Слава Богу, об отключениях электроэнергии, массированно свалившихся на Украину в середине 90-х, мы уже практически забыли. И все же они, например, в Николаеве, случаются: иногда — на три-пять минут, иногда — на полчаса. Вот вы зимним вечером выгуливаете собаку, и вдруг весь квартал погружается в темноту. Вокруг — тихо и темно, только скрипят двери балконов и лоджий: многие из жителей хотят узнать, погас свет только в одной-двух квартирах или же во всем доме, квартале.
Еще никто не успел достать из ящика свечу, и поэтому окна — словно черные дыры. Впрочем, не все. Если присмотреться внимательнее, то значительная часть окон — светлее. Это окна кухонь, сквозь них слабо пробивается голубая морось: в холодную пору газовые конфорки согревают жилище. Идет, так сказать, неконтролируемый и ненормированный отбор газа, ведь вобще-то владелец газовой плиты платит только за приготовление пищи — отопление же квартиры или купание, разумеется, нигде не предусмотрено.
В балансовых отчетах газопоставщиков есть специальная графа «оттоки» — это потребленный населением газ, за который невозможно предъявить счет. Например, в январе с.г. оттоки по Николаевщине превысили 7 млн. кубометров газа — почти на миллион кубометров больше, нежели население всей области отплатило за приготовление пищи, то есть за легальное использование газовых плит.
Для кого экономия, для кого — потери
Казалось бы, ситуацию с оттоком объяснить несложно: такие уж у нас люди, брали и будут брать бесплатный газ (разумеется, сказанное касается только тех, у кого не установлены газовые счетчики, а таких — абсолютное большинство). Но сами поставщики топлива не спешат перекладывать всю вину на население. Заместитель председателя правления ОАО «Николаевгаз» Николай Ковширин говорит, что у них есть претензии к потребителям. Бывает, заходит контролер в квартиру, а там на всю открытую духовку горит газ: греют квартиру. «Что же вы делаете, как не стыдно?» Ответ хозяйки: «А что, я только сейчас зажгла газ, прогреваю духовку, курицу буду жарить». И ничего не поделаешь: газовики — не энергетики, которые могут сразу «отрезать» свет.
Но главное все же в том, что люди просто вынуждены расходовать газ не по целевому назначению. Вынуждены из-за недобросовестной работы теплоэнергетиков.
Считаю, выразился Николай Ковширин слишком мягко: баталии газовиков и тепловиков уже стали притчей во языцех и обросли таким лексическим каркасом, что его нельзя демонстрировать в прессе. Противостояние заложено уже в самой сакраментальной фразе «меньше тепла — больше газа». Действительно, кто будет греть в ведре воду на плите при наличии круглосуточного горячего водоснабжения? Чтобы в некоторой степени урегулировать проблему, Кабмин еще в 1996 году утвердил нормы потребления природного газа населением при отсутствии газовых счетчиков. Там записано: есть централизованное горячее водоснабжение — человек ежемесячно платит за 9,8 кубометра газа, нет горячей воды — плати уже за 18,3 кубометра.
А поскольку горячую воду можно подавать не круглосуточно, а два или десять часов в сутки, то тот же Кабмин уже в 2001 году внес изменения в постановление, установив «срок отсутствия горячего водоснабжения»: «более шести часов в сутки в случае целевого водоснабжения или более 30 процентов общего времени подачи воды по суточному графику, в который не включается перерыв в его снабжение в ночное время (с 24 до 6 часов)».
Абракадабра, конечно, еще та, сам черт ногу сломает, но об этом — ниже. Главное, что у газовиков появились реальные основания утверждать: при таких и таких условиях фиксируем отсутствие горячего водоснабжения. Следовательно, можно брать плату не за 9,8 куба, а за 18,3, то есть печально известные оттоки уменьшатся. Надо только регулярно составлять акты о более чем 30-процентном отклонении от общего времени подачи воды по суточному графику, подписанному тепловиками и газовиками.
