ХАРЬКОВЧАНЕ НАМЕРЕНЫ СОБЛЮДАТЬ ЗАКОН, НО... ВО ЧТО ЭТО ВЫЛЬЕТСЯ?

Поделиться
Принятие закона о повышении минимальной заработной платы на Харьковщине встретили двояко. С одно...

Принятие закона о повышении минимальной заработной платы на Харьковщине встретили двояко. С одной стороны, это решение вроде бы назрело не случайно, выступая на недавнем совещании с директорами крупных промышленных предприятий, губернатор Евгений Кушнарев заявил: «Повышение оплаты труда должно стать в области приоритетным. На начало этого года лишь 40 процентов работников получают зарплату выше прожиточного минимума. В массе своей люди остаются бедными».

С другой стороны, по оценкам специалистов, отнюдь не все предприятия смогут перенести это повышение безболезненно.

Опрос-анализ, проведенный Харьковской областной организацией работодателей, показывает, если не будут приняты экстренные меры, выполнение закона о повышении в 2003 году минимальной зарплаты приведет к уравниловке в бюджетной сфере и массовым увольнениям в промышленности. Из числа опрошенных в Харькове пока нашлось лишь одно предприятие, которое вписывается в параметры ожидаемого повышения, — «Южкабель». По ряду видов выпускаемой сегодня кабельно-проводниковой продукции завод не имеет конкурентов на территории СНГ. На 1 января 2003 года средняя зарплата здесь составляла 380 гривен, минимальная — 190, то есть вопрос 185 гривен предприятие решило самостоятельно уже в прошлом году. Нет проблем и с повышением до уровня 237 гривен, так как 12 процентов роста затрат на заработную плату здесь компенсируются 18 процентами роста объемов производства.

Но что касается ряда других предприятий, то картина не так безоблачна. И если новый уровень минимальной зарплаты в 185 грн. с оговорками, но воспринимается, то 237 грн. вызывает просто таки бурю неприятия. К примеру, электромеханический, тракторный, ХЭЛЗ («Укрэлектромаш»), подшипниковый заводы выполнить закон без сокращения численности не в состоянии. Количество людей, которым светит увольнение, разное, но уж очень угрожающее — от 400 до 1800 человек. Для промышленного Харькова подобные сокращения могут стать катастрофическими, как, впрочем, и для Украины.

— Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу — возможность избежать массовых увольнений есть, говорит Леонид Рубаненко, председатель областного объединения работодателей. — Для Харьковской области — это выделение предприятиям через областную программу занятости 10 млн. гривен для создания рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров. Подчеркиваю, деньги должны пойти на создание новых рабочих мест непосредственно на заводах. Предприятия сами будут готовить нужных специалистов или передадут часть средств в профильные профтехучилища или вузы. Сегодня потребность в квалифицированных рабочих, мастерах, технологах в Харькове очень высока. Нужные суммы есть в системе социального страхования на случай безработицы. Более того, финансируется этот фонд за счет регулярных отчислений тех же предприятий.

Есть еще одно направление, которое, как считают предприниматели, помогло бы выдержать пресс повышения минимальной заработной платы до 237 гривен, — снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Сегодня предприятия платят взносы в социальное страхование не только на случай безработицы, но и временной потери трудоспособности, выплаты по несчастным случаям. Недавняя катастрофа украинского самолета серьезно «подчистила» фонд по несчастным случаям, а остальные фонды? Больничные листы первые пять дней сегодня оплачиваются за счет работодателя и лишь потом — из фонда временной потери нетрудоспособности. Как показывает практика, сегодня только на больших предприятиях еще как-то «разрешается» болеть. В малом и среднем бизнесе и три дня поболеть нельзя. Поэтому люди не очень идут на больничные. По какому такому прямому назначению используются тогда деньги? Разве не правильнее было бы направить их на создание рабочих мест, на переподготовку? Если за полгода до 1 июля этот или другие механизмы не будут задействованы, то начнется рост безработицы.

Статистические данные говорят о том, что на Харьковщине на 1 января среднемесячная заработная плата одного штатного работника составляла 370,4 гривни, это на 19,7 процента больше, чем в 2001 году. Задолженность по зарплате во всех отраслях экономики сократилась почти в четыре раза. По темпам погашения задолженности по зарплате область — одна из лидеров среди регионов Украины. Поступления в Пенсионный фонд возросли на 22,4 процента. В регионе замедлились темпы сокращения численности работающих, повысилась эффективность использования рабочей силы. Началась устойчивая тенденция повышения спроса на рабочую силу. Среднемесячная потребность в кадрах возросла в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 15 процентов и достигла 10,1 тыс. человек.

Повышение уровня минимальной зарплаты до 237 гривен может поставить на всем этом крест. Несомненно, снова пойдут задержки с выплатой зарплат, увеличится задолженность перед тем же Пенсионным фондом, предприятия вынуждены будут изыскивать средства для выплаты выходного пособия, а государство — на то, чтобы потом платить людям по безработице.

Но, может быть, это повышение положительно отзовется на местном бюджете, ведь подоходный налог с граждан — основная его составляющая? Здесь тоже не все так просто.

— Чтобы обеспечить минимальную зарплату работникам бюджетной сферы с 1 января 2003 года из расчета 185 гривен, а с 1 июля — 237 гривен, необходима дополнительная дотация бюджету города Харькова в объеме 15,9 млн. гривен, считает Татьяна Таукешева, начальник главного управления бюджета и финансов Харьковского горисполкома. — Телеграмма об этом, за подписью городского головы Владимира Шумилкина, направлена в Верховную Раду Украины, в комитеты по бюджету и местному самоуправлению, министру финансов Украины. На начало недели ответ пока не получен.

Бюджет, формировавшийся на 2003 год, рассчитывался исходя из минимальной зарплаты 165 гривен. Все законы, которые влияют на доходную и расходную часть местного бюджета, должны были быть опубликованы не позже 15 августа. Так что проголосованный 26 декабря закон о повышении минимальной заработной платы должен применяться, согласно ст. 27 Бюджетного кодекса Украины, лишь с 1 января 2004 года. Мы надеемся, что Верховная Рада внесет изменения в закон о бюджете-03 и установит дотацию местным бюджетам или конкретную субвенцию на повышение минимальной заработной платы. Но, кроме того, законом от 26 декабря дано поручение Кабинету министров Украины в течение месяца разработать предложения по дотациям местным бюджетам, внести на рассмотрение ВР, что не было сделано. Такой дотации бюджет города Харькова пока не получил, но, с другой стороны, у нас нет информации, что в закон о госбюджете-03 внесены какие-либо изменения.

Ответить на вопрос, что будут делать, если дополнительные деньги так и не поступят, в горфинуправлении пока не в состоянии. Местные финансисты пытаются действовать в правовом поле. Но вот чем окончится столь похвальное послушание? 15,9 млн. гривен для города — огромная сумма. Для сравнения — это 12 процентов расходов на содержание всех учреждений здравоохранения Харькова. К тому же 15,9 млн. — это потребность без учета восстановления тарифной сетки. Если же учесть и эти расходы, то Харькову не хватает более 70 млн. гривен. Но об этом здесь пока стараются даже не думать...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме