Для многих харьковчан скоро станет обычным ездить на работу в «вольво». Этот приятный сюрприз подготовила пассажирам городского транспорта местная власть, заключив договор на поставку из Финляндии десяти автобусов этой марки. «Вольво» были в эксплуатации два года, их стоимость 25 тысяч долларов. Горисполком нашел форму расчетов, при которой оплата возможна не валютой, а карбованцами.
Для примера, новый «икарус» стоит ныне от 140 до 240 тысяч долларов, новые автобусы львовского производства пока хороши только в телевизионных репортажах - на практике они до Харькова еще не дошли, российские ЛИАЗы не по карману, к тому же у них проблемы с двигателем. Сопоставив же свои возможности и эксплуатационное качество импортных машин, харьковские специалисты остановились на «Вольво».
То, что автобусы уже были в эксплуатации, не пугает. В свое время «Харавтотранс» закупил десять «икарусов», бывших в употреблении в тогдашней ГДР. Сегодня восемь из них еще на маршрутах, возят пассажиров на Алексеевку, один из самых многолюдных жилмассивов.
Первые «вольво» поступят в город уже в ближайшее время и станут собственностью города. Но, как заявили в горисполкоме, они не будут переданы государственным автотранспортным предприятиям. Сегодня картина с транспортом в Харькове выглядит так. Автобусы, которые перевозят горожан, находятся в государственной собственности, трамваи и троллейбусы принадлежат городу. О своем имуществе - электротранспорте харьковские власти заботятся постоянно, даже в самое сложное время, с «Харавтотрансом» часто возникают проблемы. Неоднократно город обращался с просьбой передать автопарк ему, но... в собственность не отдают. Хотя, конечно, и городу, и области приходится постоянно помогать автобусникам в ремонте и дотировать перевозки.
Получив «вольво», горисполком решил создать альтернативную структуру. На конкурсной основе автобусы будут переданы в аренду фирме или организации, которая станет обслуживать харьковчан, внося арендную плату за эксплуатацию городского имущества. Тем самым через время затраченные средства возвратятся в бюджет.
В Харьковском горисполкоме считают, что только таким путем можно разбить заскорузлую монополию, которая все еще существует в автобусном обслуживании.