ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ ВЕДУТ В СЕЛО, ИЛИ ХОЖДЕНИЕ ЗА ДВА КИЛОМЕТРА

Поделиться
Эре развитого социализма оказалось не под силу стереть грани между городом и селом. Удалось лишь стереть с лица земли хутора и небольшие села: по «неперспективным» населенным пунктам прокатилось «укрупнение»...

Эре развитого социализма оказалось не под силу стереть грани между городом и селом. Удалось лишь стереть с лица земли хутора и небольшие села: по «неперспективным» населенным пунктам прокатилось «укрупнение». Пользовались при этом почти сталинской формулой «Нет села — нет проблемы» — не нужно ни коммуникации прокладывать, ни социальную сферу строить.

Но взят иной курс: мы пытаемся пробраться не в такое уж и далекое, но теплое место под солнцем — в Европу. И выработанные на Западе стандарты жизни служат при этом путеводителями. Цивилизованный мир уже давно решил проблему малых и больших расстояний: до любого населенного пункта здесь можно добраться по удобной автомобильной дороге. Но, очевидно, мы все равно пойдем своим путем. Если российское правительство обещает до 2015 года каждой семье по автомобилю, то украинское — до конца 2007 года гарантирует каждому селу отдельный автобус...

Сейчас крестьянам лучше всего на Киевщине. По статистике Минтранса, только в три села столичной области не ходят рейсовые автобусы. Самая сложная ситуация с автобусным сообщением на Сумщине: здесь жители 145 населенных пунктов остаются оторванными от «большой земли». Всего же в процессе реализации программы «Сельский автобус» (утверждена 14 февраля 2003 года) транспортные средства общественного пользования начали появляться почти в 3 тыс. сел, которые раньше такой роскоши не имели. Открыто 1115 новых маршрутов, а в 1100 — внесены изменения.

В соответствии с программой, населенный пункт считается обеспеченным регулярным автобусным сообщением, если соблюдены определенные нормы. Скажем, села, где проживает более 1 тыс. жителей, должны обслуживаться автобусами семь дней в неделю, если же жителей 750—1000 — шесть, 500—750 — пять, 350—500 — четыре, 200—350 — три дня в неделю. Маршрут должен функционировать круглый год, а не сезонно.

Целесообразность курсирования автобусов в села, где проживают менее 200 человек, местная власть определяет самостоятельно, руководствуясь «социальной потребностью населения в посещении районного центра или другого города».

Любопытная деталь: небольшой населенный пункт считается обеспеченным автобусным сообщением, если остановка расположена на расстоянии двух километров от крайнего дома села. Такая норма кажется крестьянам как минимум спорной. Далеко не каждый пенсионер способен преодолеть то, что в программе «Сельский автобус» называется «30-минутной пешеходной доступностью автобусной остановки», а многим приходится еще и по селу идти не меньше. Поэтому реально до остановки может быть добрый час ходьбы, да еще и быстрым шагом. Сколько после этого нужно стоять пенсионеру на дороге и возьмет ли его набитый пассажирами автобус из соседнего села, в документе предусмотрительно не указано. Не говорится там и о количестве дней, в которые крестьянам можно выходить со своими сумками к остановке, если она действительно существует.

Но это уже детали. Главное, что теперь в Украине нет ни одного населенного пункта, к которому ведет дорога с твердым покрытием, но не курсирует автобус. Таких сел государственная статистика фиксирует 95,6 процента от общего количества. Остальные — просто не имеют дорог, если не считать таковыми тропинки, протоптанные непоседливыми жителями не по-европейски диких сел. Их можно было бы объявить мекками модного сейчас зеленого туризма и на государственном уровне охранять от безостановочного наступления цивилизации, если бы речь шла о каком-то десятке забытых Богом и людьми населенных пунктов. Но счет здесь даже не на сотни: их — 1246.

Надо полагать, проблемами именно этих сел озабочена Государственная служба автомобильных дорог Украины, которая строит подъезды к населенным пунктам, чтобы их жители, отправляясь в райцентр, не сбивались с пути. Как нам сообщили в Госавтодоре, в прошлом году проложено 16 подъездов с твердым покрытием к сельским населенным пунктам общей протяженностью 29,1 км, что обошлось в 11,4 млн. гривен. «Это на 11 подъездов больше, чем в 2002 году», — сказано в сообщении пресс-центра. Возможно, кого-то подобная динамика и радует, но по нашему мнению, она свидетельствует исключительно о том, что в позапрошлом году лишь к пяти селам во всей Украине были подведены дороги. В нынешнем году планируется обустроить еще 15 подъездов. Таким образом, трехлетняя программа Кабинета министров будет перевыполнена почти на 3%, то есть на один-единственный подъезд к селу.

Если темпы строительства сохранятся, даже с учетом перевыполнения, то понадобится немногим более 100 лет, чтобы появились подъезды ко всем селам, которые их не имеют. Дальше уже местная власть будет строить дорогу непосредственно через населенный пункт и возводить автобусные остановки. Естественно, если будут деньги.

Посильный вклад в транспортизацию сельской местности вносит и Министерство образования и науки, осуществляя государственную программу «Школьный автобус». На эту цель в госбюджете нынешнего года впервые предусмотрено финансирование — 33,45 млн. гривен. За государственные средства планируют приобрести 209 автобусов, которые будут использоваться для бесплатной перевозки учеников и учителей, живущих на больших расстояниях от своих школ.

Понемногу приближаются к селу и прочие блага цивилизации. В частности, закипела работа над законопроектом, по которому часть доходов, полученных от мобильной связи, будет направляться на развитие телефонных сетей на селе. Но крестьяне не ждут манны небесной: в прошлом году телефоны появились в 76 тыс. сельских домов, в среднем это по шесть аппаратов на село.

Министерство здравоохранения, со своей стороны, начало дискутировать о том, не позволить ли в сельских фельдшерско-акушерских пунктах продавать лекарства первой необходимости. Таким образом планируют обеспечить каждое село чем-то похожим на аптеку. Добрые намерения остается лишь воплотить в жизнь.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме