Если верить официальным сообщениям, Евросоюз усиленно ищет возможности ограничить торговлю и инвестиции в Крыму и Севастополе. Ранее главы государств и правительств стран ЕС призывали международные финансовые институты воздержаться от финансирования любых проектов, которые признали незаконный статус оккупированного Россией полуострова. Более того, были ограничены инвестиции в создание, приобретение или развитие транспортной, телекоммуникационной, энергетической отраслей; инвестиции в нефть, газовые или другие полезные ископаемые.
Уже наложены санкции на Керченскую паромную переправу, Севастопольский и Керченский морские торговые порты, госпредприятие "Универсал-Авиа", производственно-аграрное объединение "Массандра", агрофирму "Магарач" и завод шампанских вин "Новый свет". В свою очередь, РФ заявляет о планах выделить из резервного правительственного фонда полуострову порядка 250 млрд руб. до конца 2015 г. Это колоссальная сумма не только для региона, но и для России - в случае ее получения Крым к 2017-му станет лидером по сумме дотаций среди российских федеративных субъектов. Но сможет ли экономика Крыма обойтись без европейских инвестиций и торговых партнеров?
"Серая" зона
Крымский полуостров всегда был дотационным регионом, и его доходы заметно отставали от расходов. В 2013 г. прямые бюджетные дотации в Крым составили 2,4 млрд грн. В 2014-м казна Украины должна была предоставить региону почти 3 млрд грн. По оценкам экспертов, полуостров лишь на 34% является финансово самостоятельным, и разница всегда покрывалась за счет государственного бюджета. Естественно, регион с такими экономическими показателями сильно зависим и от инвестиций, а его переход в "серую" правовую зону уже отразился на экономической ситуации.
Громадные трудности в энерго- и водообеспечении, а также в транспортном сообщении существенно повышают риски и уж никак не добавляют инвестиционной привлекательности крымской экономике. Кроме того, большинство украинских финансовых учреждений практически свернули деятельность своих филиалов на полуострове. Существенно ограничивает инвестиции и утрата за пределами России интереса к Крыму как к объекту туризма и рекреации. Объем капитальных инвестиций, освоенный крымскими предприятиями и организациями в первом квартале с.г., уменьшился на 76,9% по сравнению с предыдущим годом. ЕС до последнего времени являлся основным иностранным инвестором в экономику Крыма: из почти 1,5 млрд долл., вложенных сюда из-за рубежа по состоянию на 1 апреля 2014 г., на страны ЕС приходится более 900 млн.
Безусловно, санкции ЕС усложняют работу крымских предприятий, например, Керченскую паромную переправу обслуживают греческие и итальянские паромы. Они взяты в аренду, и после завершения ее срока переправе придется искать партнеров вне ЕС.
Уже прекратил свою работу единственный малобюджетный авиаперевозчик РФ "Добролет", совершавший полеты исключительно между Москвой и Симферополем, поскольку любые авиаперевозки невозможны без тесного сотрудничества с США и странами ЕС.
Но говорить о перекрытии инвестиционного потока было бы преувеличением, так как и до введения санкций фактически никакого потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Крым не было. Как таковые ПИИ составляют мизерные 2% от общего количества средств, вкладываемых в полуостров. По сути, Крым, и ранее не особо привлекавший иностранных инвесторов, обрек себя на полную изоляцию.
По данным центра Разумкова, в наиболее успешный по привлечению иностранных инвестиций год -
2011-й - за их счет было профинансировано 12,6% всех вложений в основной капитал Крыма, что по мировым меркам является очень высоким показателем зависимости. Именно в этот период был пик активизации политики ЕС, называемой "Черноморская синергия" (Black Sea Synergy). "Согласно анализу, который был проведен мною в сентябре 2011 г., - рассказал ZN.UA Владимир Сиденко, научный консультант центра Разумкова, - было зафиксировано наличие 151 инвестиционного проекта и предложения для Крыма, которые курировало Агентство регионального развития АРК. Причем стоимость 129 проектов составляла около 30 млрд долл.".
Эти проекты предполагали, прежде всего, развитие сферы рекреации и курортов, транспортной инфраструктуры, промышленности и энергетики, с выраженным акцентом на осуществление мер экологической направленности. И главными инвесторами должны были стать компании Евросоюза. Однако еще в 2012-м все благие начинания были заморожены, так как столкнулись с непреодолимыми преградами в виде коррумпированности и некомпетентности крымских партнеров. Теперь ситуация лишь усугубилась, и уже смело можно говорить не об "отложенных", а о "похороненных" инвестициях.
"Крым не признается мировым сообществом в качестве части территории Российской Федерации. А это означает, что он фактически не имеет возможности использовать международно-правовые нормы для защиты интересов субъектов экономической деятельности на территории полуострова. Местные предприятия, к примеру, фактически не могут сегодня поставлять свою продукцию в страны ЕС, если не имеют выданных в Украине сертификатов, - говорит Владимир Сиденко. - Ведь, по данным Крымстата, в апреле-мае 2014 г. поставки из Крыма в страны ЕС составили мизерные 113,4 тыс. долл., тогда как в 2013-м было около 171 млн долл, то есть в среднем в 251 раз больше. В таких условиях единственным рынком остается рынок России".
Невиданная щедрость
По данным министерства финансов России, только в 2014 г. планируется выделить присоединенному Крыму около 150 млрд руб. Еще
100 млрд будет выделено в 2015-м. При этом госбюджет остается единственным источником финансирования полуострова. По сумме дотаций Крым станет одним из лидеров среди российских регионов. Так, в
2014-м наибольшими получателями госдотаций определены республики Якутия (51,4 млрд руб.) и Дагестан (43,2 млрд), а также Камчатский край (31,7 млрд). Даже Чечня, которую правительство РФ сознательно "перекармливает", выглядит на этом фоне достаточно скромно: в нынешнем году республика получит лишь 19 млрд руб.
"Российские 250 млрд руб. обещанных инвестиций для Крыма - гигантская сумма. Для сравнения: промышленное производство региона в январе-мае составило в эквиваленте 32,1 млрд руб. А весь валовой региональный продукт 2013 г. - около 50 млрд грн, т.е. около 190–200 млрд руб. Это беспрецедентно большая для Крыма сумма - 125% ВРП. Все инвестиции 2013 г. - 14,4 млрд грн, то есть около 55 млрд руб. Но эти деньги получит не крымская экономика, а российские компании, так называемые короли госзаказа, которые будут строить керченский мост, российские пограничники и военные, которые будут обустраивать границу, военные части и т.д. То есть сумма огромная, но собственно для развития Крыма абсолютно бесполезная", - опускает на грешную землю оптимистов-мечтателей Борис Грозовский, российский экономический эксперт.
Бюджетообразующим вроде бы призван стать комплекс крымских казино - указ о возможности их появления недавно подписан российским президентом. Российское правительство планирует вложить в предприятие порядка 15 млн долл., хотя, по самым скромным оценкам экспертов игорного бизнеса, создание игорной зоны не может стоить менее 100 млн долл. Кто и каким образом будет вкладывать средства в этот проект, в свете наложенных экономических санкций непонятно. Даже без учета спорного членства Крыма в составе РФ, вложения в игорный бизнес считаются очень рискованными. Расположится новой игорной зоне предначертано в районе большой Ялты, и она должна будет ежегодно приносить 25 млрд руб. Эта сумма также вызывает много вопросов. Россия уже имеет неудачный опыт создания игорной зоны "Азов-сити" в Краснодарском крае. Власти Кубани инвестировали свыше 1 млрд руб. в инфраструктуру проекта, а взамен не получили ничего, кроме миллионных долгов за аренду земли.
Кроме того, важно понимать, что Крым традиционно делится на регионы, специализирующиеся на определенных видах деятельности - рекреационные ресурсы, сельское хозяйство, промышленность, транспорт. Неравномерность природно-ресурсного, производственного и социального потенциала территорий Крыма, а также их узкая экономическая специализация уже стали причиной диспропорциональности внутрирегионального развития полуострова. Для того чтобы экономика полуострова развивалась, необходимо вкладывать средства не только в туризм или ОПК. Крым не ограничивается ЮБК и морскими портами, а в развитии нуждается, прежде всего, центральная часть полуострова, среди отраслей - сельское хозяйство и промышленность региона. Но именно эти направления наименее привлекательны для РФ. Вложение средств лишь в определенные проекты только усугубит сегрегацию тех секторов экономики, которые требуют экономической поддержки, и в долгосрочной перспективе существенно ухудшит экономическую ситуацию.
Да и российский госбюджет выдержит дополнительную нагрузку с трудом. Ради выделения дотаций полуострову в РФ были заморожены масштабные проекты государственного значения - создание глубоководного порта в Тамани и строительство моста через реку Лену близ Якутска, сократились расходы на автодорогу М56 от Якутска до Невера. Кроме того, на российский бюджет легла дополнительная нагрузка ужесточающихся санкций Запада. Серьезные долгосрочные последствия для доходной части бюджета РФ будут иметь и меры ЕС по энергоэффективности и диверсификации источников энергоснабжения. Соответственно, озвученная сумма дотаций еще не константа и если и будет меняться, то вряд ли в сторону увеличения.
Мимо кассы
"Много денег - это хорошо, когда существует потенциал их эффективного освоения, иначе излишнее предложение средств создаст только мощное инфляционное давление. Следует также учитывать, что большие дармовые вливания денег - идеальная среда для хищений, разного рода "откатов" и разбазаривания денег путем вложений в дутые инвестпроекты", - считает Владимир Сиденко. По его мнению, дело даже не в текущем падении промышленного производства и доходов от туризма, эти потери могли бы считаться, в конечном счете, временными и восполнимыми. Главное то, что непонятно, в какие новые отрасли и производства могут быть продуктивно вложены эти немалые средства в Крыму, экономика которого практически изолирована от внешнего мира и односторонне привязана даже не к экономике России, а к российскому бюджету. "В этих условиях невольно приходит мысль, что столь большие вложения пойдут преимущественно на формирование крымского форпоста российской армии, а не на развитие Крыма", - отмечает эксперт.
А деньги Крыму действительно нужны, и не только для 13 предприятий оборонно-промышленного комплекса, но и для других отраслей. Химическая промышленность полуострова способна производить исключительно сырье, пищевая промышленность давно нуждается в техническом переоснащении мощностей и основных фондов. По оценкам комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, для того чтобы Крым мог конкурировать на равных с зарубежными товарами, нужна модернизация ценой не в 200 млрд руб., а в 2–4 трлн руб. в год. Найти такую сумму, не привлекая зарубежных инвесторов, задача попросту невыполнимая. Более того, инвестиции ЕС - это не только деньги, но и передовые технологии производства и управления, нематериальные активы, инновации, патенты, ноу-хау, вложения в человеческий капитал. Вряд ли можно сказать то же самое о российских деньгах. Так что потери в потенциале конкурентоспособности и в перспективах технологического развития будут очевидными.
"В Крыму очень интересная экономическая ситуация: за первое полугодие промышленность упала на 9,5%, сельское хозяйство - на 5, грузоперевозки - на 30,8, а пассажирские - на 7,7%. Импорт в январе-мае превысил экспорт в шесть раз. В прошлом году импорт превышал экспорт не так значительно - примерно на 20%. То есть экспорт обвалился очень круто, - рассказывает Борис Грозовский. - Потребительские цены выросли на 18,7%, в том числе на продовольствие - на 24,2%. Что очень интересно, зарплаты растут почти вровень с инфляцией. То есть их номинальный рост в Крыму сейчас намного выше, чем в Украине, но весь он съедается инфляцией. При этом, скорее всего, рост цен недоучитывается - по эмпирическим свидетельствам, цены выросли на 30–50% минимум".
По мнению эксперта, крымская экономика в ближайшее время сможет получать инвестиции только от России и поддерживающих ее позицию в конфликте с Украиной стран. При этом российские инвестиции на полуостров только начинают поступать, а значит, спад инвестиций и промышленности в Крыму (как минимум, какое-то время) продолжится.
Декларируя столь существенные дотации для полуострова, Москва пытается продемонстрировать мировому сообществу, насколько выгодным стало для Крыма присоединение к России, однако санкции ЕС делают эту ношу едва ли посильной для РФ. Население Крыма в данном случае стало заложником конфликта и вряд ли останется в выигрыше. Даже если Россия инвестирует в экономику полуострова обещанные средства, это практически никак не отразится на благосостоянии рядового крымчанина, а в долгосрочной перспективе приведет к еще большему упадку слаборазвитых регионов полуострова.