Мост в Евросоюз местного значения

Поделиться
8-я Европейская конференция приграничных регионов «Трансграничное сотрудничество как фактор соц...

8-я Европейская конференция приграничных регионов «Трансграничное сотрудничество как фактор социальной сплоченности и политической стабильности в Европе», которая состоялась в Луцке, была приурочена сразу к двум юбилеям: к 25-летию подписания Мадридской конвенции Совета Европы «О трансграничном сотрудничестве между территориальными общинами или властями» и к 10-летию еврорегиона «Буг». Совет Европы в лице Парламентской ассамблеи и Конгресса местных и региональных властей, а также Волынский областной совет собрали вместе полторы сотни представителей целого ряда евроинтеграционных структур, европейских правительственных и неправительственных организаций, ученых и специалистов, чтобы обсудить достижения, проблемы и перспективы сотрудничества приграничных регионов.

«Шрамы истории»
в современной политической косметологии

Право провести эту конференцию именно в Луцке Василю Дмитруку, председателю Волынского областного совета, сопредседателю совета еврорегиона «Буг» и члену Конгресса местных и региональных властей, пришлось «отвоевывать» у Польши и Португалии. Весомым аргументом в этом споре оказался диплом за значительные достижения в сфере трансграничного рынка работы и повышения квалификации, который «Буг» получил в 2003 году на заседании Генеральной ассамблеи Ассоциации европейских приграничных регионов. Сейчас же, после двух лет напряженной работы по подготовке нынешней конференции, у Волыни есть еще больше оснований гордиться своими «еврорегиональными» достижениями. Самые зримые из них — новый мост через Западный Буг в районе Ягодина и уникальный терминал на пропускном пункте «Устилуг — Зосин» с возможностью одновременного прохождения таможенного и приграничного контроля — были продемонстрированы участникам конференции в ходе ознакомительной экскурсии.

Менее наглядны, но не менее впечатляющи объемы привлечения в экономику области иностранных инвестиций. Если доля Польши в общем объеме инвестиций в Украину составляет
2,3%, то 28,8 % из них вложены в Волынскую область. В том числе и в создание в Луцке банка со стопроцентным польским капиталом. Большие перспективы и у туристического маршрута Люблин — Луцк — Брест, дающего возможность посетить 60 туристических достопримечательностей, среди которых Луцкий замок, Зимненский монастырь, Шацкие озера, озеро Свитязь. Перечислять все проекты, реализация которых стала возможной благодаря созданию еврорегиона «Буг», долго, однако обойти вниманием еще один — «Создание трансграничной стратегии предотвращения наводнений в бассейне реки Западный Буг» — нельзя.

Хотя «Буг» не является ни самым первым, ни самым крупным еврорегионом в Украине, именно здесь наиболее наглядны возможности трансграничного сотрудничества (ТГС).

Первый опыт совместного решения общих проблем у жителей различных стран, находящихся по разные стороны от государственной границы, стал накапливаться еще в 1950-х годах, когда Европа только-только начинала залечивать послевоенные раны. В 1958 году первое такое образование, получившее название «Еврориджио», возникло на немецко-голландской границе, и именно от него пошел термин «еврорегионы». Классическим считается пример бельгийско-голландско-немецкого еврорегиона «Маас-Рейн», созданного в 1976 году, но получившего официальное признание лишь в 1991-м.

С этого момента началось массовое создание еврорегионов, и сейчас их насчитывается около 200, в том числе шесть — с участием Украины. Опыт наиболее успешных из них показывает, что все исторические недостатки приграничных регионов можно превратить в достоинства. Наиболее точно это сформулировал Альфред Мозер, первый президент Ассоциации европейских приграничных регионов: «Границы — это шрамы истории. Мы не должны о них забывать, но мы не должны и потворствовать им. Региональное единение — с обеих сторон границы — более значимо и существенно, чем разделение».

В Киеве ругаются — караван ТГС идет

И все же свой рассказ о еврорегионе «Буг» Василь Дмитрук начал не с достижений, а с проблем. А их оказалось немало. Причем решить их своими силами местные власти не могут — это дело высших органов украинской власти. А Киеву, с учетом нынешней «структуры момента», явно не до региональных проблем. Заявленного в программе вице-премьера Олега Рыбачука на конференции не было, и думается, не только потому, что он сейчас уже не вице-премьер. Не было и руководства Министерства экономики и европейской интеграции, на поддержку которого украинские организаторы очень рассчитывали. Из киевских «авторитетов» рискнул выбраться в Луцк лишь Юрий Ключковский, да и то буквально на пару часов. Тем не менее для «ЗН» он все же успел прокомментировать ситуацию:

— Идея трансграничного сотрудничества регионов, которая сегодня обсуждается на конференции, исходит из расширения полномочий региональных властей разных стран на отношения за границами своего государства. Это очень серьезное расширение полномочий, оно является краеугольным камнем европейской демократии. Процесс децентрализации и деконцентрации власти в государстве в течение последних 30 лет прошли даже такие централизованные страны, как Франция. В Украине тоже нужна административно-территориальная реформа, проведенная в духе европейских представлений, основанная на расширении полномочий как представительских, так и исполнительных органов. Однако пока что ее осуществление тормозится в силу ряда причин. Во-первых, это, без сомнения, страшный консерватизм руководителей местного уровня, каждый из которых обеспокоен тем, где он сам окажется после реформы. И если понимает, что шансов остаться у него нет, то начинает оказывать сопротивление.

Во-вторых, эта идея не воспринималась правительством. И попытки провести изменения к законам, чтобы внести их в Верховную Раду от имени Кабинета министров, ничем не закончились — Кабмин их просто не рассматривал. Сейчас, я надеюсь, ситуация изменилась, однако очень много времени уже потеряно. Была надежда, что если вовремя принять законы, закладывающие новую территориальную организацию самоуправления, вместе с новой основой бюджетного и налогового обеспечения местного самоуправления, а также провести местные выборы на полгода позже, то уже с 1 января 2007 года это все начало бы работать на местах. Теперь, из-за приближающихся парламентских выборов, кардинальные решения в парламенте принимать тяжело. Так что, скорее всего, решать эту проблему будет уже парламент нового созыва.

То, что процесс административно-территориального реформирования не будет ни гладким, ни быстрым, вряд ли для кого-то оказалось неожиданностью. Ведь в той же Польше это увлекательное занятие растянули на целое десятилетие. А вот появление в бюджете одной такой небольшой строки — финансирование трансграничного сотрудничества — многим, в том числе и Василю Дмитруку, казалось более достижимой целью. Правда, теперь остается выяснить, как долго это еще будет казаться.

Озвучивание астрономических сумм, потраченных на реализацию грандиозных проектов еврорегиона, естественно, вызвало вопрос: а деньги откуда? Из Брюсселя, вестимо, ведь ни у Польши, ни тем более у Украины таких колоссальных средств нет. Так что посвящение проблемам «Содействия развитию ТГС в Европе с учетом политики добрососедства ЕС» отдельной сессии конференции и участие в ней главы генерального директората Еврокомиссии по вопросам региональной политики Элизабет Эландер и члена Европарламента Яна Ольбрихта — хорошая новость. А плохая — то, что финансирование Брюсселем ТГС резко сокращается. Причем если одну из причин такого решения — отсутствие конкретных проектов с высокой степенью эффективности — конференции устранить вполне по силам, то с остальными справиться значительно сложнее. А среди них и неясности в административных полномочиях региональных властей и НПО приграничных регионов, и проблемы координации функций Еврокомиссии и руководства проектами. Но самое главное препятствие для получения помощи со стороны Евросоюза — его требование совместного финансирования, пусть и в неравных долях, каждого проекта. И вопрос этот требует незамедлительного решения именно сейчас, на стадии разработки «Региональной политики Еврокомиссии» на 2007—2013 годы.

В целом, конечно же, на конференции речь шла отнюдь не только о проблемах и достижениях Украины. По словам Андрея Гука, руководителя секретариата делегации Украины в Конгрессе местных и региональных властей и начальника отдела Фонда содействия местному самоуправлению Украины, она — первая среди мероприятий подобного уровня, на которой соотношение представителей нашей страны и авторитетных европейских институций вышло на уровень 50 на 50. Европейские деятели съехались в Луцк, чтобы вместе с нами обсуждать свои самые злободневные проблемы. Среди них, помимо уже перечисленных, — изменения в децентрализованном ТГС между европейскими регионами, управление водными бассейнами, развитие трансграничного транспорта, укрепление роли еврорегионов в развитии ТГС.

Вальтер Шмидт, председатель Комитета по вопросам окружающей среды, сельского хозяйства и местного самоуправления ПАСЕ, даже предположил, что Украина вполне может стать моделью для всей Европы в этой области. Причем насколько наша страна способна справиться с этой ролью, можно будет понять уже на конференции «Уроки и перспективы реформирования территориальной организации власти: национальный и международный опыт», которую Страсбург запланировал провести в Киеве 20—21 октября.

Еврорегион «Буг» расположен на территории Украины, Польши и Беларуси с общей площадью около 80 тыс. кв. км, его население превышает 5 миллионов человек. Крупнейшие города — Луцк, Люблин, Брест.

Через Еврорегион «Буг» проходят важнейшие коммуникационные пути, соединяющие страны Западной Европы с Россией, Украиной, Беларусью. На его территории находятся пассажирские и товарные пограничные переходы европейского значения.

На территории еврорегиона «Буг» создано четыре национальных парка:

Беловежский (на белорусской территории), площадью в 87,6 тыс. гектаров, включает в себя единственную в Европе первобытную пущу с несколькими тысячами видов зачастую уникальных животных и растений;

Полесский (на польской);

Росточанский (на польской);

Шацкий (на украинской), включающий 22 озера карстового и послекарстового происхождения.

Для управления деятельностью еврорегиона созданы национальные бюро секретариата в Бресте, Луцке и Хелме.

Основные направления деятельности еврорегиона «Буг» — дальнейшее развитие взаимовыгодных экономических отношений, сотрудничество в социальной и культурной сферах, а также по вопросам экологии и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме