Нынешние экономические трудности вызывают к жизни еще и экономический анализ почти любого мало-мальски значимого прецедента. Так вот, по подсчетам самих же пограничников, каждый пиратский заход в наши территориальные воды турецких шхун (в нем, как правило, одновременно принимают участие от 10 до 30 таких плавсредств) выливается для страны в потенциальный ущерб в пределах 12 миллионов долларов. Каков потенциальный ущерб от попыток развалить единственное казенное предприятие судостроительной отрасли Украины и головную организацию в области военного кораблестроения — казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения (КИПЦК), что в Николаеве, — оценивать будут, по-видимому, лишь наши потомки…
Основными заказчиками КИПЦК являются Министерство обороны Украины и Государственный комитет по делам охраны государственной границы. В нынешнем году центр будет отмечать свое двадцатипятилетие. Но, судя по всему, юбилей этот может оказаться грустным. Неординарность и нелепость ситуации заключается в том, что сотрудники КИПЦК, с 1991 года работающие исключительно в интересах ВМС и Морских сил Погранвойск Украины, имеют задолженность по зарплате длиной 24 месяца. Время здесь словно бы остановилось. В пору, когда это время еще шло в ногу с жизнью, теперь уже несуществующее государство СССР довольно уважительно относилось к военному судостроению. Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения был создан в 1975 году как структурное подразделение Северного ПКБ города Ленинграда, являвшегося проектантом основных классов боевых надводных кораблей ВМФ СССР. Целью создания нового предприятия виделось обеспечение потребности военного кораблестроения на юге страны; уже через год было преобразовано в Николаевский филиал Северного ПКБ, а еще через четыре реорганизовано в самостоятельное Южное ПКБ. С обретением Украиной независимости на базе КИПЦК был создан Исследовательско-проектный центр кораблестроения Украины, а постановлением Кабинета министров это предприятие определено стратегически важным для национальной безопасности и экономики страны. Соответствующим приказом Минпромполитики от 12 июля минувшего года КИПЦК назначен головной научной организацией по научно-техническому направлению «кораблестроение». На практике это означает, что в его стенах собраны уникальные специалисты конструкторско-технологического направления, напрямую связанные с процессом проектирования боевых кораблей: оружия на них, защитных объектов и тому подобное.
И все перечисленное действительно правда. Достаточно сказать, что по чертежам местных специалистов были созданы флагман ВМС Украины фрегат «Гетьман Сагайдачний», а также серия пограничных сторожевых кораблей типа «Менжинский», находящихся нынче в составе ФПС России. КИПЦК принимал участие в проектировании, обеспечении строительства и сдаче серии ракетных крейсеров типа «Украина» (ВМС России), серии фрегатов типа «Раджпут» для ВМС Индии, а также в модернизации кораблей ВМФ бывшего Советского Союза.
Можно было бы только порадоваться за наших земляков, вносящих столь весомый вклад в дело военного судостроения, если бы не последняя страница уже современной их истории. В настоящее время практически сто процентов загрузки николаевского предприятия составляют работы по государственному оборонному заказу, но финансируются они ни шатко ни валко. Согласно информации, предоставленной корреспонденту «ЗН» в КИПЦК, в минувшем году николаевцам перечислено: со стороны Минобороны — 218,9 тысячи грн., в том числе 88,6 тыс. грн. — путем погашения векселей Государственного казначейства; со стороны Госкомграницы — 561 тыс. грн., в том числе 331 тыс. — путем погашения векселей Государственного казначейства, со стороны Минпромполитики — 50 тыс. грн. Увы, названные суммы могут впечатлить лишь того, кто не знает, сколько должны николаевцам. А задолженность заказчиков государственного оборонного заказа за выполненные и уже принятые работы 1997—99 годов составляет: со стороны Госкомграницы — 532 тыс. грн., со стороны Минобороны — 635,6 тыс. грн., еще 783,7 тыс. грн. (без учета штрафных санкций) составляет задолженность корпорации «Укрэнергосервис», которой были переуступлены долги Минобороны перед КИПЦК за работы 1996—97 годов. Впрочем, обо всем этом можно сказать гораздо проще: задолженность по заработной плате в николаевском КИПЦК нынче составляет 24 (!) месяца или 716 тысяч гривен без начислений и компенсаций.
— Если мы получаем государственный оборонный заказ и выполняем его качественно и в срок, то и заказчик тоже должен выполнять свою часть договора. Мы же не просим каких-то субсидий, дотаций — оплатите нам заработанное! — с обидой говорили корреспонденту «ЗН» работники КИПЦК. К слову, чувствуя себя ненужными, они неоднократно поднимали вопрос перед вышестоящими инстанциями с предложением расформировать николаевский КИПЦК. В ответ слышали уверения в том, что, дескать, Украине необходимо военное судостроение, а значит, и КИПЦК. Ясное дело, обращения «вверх» не могли пройти совсем уж не замеченными. И в минувшем году по поводу погашения задолженности николаевскому центру были отданы два поручения Президента Украины и шесть поручений Кабинета министров Украины. Все без толку…
Администрация николаевского центра, конечно, как может, ищет выход из положения. Но прошлогодние меры по погашению долгов работников предприятия за коммунальные услуги (путем взаимозачета) и выдача зарплаты натуроплатой не оказали существенного влияния на сокращение имеющейся задолженности — слишком уж несоизмеримы их «весовые категории».
Очевидно, что ситуация, вызванная хронической неплатежеспособностью заказчиков и постоянным сокращением объемов госзаказа, вынуждает николаевцев к поиску работы на стороне. КИПЦК уже предприняты некоторые шаги в этом плане. Например, в минувшем году были успешно завершены работы в рамках контракта с НАТО над перспективным надводным боевым кораблем. Уже в январе нынешнего года николаевцы заключили контракт на выполнение работ в интересах Министерства обороны Вьетнама. В принципе имеются и хорошие перспективы организации совместных работ с Китаем, Турцией, Пакистаном, но, согласитесь, парадоксальность и трагикомизм ситуации состоит в том, что в «объятия» иностранных министерств не чего-нибудь, а обороны наше государство подталкивает единственный в Украине Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения! Ну как тут не вспомнить пресловутую фразу о том, что тот, кто не хочет кормить свою армию, обречен кормить чужую? В данном случае — пока идеями, которые, кстати говоря, тоже дорогого стоят.
Как стало известно автору этих строк, каждый восьмой конструктор николаевского КИПЦК в свое время был отмечен правительственными наградами за создание боевых кораблей нового поколения для ВМФ СССР. Судя по той же зарплате, а вернее, ее отсутствии, весь этот грандиозный интеллектуальный потенциал ВМФ Украины не нужен? Тогда возникает другой вопрос: так какое же время на часах нашего отечественного военного судостроения и вообще идут ли эти «часы»?
— Угробив нас, промышленность утратит потенциал к созданию боевых кораблей, — сказал корреспонденту «ЗН» исполняющий обязанности директора николаевского КИПЦК Евгений Борисов. — В таком случае наши украинские ВМС через три-четыре года вообще могут прекратить свое существование, исчезнуть как вид вооруженных сил. Корабельный состав новыми судами не пополняется, да и откуда им взяться, если за последние годы на украинских заводах не заложено ни одного нового корабля и, судя по всему, в ближайшие годы заложено не будет — все работы, связанные с созданием новых военных кораблей, практически свернуты.
Что и говорить, грустная выходит картина. Соседи николаевцев — одесситы в таком случае, наверное, пошутили бы: «И оно вам надо?». Но николаевцам, работникам КИПЦК нынче не до шуток.
Когда верстался номер. Как сообщил корреспонденту «ЗН» председатель профкома предприятия Сергей Жилин, на днях (28 апреля) его работниками было получено 25% заработной платы за… апрель позапрошлого года — Министерство обороны перечислило 34,3 тыс. грн., что, как подсчитали на месте, составляет всего 5,4% от суммы задолженности только одного этого министерства. Согласитесь: радоваться пока особо нечему…