Лайфхак для мэров

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Как увеличить доходы местных бюджетов и обрести политическое долголетие.

Реформа налоговой децентрализации определила исход местных выборов: существенное увеличение сумм в местных бюджетах помогло многим мэрам заручиться поддержкой местных жителей. Рост расходов на давно изношенную инфраструктуру создал иллюзию, что, наконец-то, появилась местная власть, которая «что-то делает». Но долгой эта сказка не будет, центральная власть из года в год передает на места новые полномочия, но не дополнительные финансовые ресурсы. И многие счастливые победители местных выборов уже понимают, что без увеличения доходов местных бюджетов им будет сложно сохранить взятый темп реконструкций, реноваций и обновлений. Что ж, мы готовы подсказать им, где нужно закопать монетку, чтобы вырастить денежное дерево.

Коротко о финансах

Конечно, значительную часть своих доходов местные бюджеты все еще получают из центрального в виде субвенций и дотаций, и повлиять на эти суммы могут едва ли. Зато могут увеличивать собственные поступления, в основном налоговые, развивая бизнес и укрепляя местную экономику.

Исследование VoxUkraine показало, что в территориальных громадах, проходивших процедуры добровольного объединения, менялась модель взаимоотношений «местная власть—бизнес». Среди выводов исследования можно выделить следующий: «Местные власти получили стимулы улучшать местный бизнес-климат, чтобы собирать больше налогов и, соответственно, иметь больше средств на местное развитие». Как пример здесь можно привести качественный диалог местной власти с бизнесом в Пидберезцовской ОТГ Львовской области. Уже в первый год активной работы местной власти с бизнесом удалось получить около 1,4 млн грн дополнительного финансового ресурса за счет увеличения поступлений налога на доходы физлиц (НДФЛ).

Именно НДФЛ, он же «зарплатный налог», является основным источником собственных поступлений в местные бюджеты. До фискальной децентрализации НДФЛ поступал в центральный бюджет, после — порядка 60% его сборов остаются на местах, и это существенная поддержка для местных бюджетов. «Это налог, который работодатель как налоговый агент платит за своих работников. Как правило, это и малый бизнес, который работает на едином налоге и платит НДФЛ за наемных работников (если такие у него есть), и средний/крупный бизнес. Поэтому можно говорить о том, что местные власти заинтересованы в развитии бизнеса в целом, а не только какой-то группы предприятий в зависимости от их масштаба. И что, пожалуй, еще важнее, чтобы именно на территории громады существовало и создавалось как можно больше предприятий», — считает руководитель Центра анализа публичных финансов и публичного управления КШЭ Дарья Марчак. Как показывают данные, объем НДФЛ, поступления в местные бюджеты также с каждым годом растут (даже с учетом изменения стоимости денег во времени) (см. рис. 1).

Еще одним источником собственных доходов являются местные налоги, среди которых весомую долю занимает единый налог, уплачиваемый малым бизнесом. Если проанализировать показатели последних лет, то увидим, что объемы поступлений этого налога тоже растут. Отчасти потому, что растет ставка налога и меняются правила его администрирования, отчасти действительно благодаря развитию мелкого предпринимательства (см. рис. 2).

То есть наиболее очевидный способ увеличить доходы местных бюджетов — поддерживать и развивать местный бизнес, стимулировать создание новых предприятий на территории громады, искать инвестиции, помогать уже существующим компаниям наращивать прибыль. И что важно, все перечисленное по силам местным властям.

Поддержка бизнеса деньгами

У местной власти нет ни полномочий, ни ресурса, чтобы раздавать деньги бизнесу (даже на возвратной основе в виде кредитов). Зато Бюджетный кодекс Украины позволяет принимать местные целевые программы, на основе которых формируются бюджетные программы поддержки бизнеса.

Местные целевые программы могут предусматривать:

  • возмещение части процентов по кредитам, взятым на покупку основных средств (например, во Львовской области, по данным ЛОГА, с 2016 года этой опцией воспользовались более 100 субъектов хозяйствования, которым возмещено более 6 млн грн);
  • ваучерную поддержку бизнеса в виде предоставления на конкурсной основе ваучеров — безвозвратной финансовой помощи. Это могут быть инновационные ваучеры, или ваучеры на услуги или маркетинговые услуги;
  • отдельные программы поддержки агропромышленного сектора, а также аграрного сектора, фермерских хозяйств и сельских кооперативов. Здесь местные власти стимулируют получение льготных кредитов у коммерческих банков, в том числе и под реализацию бизнес-планов (то есть речь идет не только о предстоящих налогах, но и о занятости).

С крупнейшими действующими программами поддержки бизнеса местной властью можно ознакомиться в таблице.

Также не забываем, что именно органы местного самоуправления вправе определять ставки отдельных налогов и сборов. Правда, это делается заранее (соответствующие решения должны приниматься не позднее 15 июля года, предшествующего периоду, на который будут распространяться эти нормы). «Хотя в этом году парламент разрешил вносить изменения в ставки на текущий год в сторону уменьшения, и этим воспользовались часть местных рад для поддержки бизнеса. Хотя важно понимать, что причиной для такого шага был предвыборный период, и на самом деле для отдельных бюджетов было неоправданной роскошью отказываться от части поступлений», — отмечает Дарья Марчак.

Важны не только деньги

Но важна не только прямая финансовая поддержка. По-прежнему необходимо сокращать административные барьеры, упрощать сложные процессы, автоматизировать сервисы и переводить их в онлайн-режим, а также стараться не отвлекать бизнес на проверки. Так сказать, максимизировать удобство работы для бизнеса.

