение. Но следующее, «революционное», правительство поспешило дать по рукам «донецким» и вернуть УПВЧМ государству. В марте нынешнего года этот проект постановления вновь попал в Кабмин, однако из-за неразберихи с разделением Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ был возвращен на дополнительное согласование в Минэкономики. В последний приезд премьера глава Донецкого облсовета Анатолий Близнюк вновь напомнил ему о необходимости поторопиться с этим решением. Тот обещал посодействовать.
С технической точки зрения, логика в объединении предприятий в единую структуру есть. В городах Донецкой области нередки случаи, когда аварии на сетях случаются из-за того, что у поставщика-монополиста и распределяющего водоканала разные гидравлические режимы водопроводных сетей. Другой вопрос: кто будет владеть «водяным монстром»? Ответ очевиден — уже сейчас обладминистрация «выбила» у курирующего предприятие министерства право регулировать тарифную политику.
Кроме того, региональные власти заверяют, что создание такой сверхструктуры позволит обеспечить инвестиционную привлекательность отрасли водоснабжения и привлечь в нее внебюджетные средства. Украина в этом плане представляет собой феномен: в странах Европы водоснабжение — один из самых прибыльных видов бизнеса, но наше государство, ссылаясь на пресловутый «социальный фактор», очень неохотно впускает частный капитал в коммунальное хозяйство. Едва ли не единственный прецедент функционирования частного водоканала создан пока только в Одессе. По данным экспертов, к подобному развитию ситуации готовятся в Луганске и Харькове.
Однако один из основных факторов, тормозящих процесс разгосударствления водопроводного хозяйства, — неявное, но ощутимое сопротивление муниципальных властей. Содержание водоканала для любого города — дело достаточно накладное. Но, с другой стороны, жилищно-коммунальное хозяйство и цены на его услуги — вопрос политический. Например, достаточно распространена практика придерживания роста тарифов перед выборами, несмотря на все экономические предпосылки. Поэтому «свое» добро мэры городов без боя не отдадут. Это характерно не только для Донбасса. «Приход инвесторов всегда встречают в штыки. Причины я не комментирую, мы все здесь взрослые люди», — поделился своими наблюдениями губернатор Запорожской области Евгений Червоненко.
Скептически оценил новаторские идеи областной власти и мэр Донецка Александр Лукьянченко. «На сегодняшний день Донецк привык работать на своих ресурсах и имеет свой водоканал. Чтобы принять такое решение (о разгосударствлении и вхождении в какую-то региональную структуру. — Е.Ш.), нужно семь раз отмерить и один раз отрезать. Страна уже впустила иностранных инвесторов в электрические сети облэнерго в большинстве регионов страны. Мы от этого серьезные изменения получили? Если не считать ежемесячного повышения цен на электроэнергию», — отметил донецкий градоначальник.
Директор городского водоснабжающего предприятия шахтерской столицы — КП «Донецкгорводоканал» — Михаил Моисеев тоже не в восторге: «Думаю, что вхождение предприятий коммунальной формы собственности в какую-то структуру может рассматриваться только на договорных условиях».
Зато руководители областных предприятий водоснабжения — поставщика («Укрпромводчермета») и основного распределителя («Донецкоблводоканала») — инициативы из властных кабинетов воспринимают с радостью. «Это в общем-то оправдано. Меньше проблем в госорганах, деньги будут сосредоточены только у одной организации», — считает заместитель генерального директора УПВЧМ Александр Алипов. Правда, с ответом на вопрос об инвестиционной привлекательности своего предприятия он затруднился.
Директор областного предприятия КП «Донецкоблводоканал» Виктор Маслак, напротив, сомнений по этому поводу не испытывает. «Отрасли монополии всегда были привлекательными для инвесторов», — уверен он. По словам руководителя областного водоканала, интерес здесь обоюдный: инвестору нужен простор для вложений, водоснабжающим предприятиям — деньги. «Тариф не можем поднять, в бюджете денег нет. Нам нужно взять деньги — у Всемирного банка, у частного инвестора, у кого угодно», — уже менее оптимистично заявил В.Маслак.
Донецкую модель управления водоснабжающей отраслью, не исключено, могут перенять другие регионы, также зависящие от внутреннего импорта питьевой воды. Это, в первую очередь, Крым, занимающий последнее место в Украине по запасам водных ресурсов. Более тысячи сел в Крыму и южных регионах вообще не имеют централизованного водоснабжения и «перебиваются» привозной водой. Если Донецкой области надо напоить и вымыть «всего лишь» пять миллионов земляков, то для Крыма качественное водоснабжение, помимо решения социальных проблем, — это один из важнейших факторов привлекательности для инвесторов и туристов. Без воды, в общем, сами понимаете…