И пошла писать губерния! Едва ли не наиболее ярко проявил себя в эпистолярном жанре директор по финансам и экономике Николаевского городского теплоэнергетического объединения Н.Филевский. Вот, например, он докладывает первому заместителю городского головы В.Бушину, что письмо председателя правления ОАО «Николаевгаз» В.Сусуловского рассмотрено, и напоминает вице-мэру, что горисполком установил график подачи населению горячей воды 16 часов в сутки с гарантированным горячим водоснабжением в такие часы: 6.00 — 10.00, 12.00 — 14.00, 18.00 — 23.00.
Плюсуем: горячая вода подается на протяжении 11 часов. Но у директора по финансам и экономике — своя арифметика, потому что абзацем ниже он пишет: «Учитывая, что продолжительность подачи горячей воды в жилые дома не ниже 12 часов, у ОАО «Николаевгаз» нет оснований производить начисления населению по норме потребления природного газа 18,3 куб. м на человека в месяц». Я спрашиваю у читателя: если в вашу квартиру подавали воду на протяжении 11 часов в сутки, то сможете ли вы определить, сколько часов той воды не было? Правильно, тринадцать. А вот господин Филевский вполне серьезно возражает на предложение господина Ковширина, ибо нужно, мол, чтобы в акте фиксировался «срок отсутствия горячего водоснабжения.., а не срок подачи горячей воды». Буквально на следующий день Н.Филевский получает письмо от В.Сусуловского: «Во исполнение постановления Кабинета министров Украины от 08.06.1996 г. № 619 (с изменениями, внесенными в соответствии с постановлениями КМУ от 08.06.1998 г. № 822 и от 21.06.2001 г. № 670) в двухстороннем акте, который подписывают теплоснабжающая и газосбытовая организации, должен быть зафиксирован срок отсутствия горячего водоснабжения, то есть перерыв в горячем водоснабжении в часах. В акте, предоставленном вашим тепловым объединением, не зафиксирован срок отсутствия горячего водоснабжения в часах. На основании вышеприведенного, общество просит ежемесячно предоставлять информацию о сроке отсутствия горячего водоснабжения в жилых домах (в часах) в виде нижеуказанных двухсторонних актов, что будет основанием для перерасчета населению платы за природный газ». Результат? Как несложно догадаться, нулевой.
Впрочем, «Николаевгаз», принимая во внимание, что даже на бумаге горячая вода подается не более чем 11 часов в сутки, определил 30 процентов от 16 часов. Срок отсутствия превысил установленный Кабмином рубеж на 12 минут. Мелочь? Но она дает законные основания пересчитывать плату за газ, уменьшать упоминавшиеся оттоки. Кошельки определенной части николаевцев этих перерасчетов практически не замечают, но есть многочисленная категория горожан, на благосостоянии которых сказывается каждая копейка, каждая гривня. Это те, кто получает субсидии.
Конвертный «шантажист»
Вообще на протяжении года отделы субсидий недодают малоимущим по 19,44 гривни. И недодают не по своей вине, а потому что гортеплоэнерго, ведя бумажные войны с газовиками, отказывается выдавать надлежащие справки. Практически все нуждающиеся николаевцы, пооббивав пороги различных контор, махнули рукой: такая уж, дескать, наша судьба, не увидим мы тех 19 гривен 44 копеек. Но на улице Парковой (сейчас — Олийныка, покойного мэра) проживает Анатолий Ильченко, 50-летний инвалид второй группы. Он один, своими силами взялся пробивать чиновничьи стены.
Теплоэнергетик Н.Филевский, очевидно, совершенно не подозревал, с кем он сошелся в поединке, поэтому в первом письменном ответе попробовал легко отфутболить Ильченко: «Рассмотрев ваше обращение относительно выдачи справки на субсидию, сообщаем следующее. Мы были бы рады помочь вам в решении поставленного вопроса, но у нас нет правового обоснования для выдачи справок с отображением информации об отсутствии горячей воды на момент обращения...»
Классический образец отписки! Месяцами бегая от одной конторы к другой и стаптывая башмаки, Ильченко показывал и комментировал «бомагу», где только мог. Со временем ему принесут письменные извинения из главного управления труда и социальной защиты облгосадминистрации, извинится за своих клерков городской голова Владимир Чайка, будут присылать исчерпывающие разъяснения заместители губернатора. Но ни разу не извинится господин Филевский!
Наконец-то вмешался прокурор Николаева С.Полищук: «Ильченко А.Н. Сообщаю, что прокуратурой города Николаева ваше обращение, поступившее из прокуратуры Николаевской области относительно отказа должностными лицами Николаевского городского теплоэнергетического объединения выдать необходимую вам справку, рассмотрено. По результатам проверки исполнительному директору Николаевского городского теплоэнергетического объединения Шевченко Ю.А. внесено предписание об устранении нарушений законодательства об информации с требованием выдать необходимую вам для начисления субсидии справку. Таким образом, вам необходимо обратиться в НГТЭО и получить справку».
На этом фоне четко выделяется послание Ильченко от Филевского в одно предложение: «На ваше обращение от 21.01.04 г. сообщаем, что Николаевское городское теплоэнергетическое объединение не нанесло вам никакого морального ущерба и в связи с этим отсутствуют объективные и правовые основания для удовлетворения вашего требования о возмещении «морального ущерба».
Я спросил у Ильченко, какого именно возмещения он хотел. «Да конвертов! Я объяснял секретарше в приемной, что это же по их вине приходится отсылать десятки писем: и в горсовет, и в прокуратуру, и в областную администрацию, и в Киев... А пенсия же мизерная, каждая копейка на счету. Дайте, говорю, мне хотя бы сколько-нибудь конвертов, ведь я на них и на бумагу за полтора года кучу денег истратил».
Вместо этого господин Филевский письменно проинформирует городского голову: «Инвалид второй группы Ильченко А.Н. в настоящее время шантажирует секретаря НГТЭО, требуя выдать ему 40 (сорок) почтовых конвертов».
В настоящее время иск Ильченко к НГТЭО рассматривают в суде. Думаю, там разберутся, какой из него шантажист.
У нас оттоки не только газа...
К сожалению, успех 50-летнего героя в борьбе за справку — лишь прецедент. Общей катавасии газовиков с тепловиками не видно конца. Наличие горячей воды в кранах, температура отапливаемых батарей и количество потребляемого газа — это сообщающиеся сосуды, здесь взаимосвязь наглядная. Так, Кабмин отреагировал на реалии, позволив газопоставщикам повышать нормы потребления газа в случае недостаточной подачи горячей воды. Но сказав «а», не следует, может, забывать и о «б». Разве, скажите, не выглядит логичной такая же взаимозависимость между холодными батареями и разогретыми духовками газплит?
Только эффективность такого «б» была бы действительно высокой, если бы за потребленный сверх нормы газ расплачивались не жители квартир или отделы государственных субсидий, а теплоэнергетики. Да и «а» Кабмина, как я уже отметил вначале, сказано не совсем по правилам риторики. Посмотрим еще раз: «...более 30 процентов общего времени подачи воды по суточному графику, в который не включается перерыв в его подаче в ночное время (с 24 до 6 часов)». Во-первых, «в его подаче». Какого такого «его»? Может, «ее» — воды? Во-вторых, «в который не включается». Это — в общее время или в суточный график? Возникли разночтения. И пользуются им не только тепловики. Вот, например, первый вице-мэр В.Бушин в феврале этого года письменно «обращал внимание» В.Сусуловского, что минимальная продолжительность подачи горячей воды, при которой не повышаются нормы потребления газа, — 7 часов 40 минут. То есть, в мэрии выводили тридцать упоминавшихся уже процентов от 11 часов.
Не внесли ясности ни Антимонопольный комитет, ни Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, ни Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики, куда за разъяснением обращался «Николаевгаз». Ко всему еще и образец двухстороннего акта, который должен фиксировать продолжительность отсутствия горячего водоснабжения, до сих пор не утвержден Минюстом, а без этого он — источник для бесконечного субъективизма.
Похоже, у нас проблема с оттоками не только газа...