А еще важны образовательная поддержка (организация обучения по учреждению и ведению бизнеса, бухгалтерскому учету), кадровая (развитие профессионально-технического образования) и информационная.

«Для малого бизнеса у нас есть обучающие программы «Интернатура бизнеса», где учат составлять бизнес-план, маркетинговую стратегию и т.д. К нам приезжают тренеры из Киева и Львова (сейчас обучение идет в онлайн-формате), а после окончания курса мы выдаем сертификаты, — говорит губернатор Днепропетровской области Александр Бондаренко. — Также в ОГА есть отдел по работе с инвесторами, куда могут обратиться как потенциальные инвесторы, так и уже существующие. Есть инвестиционный совет, который периодически собирается, чтобы обсудить возможности для бизнеса и чем ему можно помочь. Например, нужна производственная площадка для нового направления бизнеса. Наш менеджер начинает ходить по кабинетам других служб и ведомств вместе с руководителем проекта. Это ускоряет бюрократические процессы и является дополнительным барьером от коррупции».

Некоторые власти, кроме прочего, сосредотачиваются и на внешнеэкономической деятельности. При этом местный бизнес обучают экспортной деятельности, содействуют его выходу на внешние рынки, а также привлекают новых инвесторов. Местные власти, представляя свой регион, участвуют в международных выставках и форумах, проводят торговые миссии. Например, в той же Днепропетровской ОГА есть отдел по внешнеэкономическим связям, организующий для местных экспортеров такие поездки, в рамках которых проходят обмен контактами, переговоры, заключаются контракты. На этот год были запланированы миссии в США, Канаду, Чехию, Турцию. Увы, они были перенесены из-за пандемии коронавируса.

Кроме того, потенциального инвестора можно привлечь банальным содействием в выделении земельного участка под конкретный бизнес-проект. Так как процедура отвода земель сопряжена с множеством бюрократических и подготовительных процедур, местная власть вполне может как облегчить эти процессы бизнесу, так и усложнить. Не зря же слова «землеотвод» и «коррупция» в украинском языке почти синонимы.

Еще одним важным инструментом поддержки может стать создание такой инфраструктуры для бизнеса, как индустриальный парк. Это может быть инициативой местных органов власти, включающей в себя вопросы отвода территории, организацию подведения коммуникаций, привлечения инвесторов и т.д. Если есть индустриальный парк, то есть готовое решение, которое можно предложить потенциальным инвесторам. К сожалению, сегодня в Украине на бумаге есть 43 индустриальных парка, но реально работают единицы. По мнению экспертов, причина в том, что существующие льготы для индустриальных парков не могут стимулировать их развитие. Бизнесу для роста недостаточно отсутствия паевого взноса и нулевой пошлины на импорт. Реальный сектор хотел бы освобождения от уплаты налога на прибыль, например, на пять лет, НДС-льгот и прочих налоговых стимулов.

Кластеры

Целью создания индустриальных парков может быть появление в будущем значимых для региона кластеров. Хотя кластеры нередко организуются самостоятельно, власть тоже может этому поспособствовать. Бывают универсальные кластеры, например, аграрные, поскольку сельхозземли есть на всей территории Украины, как и агробизнес. В этом случае местным властям следует стимулировать производство в этих кластерах продукции с высокой добавочной стоимостью. И дело здесь не только в увеличении налоговых сборов, но и в том, что такие производства требуют большего числа рабочих рук, а рост занятости — основа экономического благополучия. Да и экспорт готовой продукции, а не сырья — приоритет для любой развитой страны.

Не менее распространены промышленные кластеры. В их основе уже существующие промпредприятия. «В Днепропетровской области мы сосредоточились на космической и машиностроительной отраслях. Во-первых, на сегодняшний день здесь работают около 10 тысяч специалистов, а потенциал — 20 тысяч. Во-вторых, это сверхприбыльная сфера деятельности. В-третьих, это престижно, это определенная репутация страны, что также привлекает потенциальных инвесторов в другие сектора экономики», — говорит Александр Бондаренко.

Не менее перспективно развитие ІТ-кластеров, энергетических кластеров, кластеров легкой промышленности и даже кластерного овощеводства. Каждый регион может найти ту нишу, которая станет для него точкой роста.

Естественно, хорошим источником средств для местных бюджетов могут быть туристические кластеры. Но ставка на туризм потребует от местных властей не только совета и поддержки, но и значительных инвестиций в инфраструктуру, без которой развитие туризма невозможно даже при большом желании бизнеса.

***

Мы видели немало хороших примеров поддержки бизнеса местными громадами, но надеемся, что их количество вырастет в разы в ближайшие годы. Местные власти должны активизироваться в вопросах создания комфортных условий для уже существующего бизнеса и привлечения новых инвесторов. Именно от этого, а не от подачек из центрального бюджета, зависит финансовая состоятельность регионов, благополучие их жителей и возможности привлечь инвестиции. Ведь украинский бизнес становится все более разборчивым, конкуренция за инвестора растет. Практики прошлых лет, когда местные власти полностью зависели и от финансирования, и от решений центра, не вернуть. Сейчас выживать, крепнуть и развиваться будут только те, кто сможет своим умом и инициативой создать эффективную бизнес-среду, обеспечивающую и стабильный экономический рост, и увеличение налоговых поступлений. Именно такие руководители и их команды, с большой вероятностью, победят на следующих местных выборах. Дерзайте, господа!

Больше статей Елены Середы читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме